Одесский международный кинофестиваль

...

В июле 2010 года на кинофестивальной карте Украины появилась новая точка - Одесса. Сегодня Одесский международный кинофестиваль не нуждается в представлении ни в стране, ни за рубежом, а тогда, 9 лет назад, он начинался как небольшой, но очень амбициозный проект, который делала все та же команда «Артхаус Трафик».

По словам Марины Шух, амбиция сделать кинофестиваль, вероятно, была у каждого из основателей компании - с тех самых пор, как они ушли с «Молодости». Но по-настоящему этой идеей горел Денис Иванов: «У нас всегда было так. Приходит Денис, в полной эйфории: «Ура, мы делаем то-то!» А остальные так, с опаской: «Ну да, идея хорошая, но, может, не надо?» Конечно, с одной стороны, это его сердило, но с другой, он настолько интенсивно продолжал крутить это колесо, что все понимали - либо ты подключаешься, либо будешь раздавлен. Когда Денис пришел с идеей кинофестиваля в Одессе, мы, конечно, быстро сделали презентацию, но между собой удивлялись: времени нет, опыта нет - какой фестиваль? А он где-то с месяц ходил на встречи с «большими людьми», и в какой-то момент, я хорошо помню этот апрельский день, сказал: «Мы делаем фестиваль». До старта ОМКФ оставалось три месяца.

Команда «Артхаус Трафик» разрабатывала и строила всю механику фестиваля. И хотя некоторые вещи, в силу отсутствия опыта, от внимания ускользали (например, при подготовке первого ОМКФ забыли о том, что команда должна где-то жить - гостиницы были забронированы только для гостей), в целом все понимали, каким должен быть фестиваль, и на чем делать акценты:

«У нас есть такая записная книжка, в которую мы вносим идеи, и они просто ждут своего часа. Одесский кинофестиваль на самом деле был одной из таких концепций. Мы видели, что многие фестивальные проекты в Украине не обеспечивают базовую инфраструктуру: им все равно, что каталог появляется к концу фестиваля, что зрителям забыли заранее рассказать, где какие показы, что где происходит (и программка тоже не висит) - такое отношение неправильно. По сути дела, та команда, которая собралась и сделала Одесский кинофестиваль, изначально исповедовала не самые высокие, а просто базовые стандарты, которые должны быть по умолчанию, - признается Иванов. - Мне кажется, что такой подход поменял отношение к тому, как это должно делаться, и в других проектах, фестивалях. Появилась среда, реальная конкуренция за зрителя, за внимание, за сервис. И это, мне кажется, здорово.

В целом, все возникло из нескольких вещей: во-первых, была концепция Одессы - идеального места для кинофестиваля, во-вторых, хотелось сделать что-то международное, и наш партнер Виктория Тигипко эту амбицию очень разделяла и поддерживала. ОМКФ родился как маленький фестиваль комедий, но со временем, когда начала приходить обратная связь, когда произошли серьезные корректировки по всем направлениям, когда становилось понятно: «Ага, вот как нужно было сделать на самом деле!» - из фестиваля комедий он превратился в фестиваль премьер, фестиваль национального кино и серьезную платформу для общения участников киноиндустрии. В то, чем это должно было быть».

Чтобы превратить фестиваль в профессиональную платформу для киноиндустрии, нужно было правильно организовать коммуникацию между разными цехами: режиссеров - с продюсерами, продюсеров - с дистрибуторами или кинотеатрами, авторов - с кинокритиками и так далее. Так в рамках ОМКФ появился кинорынок и прочие индустриальные площадки:

«Самая большая сложность - это коммуникация между людьми, - уверен Денис. - Для этого должно быть какое-то место, какой-то формат. И если эта коммуникация правильно организована, происходит всплеск: появляются новые проекты, новые перспективы, все начинает развиваться гораздо быстрее. Поэтому кинорынок, индустриальная секция, летняя киношкола и очень многие вещи были завязаны друг на друге. Если на фестивале есть конкурс - нужно развивать национальный конкурс; параллельно развивалась индустриальная секция - Work in progress и питчинги, а также всевозможные мастер-классы, кинорынок. Идея проста: человек, который на первых фестивалях был студентом киношколы ОМКФ, потом дорастет до того, что будет представлять свои первые фильмы кинотеатрам и дистрибуторам, участвовать в конкурсах. Так сейчас и происходит! То есть люди, приезжающие на фестиваль просто потусоваться, потом снимают свою первую короткометражку, участвуют в конкурсе, питчингуют свой первый фильм и так далее. Система, которая должна прокачивать таланты, давать им возможность, пространство и необходимые связи для того, чтобы двигаться вперед».

«Нельзя сказать, что не было проблем и ошибок, - продолжает Марина, - но было постоянное ощущение того, что ты точно понимаешь, для чего работаешь. Это была очень большая амбиция, воплощенная удачно. Вот правда, чувствовалось счастье от того, что это можно сделать, несмотря на рабочие дни по 16 часов без выходных и прекрасные ночи, когда во сне ты с кем-то переписываешься, достигаешь каких-то договоренностей, а потом в реальности не понимаешь, было это или нет (смеется)».

Тем не менее, за 5 лет, в течение которых команда «Артхаус Трафик» активно развивала ОМКФ, накопились и усталость, и противоречия между партнерами, поэтому в начале 2014 года пути компании и фестиваля разошлись, хотя Денис предпочитает использовать другую дефиницию:

«Мы не то чтобы разошлись - мы перестали делать ОМКФ, но до сих пор находимся в прекрасных отношениях и с текущей командой фестиваля, и с Викторией. Мы хотели развивать свои проекты - и продюсерские, и подтягивать дистрибуцию, и заниматься другими фестивалями. Мы почувствовали, что ОМКФ стоит на нужных рельсах. И еще: в 2010-м мы привозили в Одессу Гуннара Бергдала, первого директора фестиваля в Гетеборге. Выпивая в фестивальном клубе, он нам рассказывал, что на фестивале каждые пять-шесть лет желательно менять директора, как страна меняет президента. Потому что в противном случае все начинает повторяться - нельзя узурпировать это место. И я считаю, что ОМКФ - это не только мой проект, не только проект команды - это проект всеукраинский. Они принадлежит городу, людям, которые в нем участвуют, это явление. Все вещи, сделанные нами, лежали на поверхности, в них не было ничего оригинального. Но, с другой стороны, это нужно было кому-то сделать».

Сегодня Денис, приезжая на ОМКФ как дистрибутор и продюсер, отмечает, что команда фестиваля работает круто: «Это место стало «маст би» для очень многих европейских профессионалов. Они знают: Одесса - надо ехать, потому что там будут все. Очень непросто добиться того, чтобы вот этот большой клуб важных людей вписал ОМКФ в свое фестивальное расписание. И я считаю, что это одна из огромных заслуг текущей команды, которая очень подробно ведет всю необходимую работу по коммуникации».