«Чилдрен кинофест»

...

Самой удивительной страницей в истории «Артхаус Трафик» мне всегда казался «Чилдрен кинофест». И не только потому, что системная работа с детским кино в Украине - это что-то из ряда вон. Просто вспомните: весна 2014 года, аннексия Крыма, начало войны на востоке, экономический кризис, а компания объявляет о запуске... кинофестиваля для детей.

Впрочем, история «Чилдрен кинофеста» началась намного раньше, и совершенно не так, как можно было бы предположить, исходя из вводных:

«У нас двое детей, - рассказывает Марина Шух. - Когда родился Санька, старший (он на два года старше «Артхаус Трафик»), я оказалась в полной изоляции, потому что на тот момент у нас вообще не было друзей с детьми. Когда Сане исполнилось 5 лет, я хлопнула рукой по столу и сказала, что мы устроим детский праздник, интересный и взрослым. Так мы стали делать детские вечеринки. Потом родился Марик, у наших друзей тоже появились дети: мы снимали дом под Киевом, и звали всех, у кого есть дети или кто неплохо относится к детям, чтобы проводить время вместе. И называлось это у нас «Чилдрен фест». Оба наших ребенка родились в сентябре, и в эту неделю у нас всегда были эти «Чилдрен фесты». Там все веселились, пели, устраивали самодельные квесты - каждый год придумывали что-то интересное.

А теперь возвращаемся к 2014 году. Работа с Одесским кинофестивалем на тот момент закончилось, ситуация с прокатом очень сложная, и Денис говорит: «Значит, будем делать фестиваль для детей». Первый, пробный, получился не особенно удачным: он был платным, площадка не совсем правильная подобралась (кинотеатр «Киев» боится детей - у них ковролин, все очень аристократично)... В общем много деталей. Но мы получили необходимые знания, и потом стали все это обсуждать: в частности, как опыт проведения своих домашних «Чилдрен фестов» экстраполировать на большой фестиваль. Так родилась благотворительная концепция и дух мероприятия, от организации которого ты действительно получаешь удовольствие. Как мама я хорошо понимала, о чем нужно позаботиться: что на фестивале должна быть медсестра, что нужно подумать, как защититься от педофилов, о том, что дети могут делать перед фильмами, что нельзя проводить премьеру больше 30 минут, потому что они утомятся, как подбирать контент, как его ранжировать по возрасту. Все это было понятно, благодаря опыту со своими детьми. Ну а Денис потом смог все это поставить на такой высокий организационный уровень».

«В 2014 году был не первый кризис, который мы видели, - говорит Денис. - И мы знаем, что иногда кризис дает много возможностей. Главная сложность в такой ситуации - кого-то на что-то сподвигнуть. В тот момент всем захотелось сделать что-то хорошее, отреагировать на события адекватным образом, начав какую-то гуманитарную работу, которая не велась в предыдущие годы - например, запустить такой проект как «Чилдрен кинофест». С одной стороны, было сложно, но с другой - просто, потому что инициативу поддержали многие кинотеатры, партнеры-координаторы в разных городах, самые разные институции. Конечно, что-то мы сейчас вспоминаем с саркастической ухмылкой: мы, например, писали письма мэриям украинских городов с просьбой поддержать проект, и одна из первых отреагировавших, причем мгновенно, была мэрия Донецка. Они успели разместить билборды, но «Чилдрен кинофест» в Донецке не состоялся из-за всем известных событий. Мы потом долго смотрели в новостях, как боевики пробегают мимо огромных билбордов с совенком Чарли. И это был такой сюрреалистический момент... Тем не менее, сейчас «Чилдрен кинофест» превратился в один из любимых проектов «Артхаус Трафик» - таких, когда ты чувствуешь, что занимаешься чем-то важным. Это очень вдохновляет».

Проведя первый фестиваль, компания поняла, что такой контент нужен аудитории - осталось наладить отношения между зрителем, родителем зрителя и площадками. Фестиваль стал бесплатным, появилась электронная регистрация зрителей (как объясняет Марина, если человек сделал какое-то усилие, зарегистрировался, значит, он уже включил мероприятие в свой календарь), даты скоординировали с графиком работы школ (день последнего звонка теперь часто совпадает с открытием «Чилдрен кинофеста»), выкристаллизовались критерии отбора фильмов:

«Главная концептуальная штука, - продолжает Марина, - показывать фильмы о реальных детях - не комиксы, не выдуманные миры, а реальные, жизненные истории. Чтобы был герой, с которым зритель может себя ассоциировать. В Европе огромное количество такого кино, там-то мы и сфокусировали все внимание. В этом уникальность, потому что у нас такого нет. Да и в Америке такого мало. С другой стороны, так круто смотреть с ребенком фильм, который можно потом обсудить, в котором он может поставить себя на место героя. Там же бывают страшнейшие драмы: про вранье например. Я сама вжималась в кресло, когда это смотрела. На такие темы ты не поговоришь со своим ребенком напрямую, а глядя на героев на экране, мы понимаем, что тоже так делаем. Я, например, смогла признаться, рассказать своему сыну, как в детстве пыталась украсть в магазине желатин: думала, что потеряла деньги, и не могла сказать маме. Сейчас это может показаться смешным, но это же очень глубокие травмы - ситуации, когда кажется, что ничего не сделаешь, кроме как украсть, соврать... Вот такой концепт».

«Чилдрен кинофест» ориентирован на зрителей от 4 до 14 лет, фильмы, как правило, ранжируются по возрасту и по полу главного героя:

«В 4 года ребенок не может высидеть больше часа, тем не менее, и для такого зрителя в Европе снимают замечательное кино. Например, про летний лагерь: как дети ходят купаться, что-то делают. В таких фильмах даже сюжетности как таковой нет, но есть настроение, и можно разговаривать во время сеанса. Так круто сидеть в этом зале: дети же не могут молчать, они все комментируют, все предвкушают. Задача такого фильма - чтобы человек в первый раз пришел в кинотеатр. Это делается ради кресел, ради большого экрана, ради атмосферы - не ради фильма. Очень интересно в программе отслеживается гендерный вопрос, потому что если на постере изображена девочка - мальчики не придут. И важно каждый раз соблюдать баланс программы, приходится отдельно отслеживать фильмы для мальчиков и фильмы для девочек».

Сегодня «Чилдрен кинофест» проводится в 22-х городах на 24-х площадках. Как сделать все это бесплатным для зрителя? По словам Марины, очень сложно, но одновременно и очень легко: «Это именно то, в чем хочется участвовать на всех стадиях. Это как угостить ребенка печеньем - ты никогда не подумаешь, каких усилий тебе стоило это печенье. И так для любого взрослого, любого партнера, любого родителя».

На четвертый год существования фестиваля в его программе появился конкурс детских короткометражек - маленькая индустриальная секция с большими амбициями:

«Фестиваль - это не просто праздник и показ фильмов, - уверен Денис Иванов. - Это платформа для профессионального общения, для продвижения каких-то идей. «Чилдрен кинофест» с самого начала продвигал европейские ценности, и, наблюдая, как развивается направление детского кино, работы с детьми, мы решили сделать на фестивале маленькую индустриальную секцию. Искусство кино, которое развивается в стране, должно базироваться на образовании. К вузам человек должен подходить подготовленным - допустим, невозможно поступить в консерваторию, не занимаясь музыкой до этого. Точно так же и с кино - как у нас появятся 20-летние вундеркинды, если они в 18 лет впервые возьмут в руки камеру? Поэтому появилась идея сделать конкурс детских короткометражек. Наши менеджерки фестиваля нашли массу инициатив, занимающихся детским кинообразованием: от проекта «Желтый автобус», который делает Ярослав Пилунский (снимают с детьми на востоке короткометражные работы), и днепровской школы «Веснянка», которая много лет занимается развитием детской анимации, до маленьких школьных клубов, детских киношкол, школ журналистики. Нашли их контакты, связались и объявили конкурс.

Каждый год приходит более 150 заявок, из которых мы отбираем 10 финалистов в двух возрастных категориях. Авторов фильмов мы привозим в Киев, они представляют свои картины - для них это настоящий кинофестиваль. Потому что если дети занимаются искусством кино, но делают это в стол и показывают работы только друзьям и знакомым, они не чувствуют, что это кому-то нужно. А когда есть показ в зале на тысячу мест, денежные призы, показ работ финалистов «Чилдрен кинофеста» на Одесском кинофестивале, это поддерживает, возбуждает желание заниматься кино, дает какую-то перспективу. На сайте «Чилдрен кинофеста» вывешена база международных кинофестивалей, на которые можно подавать фильмы, снятые детьми, и мы очень надеемся расширять и углублять эту историю, заниматься детским кинообразованием с коллегами и партнерами. Пройдет 15 лет, и хотя бы один из финалистов фестиваля выберет для себя кино как профессию, и мы будем этим человеком гордиться».