В 2003 году 24-летний программный координатор кинофестиваля «Молодость» Денис Иванов и трое его коллег - Марина Шух, Юля Сердюкова и Александр Чепига - решили открыть собственную кинопрокатную компанию. Слабо представляя, как устроен кинопрокат, но точно понимая, какое кино хотят показывать своему зрителю: «Хорошее кино. Фильмы, обязательные к просмотру, - сформулирует программную концепцию компании Денис через 15 лет. - Мы очень хотели заниматься кино, и рассчитывали на то, что есть много хороших фильмов, которые смогут собрать достаточно массовую аудиторию». Одолжив денег у родителей, Иванов и Ко на свой страх и риск купили фильм Жака Перрена «Птицы» и начали «устраивать» его в кинотеатры.
«Безусловно, идея заниматься кино мне очень нравилась, но также мне очень нравилась идея семейной компании, - вспоминает соосновательница «Артхаус Трафик» Марина Шух, к тому моменту уже ставшая женой Дениса. - Денис так горел этими идеями, а я видела свою миссию в том, чтобы его поддерживать. Мы вместе работали на единственном тогда кинофестивале «Молодость», там этого кино насмотрелись, загорелись - всем очень нравился контент, которым мы можем заниматься. Я видела, что у Дениса много энергии, чтобы с этим справиться, ну, и приняла правила игры. Для Дениса было очень важно заниматься именно своим делом, и все были готовы рискнуть. Было ясно, что с голоду мы не умрем, а остальное меня не так сильно интересовало - очень хотелось, чтобы жизнь была полной и интересной».
Естественно, достичь какой-то стабильности удалось не сразу - как шутит Марина, «долгое время мы едва ли существовали над уровнем земли». Но реакция зрителей на фильмы, которые выпускала в прокат «Артхаус Трафик», была вдохновляющей - с самого начала стартаперы поняли, что выбрали правильное направление, и все получится. «Мы провели фестиваль японского кино, который Людмила Борисовна Горделадзе считает первым проектом «Артхаус Трафик», но на самом деле это был первый успешный проект, - рассказывает Марина. - А первым фильмом были «Птицы»... Красивые такие постеры сделали на оберточной бумаге, директоры кинотеатров говорили: «Господи, вы сошли с ума! Зачем вы принесли газеты!», - а мы вложили все деньги в эти постеры (смеется). На «Днях японского кино» - наш первый фестиваль в «Жовтне», который длился 4 дня - случились аншлаги, и больше сомнений не возникало. Конечно, потом были разные периоды, но именно тогда появилась уверенность, что можно дерзать, рисковать… Купили факс (улыбается)».
«Начиная работать, мы имели мало представления о том, как вообще работает кинорынок. И поначалу не делали даже неделю проката - только несколько показов. Но большинство их них были аншлаговыми, и реакция публики нас сильно вдохновила, заставила двигаться вперед, - вспоминает Денис. - Мы почувствовали, что это нужно. Буквально в первый же год мы отработали свои основные форматы - сделали фестиваль японского кино, выпустили, например, фильм Франсуа Озона «Бассейн». То есть уже тогда начали находить авторов, за творчеством которых до сих пор следим, и понимаем, что оно действительно достойно того, чтобы быть представленным здесь».
Молодому дистрибутору предстояло выстроить работу с кинотеатрами, которых в Украине тогда можно было буквально пересчитать по пальцам, и доказать им, что у артхаусного кино в стране тоже есть зритель.
«Вначале у меня была должность букер (впрочем, тогда я такого слова не знала - у нас это называлось координатор по работе с кинотеатрами). Я звонила и говорила: «Здравствуйте, Любовь Васильевна. Вот, у нас новая компания...», - а мне отвечали: «Ребеночек, что ты мне такое предлагаешь?» (смеется). В общем, эта должность явно была не моя, и до тех пор, пока в компании не появилась Лиля, которая и по сей день наш букер, все хромало. Мы старались работать со всеми: например, с кинотеатром «Дружба». Его возглавляла женщина (не знаю, сколько ей было лет, но я мечтаю дожить до ее возраста и сравнить), называвшая попкорн попкормом, не в шутку... Любой фильм нужно продавать - описывать, убеждать, внедрять. А тогда… честно говоря, больше всего подходит слово клянчили. «Ну хотя бы на один сеанс, ну давайте попробуем, все равно же у вас не на все ходят, а мы сделаем рекламу»… На самом деле Денис в основном на личных контактах, на личном обаянии это все вытягивал. Мы были молодые, приятные, с горящими глазами. Директоры были в основном взрослые женщины, говорившие: «Такой хороший мальчик, ну ладно, давай попробуем - получи сеанс». Один из первых фильмов, которые мы выпускали - «Бассейн» Франсуа Озона - сильно поддержала Татьяна Коваль, которая была тогда директором кинотеатра «Украина». То ли она была любительницей Озона, то ли ей тоже хотелось рисковать, но площадка взяла нас - и это была мегапобеда».
Определившись с ключевыми площадками, компания начала собирать аудиторию вокруг них - рекламой, спецсобытиями, постоянным присутствием своих фильмов на экранах. Постепенно количество площадок увеличивалось, появлялись кинотеатры-партнеры. Будучи стартапом, дистрибутор мог сделать ставку на арт-мейнстрим, более массовое кино, собирающее хорошую кассу. Но поскольку «Артхаус Трафик» хотел показывать разные фильмы, в том числе очень нишевые, приходилось искать баланс между художественной и бизнес-составляющими процесса:
«Мы очень долго пытались выстроить систему и придумать, как это должно работать, - признается Денис. - И не могу сказать, что окончательно все придумали (смеется). Сейчас, конечно, есть много фильмов, которые попадают в жанр арт-кино, но которые смотрит аудитория в 25-30 тысяч человек. Тот же «Донбасс» Сергея Лозницы или «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера. Конечно же, с этими фильмами проще. Сложнее с теми, аудитория которых - тысяча человек. Но мы ведем несколько спецпроектов: фестивали национального кино - немецкого, британского, французского и так далее - которые делаем совместно с посольствами и культурными центрами; фестивальные проекты вроде «Киевской недели критики», где можно посмотреть действительно редкие, но очень хорошие картины. Они не имеют возможности выйти в широкий прокат, но свои 2 тысячи зрителей соберут на фестивале».
Вместе с компанией за эти 15 лет менялся и зритель - аудитория росла, расширялась, и сегодня это совершенно разные люди - от студентов, которых полно на каждом фестивале британского кино, и молодежи, которую теперь принято называть хипстерами, до женщин 50+, не пропускающих показы французских фильмов. Что интересно, эта аудитория не просто покупала билеты в кинотеатры, но и постоянно поддерживала связь со своим поставщиком хорошего кино:
«Это моя любимая история, - делится Марина. - Первую неделю, запустив фильм «Птицы», мы приходили к кинотеатру «Кинопанорама» и смотрели, кто выходит с показа и с какими лицами. Было такое guilty pleasure. Конечно, все были счастливы. Ты можешь почувствовать, что фильм понравился зрителю: то, что он мог бы адресовать авторам фильма, по факту адресуют дистрибутору. И иногда в этой зрительской благодарности удается искупаться. Да, умом ты понимаешь, что к авторству фильма отношения не имеешь, но благодарность принимать все равно очень приятно».
По словам Дениса, своей аудиторией «Артхаус Трафик» считает всех людей, которые ходят в кино (и в шутку добавляет, что всех, у кого есть глаза). Впрочем, так было не всегда: делить зрителей на «наших» и «не наших» дистрибутор перестал, когда понял, что у каждого конкретного фильма - своя аудитория. «Конечно, что-то должно быть поводом для диалога со зрителем - приз на фестивале, режиссер, звезда. Если нет ни того, ни другого - за что-то все равно нужно зацепиться, чтобы начать этот диалог. Безусловно, предпочтения у зрителя всегда есть, и есть какие-то очевидные «бренды» - режиссеры или актеры со своими историями успеха. Аудиторию каких-то режиссеров мы создавали сами - например, того же Франсуа Озона. Мы прокатывали большую часть его фильмов, начиная с 2004 года, и чувствуем себя частью команды этих картин. Тот же Педро Альмодовар - мы показывали несколько его фильмов, и хотя предыдущие работы режиссера могли быть у других дистрибуторов, за этим автором мы следим. И зрители, если брать какую-то условно нашу целевую аудиторию, тоже. Из актерских работ мы следим за тем, что делает Вигго Мортенсен - нам он кажется интересным, у него хороший вкус, а снимаясь в больших блокбастерах, он расширяет свою аудиторию».
А еще на выбор фильмов в компании влияют собственные вкусы: «Надо, чтобы нам нравилось, чтобы нам хотелось это показать, - говорит Марина. - У нашего программного директора есть волшебная фраза: «Я без этого фильма жить не смогу - купи». И потом, у нас все кино особенное, и многое зависит от того, как это «запаковать». Например, такая фишка: чем крупнее напишешь на постере «18+», тем больше ажиотаж. Отбирая контент, мы не подстраиваемся под публику, а ищем способы, как зрителю его предложить. В этом отношении, конечно, очень эгоистичный программинг получается. Главное - чтобы нам нравилось».
При этом выделить свои самые успешные проекты в «Артхаус Трафик» затрудняются - говорят, слишком много критериев, и каждый из них по-своему важен:
«Меня всегда смущает, когда мы начинаем сравнивать и говорить, что фильм Павликовского «Холодная война», например, был неуспешным, поскольку его посмотрело такое-то количество зрителей, а фильм «Сфера» с Томом Хэнксом и Эммой Уотсон был мегауспешным, - признается Денис. - У меня язык не поворачивается сказать, что «Сфера» - самый большой успех нашей компании, несмотря на то, что он собрал больше, чем «Холодная война» - и зрителей, и денег. Для меня успешный проект - это «Дом, который построил Джек», который превысил все наши прогнозы. «Донбасс» - очень успешный проект. «Далласский клуб покупателей» собрал приличный бокс-офис, несмотря на вводные: когда мы начинали работать с этим фильмом, для всех это было «кино про СПИД», все были очень скептически настроены. Но обстоятельства сложились так, что фильм получил «Оскар», Джаред Лето произнес на церемонии духоподъемную речь, упоминая Украину, тот же Джаред Лето приехал в Киев... Иногда обстоятельства складываются, и проект запоминается как успешный. Для меня успешность в том числе меряется тем, что мы смогли выпустить в прокат фильмы из списка лучших в 21 веке, и выжить».
Как и любая компания, работающая в любой сфере, дистрибутор не обходился без неудач, но и из них в «Артхаус Трафик» всегда умели извлекать уроки, чтобы двигаться дальше:
«Очевидные провалы случались, когда мы не могли посмотреть фильм заранее, а у него большие амбиции, и многие за него торгуются, - рассказывает Марина. - Мы рискуем, перебиваем ценой, привозим, расставляем - и все идет не так: дата не та, курс доллара взлетел… И все - яма. Так у всех бывает. Первым нашим испугом, по крайней мере моим, был «Затойчи» Такеши Китано, где наложились все факторы. Или «Диана», в которую мы вложили чуть ли не весь финансовый запас, который набрали за год: фильм вышел в декабре 2013-го, и «почему-то» не пошло… С другой стороны, это же все житейские штуки (улыбается).
Одной из сложностей был переход на цифру. На заре работы компании мы брали б/у копию фильма в Москве и показывали в украинских кинотеатрах по очереди. Это был последовательный прокат. Копии отправляли поездами, и в выходные «специальный сотрудник» компании - мы с Денисом - отправлялись на вокзал, в отстойники, чтобы забрать эти коробки весом по 40 кг у проводников. Вот так, пробираясь через рельсы и шпалы... Романтика, конечно, еще та.
Появление цифровых копий, с одной стороны, развязало нам руки. Но с другой - они очень тяжело внедрялись. И даже сейчас, несмотря на многолетний опыт работы с цифровым форматом, никто, мне кажется, до конца не понимает, как устроены эти заколдованные ключи (речь идет о формате DCP, - МН). Срывов из-за этих цифровых носителей было огромное количество. А у нас же фестивали, особенное кино - все это было очень сложно».
Одним из самых тяжелых периодов в истории компании, как и всей страны, была Революция Достоинства и последовавшие за ней события:
«Конечно, во время революций посещаемость кинотеатров падает, и контент нужен соответствующий, - продолжает Марина. - В январе каждого года мы выпускаем фестиваль «Вечера французского кино». Французское кино у нас очень любят, это всегда праздничный проект, околобогемная атмосфера, потому что после новогодних праздников всем хочется какой-то светской жизни. И в 2014 году мы столкнулись с дилеммой: с одной стороны, неловко за эту светскость, с другой - многим этого тогда не хватало. В общем, решили проводить. Конечно, без шампанского и макаронс, без музыки, без налета светскости - устроили тихую премьеру, но, на удивление, очень много людей пришло - видимо, им нужна была эта отдушина».
«В 2014 году было сложнее всего по ряду причин, - добавляет Денис. - Например, наш букер Лиля Алексеева жила в Донецке и работала в компании удаленно. Когда мы выпускали в прокат фильм Лозницы «Майдан», она его расписывала из оккупированного Донецка... Кроме всего прочего, в 2014 году ситуация было сложной психологически - никто не хотел начинать что-то новое, у многих наступил паралич воли, потому что ожидания были апокалиптическими».
Впрочем, за годы существования на рынке, в «Артхаус Трафик» выработали собственный способ выхода из таких ситуаций - работать с удвоенной силой:
«В 2014 году нам пришлось увеличить обороты, - признается Иванов. - Мы выпустили один из наших самых успешных проектов - «Далласский клуб покупателей», запустили «Чилдрен кинофест», фильм «Племя» - это тоже 2014 год. Мы работали, и много чего произошло, но фон, конечно, был очень непростой. У всех, не только у нас».
Говоря о «фоне», стоит учесть, что в 2014 году страна лишилась Крыма и части Донбасса, что, конечно, не могло не сказаться и на работе дистрибутора: по словам Марины, потеря кинотеатров в Крыму для компании была не так критична, а вот потеря Донецка и региона, который был большой частью рынка, ощущалась намного сильнее.
Путь, пройденный за 15 лет, научил компанию не фиксироваться на достижениях и все время идти вперед:
«Сомнения есть всегда, - признается Денис. - Каждый раз, когда мы начинали думать, что ситуация стабильна и все хорошо, что-то происходило - или финансовый кризис, или революция, или война. Поэтому мы никогда не расслабляемся, все время идем вперед, все время находимся на той территории, где никогда не были. И, возможно, никто не был - как с киноклубным движением, например. Никто из нашего ближайшего круга этого не делал, и часто не у кого бывает даже спросить совета. Мы все время находимся на такой зыбкой почве: где-то что-то стабильно работает, но мы движемся дальше».