Украинский контент должен стать королем. Как на KYIV MEDIA WEEK обсуждали задачи и ограничения кинопромо
Почему украинское кино не бьет рекорды и не срывает кассу? Как с ним обращаться украинским же дистрибуторам и кинотеатрам, чтобы не обанкротиться? Возможно ли найти такой баланс между хорошей промокампанией и хорошим проектом, чтобы таки достучаться до зрителя, и как это лучше делать?
Такие вопросы стояли перед спикерами и гостями панели «Украинские кинотеатры и производители контента: стратегии win-win» в рамках международной конференции KYIV MEDIA WEEK.
Но прежде чем передать право голоса заявленным спикерам, за стол вышли совсем другие люли. Не зря Ирина Костюк записывает каждый жест на видео
Андрей Дяченко (UFD)
и Сергей Созановский обещают «порвать» бокс-офисы. То есть привести в украинские кинотеатры 700 тыс. зрителей на премьеру фильма «Захар Беркут»
Дату премьеры картины, кстати, заявили там же - о чем вы уже знаете. Это 10 октября 2019 года.
Кому как не Сергею Лавренюку радоваться?
Таким образом позитивный настрой на продуктивную беседу был дан.
Но уже с самого начала модератор встречи Артем Вакалюк озвучил самый интересный вопрос: что, если в первый уик-энд фильм собирает явно меньше ожиданий, как, например, недавний «Бобот», собравший 880 тыс. грн.
И это если не упоминать всуе, например, фильм «Коли падають дерева» Марыси Никитюк, который привлек в кинозалы всего 2 тыс. 700 зрителей и собрал меньше 240 тыс. грн в первый уик-энд.
Наверное, именно поэтому прокомментировать вопрос попросили Полину Толмачеву - от лица FILM.UA Group, на фильмы которой уже были проданы более 1 млн билетов в Украине.
- Цифра прекрасна, да, - отметила Полина. - Но ее хочется увеличивать на порядки. Для этого нужно, чтобы цепочка кинопроизводства и кинодистрибуции стала единым целым организмом, чтобы возникла синергия между всеми участниками процесса. Нужно понять взаимную выгоду, сильные и слабые сторорны партнера.
Важно, чтобы производитель еще на уровне девелопмента фильма понимал, для чего и для кого делает этот фильм, понимал целевую аудиторию. Затем - реализовать проект максимально дешево, поставить его на правильную полку и так далее: классический маркетинг. Но нужно признавать, ччто роль производителя контента в этом процессе важнейшая: у прокатчиков, кинотеатров и всех остальных есть много проектов, а у тебя, если ты производишь фильм, это твой единственный ребенок сегодня.
Нам всем нужно работать над брендом украинского кино со своей стороны - не только производителям, но и кинотеатрам, и дистрибуторам, и медиагруппам. Хотя именно первым нужно сломать свое представление о кино и начать относиться к собственному фильму еще и как к продукту, который необходимо продать.
Андрей Ногин, менее года назад, по сути, дебютировавший в киноиндустрии с комедией «Свингеры», рассказал о том, как пересекаются зрительские аудитории кино и телевидения. Несмотря на явный оптимизм Андрея, его утверждения нужно все же делить на определенное число: аудитория, которая регулярно ходит в кинотеатры, коррелирует с телевизионной только в определенных жанрах. Да и создать хайп на теме секса в пуританской стране с закомплексованым населением можно лишь ограниченное количество раз.
Наталья Байдан, директор кинотеатров «Планета кино», уточнила, что кредит доверия к украинскому кино вообще и к фильмам отдельных производителей, например FILM.UA Group, - разные вещи.
- Поработав с картинами FILM.UA на нескольких релизах, мы уже отлично понимаем, каким будет и продукт, и его поддержка. Но нельзя сказать то же самое о любом украинском фильме, который выходит в прокат.
Наталья уточнила, что в этом году в прокат выходят два сиквела украинских фильмов: это «DZIDZIO Перший раз» и «Свингеры-2» (на самом деле фильм выйдет, скорее всего, не 5 декабря, как анонсировалось раньше, а уже в 2019 году).
- Я очень хочу надеяться, что эти сиквелы будут такими же успешными, как и предыдущие картины. Это важно, чтобы зрители начали нам доверять и идти на украинское кино, но сомнения определенные есть. Сложно, когда аудитория имеет предыдущий опыт и ожидает чего-то большего, что авторы превзойдут свою первую попытку.
Кинотеатрам сложно, когда аудитория размыта: нам очень хотелось бы, чтобы продюсеры понимали, для какой именно аудитории они снимают фильм. Есть много аудитории, которую мы успешно заводим в кинотеатры из онлайн.
Кроме того, Наталья добавила, что настоятельно советует продюсерам обращаться к кинотеатрам на этапе девелопмента. Например, команда фильма «Жива», с которой «Планета кино» сейчас делает и проект «Король Данило», показала хорошие результаты, прислушавшись к рекомендациям кинотеатра.
Андрей Дяченко же пошел другим путем:
- Мое мнение другое. Первая волна интереса к украинскому кино в прошлом году закончилась. Теперь зритель хочет более качественного контента, и обманом или маркетингом его уже не возьмешь. Моя точка зрения - это будет осень разочарований для украинских производителей, потому что уровень контента, за исключением нескольких картин, не вырос. А зрители за то качество, за которое платили год назад, платить уже не будут.
«Бобот» в данной ситуации - подтверждение моих слов, а не иллюстрация ошибок маркетинга. Проанализируйте отзывы, которые оставляют зрители, и все станет очевидно.
Производители должны понять, что не все фильмы снимаются для того, чтобы выйти на большой экран. Многие из них снимаются по сути для диджитал. Не мучайте дистрибутора или кинотеатр, выходите в онлайн и не спрашивайте, почему фильм собрал 500 тысяч, не занимайте чье-то экранное время. Половина фильмов никому не нужны, их продюсеры снимают для себя.
«Сейчас каждый продюсер думает, что это про других, а уж его-то фильм...» - пошутила Виктория Корогод.
- Я не совсем согласен с этим, - отметил Роман Мартыненко. - Потому что как же мы научимся в таком случае? Наш рынок только-только начинает появляться, и каждый фильм - не только огромный риск, но и то, на чем мы учимся.
Я всегда говорю режиссерам и продюсерам, что в первую очередь важно качество продукции: как правило, решение зрителя, идти или не идти на фильм, в современных условиях формируется уже через сутки после выхода картины. В первый же день выходят два миллиона отзывов - даже больше, чем было продано билетов. И никакой маркетинг вас не спасет.
Ну и второе - зрителя тоже нельзя перегревать. Да, трейлер может выходить за три месяца до картины, но активная фаза рекламной кампании должна начинаться где-то за две недели до релиза: уже тогда подключается наружная реклама, телевидение, диджитал, BTL и т.д. Но даже такая реклама не влияет на успех картины, а только информирует зрителя о старте проката.
90% успеха фильма - в его качестве и зрительском интересе. Фильм должен иметь изюминку.
- Я считаю, что зритель есть у любого фильма, просто разный. Да, увы, иногда этот зритель - родители режиссера. Зрители не смотрят, если фильм, например, о первом сексуальном опыте режиссера: им неинтересно. Ну, так происходит. Понимая это, нужно смириться, что твой фильм посмотрят 2 тыс. человек. Давайте и рекламировать для этих двух тысяч, партнерство с телеканалом «Украина» тут уже не нужно.
- Нужно повышать планку финансирования проектов Госкино. Лучше профинансировать 7-10 фильмов, но на достаточную сумму, чтобы они были конкурентоспособными, а не 50-70 фильмов, но 95% из них будут неконкурентоспособны, - резюмировал Дяченко.
Вот к такому консенсусу в итоге пришли спикеры, по традиции попросив не снимать плохое кино. Как думаете, кто-то прислушается?
Фото - Андрей Полищук