КАННЫ. День второй. Мальчики, девочки и смерть
День прошел под грифом «Дети». В двух конкурсных и одной внеконкурсной картине они доводят до исступления родителей, превращая их жизнь в адское пекло, болтаются по кладбищам и похоронным церемониями, находя определенную поэзию в смерти, и определяют работу специального полицейского управления Парижа.
Уже первый показанный вчера конкурсный фильм подействовал как самый крепкий кофе с утра, когда ты, еще не отойдя ото сна, взмыленный прибегаешь в Люмьер. Драма «Нам нужно поговорить о Кэвине» (We need to talk about Kevin) шотландки Линн Рамсэй, как точно определил журнал Screen – one of the hottest ticket in town.
Режиссер - Линн Рамсэй
Под тревожную музыку Джонни Гринвуда разворачивающая на экране история непростых отношений матери и сына. В прологе Тильда Суинтон просыпается в неубранном, запущенном доме с помятой совестью и прошлым, словно после апокалипсиса. Она – мать трудного подростка (Эзра Миллер), этот самый апокалипсис учинившего. Уже с рождения мальчик примеряет на себя костюм Омэна и без всякой дьявольщины принимается кромсать жизнь утонченной матери и доброго увальня-отца (Джон С. Ралли) с бахвальством мясника.
Заканчивается все тем, что заказав через интернет дюжину навесных замков, он отправляется в школу с подаренным отцом луком, и открывает там сезон охоты. Но Рамсэй, в 1996-м выигравшая в Каннах приз жюри за свою дипломную короткометражку «Small Deaths», вовсе не собиралась идти по стопам Майкла Мура и снимать school killing movie, вроде игровой версии «Боулинга для Коломбины». Ее занимают отношения сына и матери, встраивающиеся по формуле «я тебя люблю – я тебя тоже нет». Суинтон любит, ненавидит и побаивается собственного отпрыска, и сильно рефлексирует в этой связи. Сюжет, как перебежчик, мечется между устроенным прошлым героини и ее сальным и липким настоящим, с его ненавистью и перманентным похмельем. А помидорный сок, заливающий экран в прологе, когда Суинтон колошматят во время испанского фестиваля «Томатина», ловко рифмуется то с краской, которой изувечили фасад ее дома осатаневшие матери, то с кровью детей, которых вывозят из спортивного зала утыканных стрелами.
Символично, что после «…Кэвина» давали нового Гаса Ван Сента, чей фильм «Неприкаянный» открывал вторую по важности каннскую программу «Особый взгляд». В очереди стоял под милое ворчание своего приятеля Тарасова, который до последнего не верил в Ван Сента, пока, наконец, его не постигло приятное разочарование.
Гас Ван Сент на фотоколе в Каннах
«Неприкаянный» - рассказанная как-то полушепотом история, как и положено Ван Сенту, двух подростков – Инка и Энни, которые весь фильм таскаются по чужим похоронам и могилам, пока один из них не обретает свою собственною. За Инка у Ван Сента отвечает сын Денни Хоппера – Генри, за Энни – бартоновская Алиса Миа Васиковска, не так давно блеснувшая в «Детках в порядке» Лизы Чолоденко.
На экране подростковая поэзия самого высшего класса, замешанная на одиночестве сердец, неприкаянности и какой-то смертельной романтике, не вызывающей ни тени грусти.
В «Полисс» (Polisse) дико талантливой француженки Майвенн взрослые выглядят куда беззащитнее детей, хотя и служат в специальном отделе парижской полиции, который завинчивает жестоких родителей и педофилов всех мастей.
Невероятная галерея неустроенных судеб каких-то очень красивых людей, абсолютно растворившихся в работе, служащей им единственным прибежищем. Почти документальная камера, буквально подглядывающая за всем происходящим подобно самой Майвенн, играющей в фильме роль прикрепленного к отряду фотографа, дает невероятную степень правдивости и ощущение какой-то хрупкости мира. Дело может закончиться «Золотой пальмовой ветвью» или, по крайней мере, актерской наградой за ансамбль.
Вечер я закончил на премьере отреставрированной версии «Загадки незаконнорожденного» (Puzzle of a Downfall Child, 1970 г) Джерри Шацберга, в компании самого режиссера, Фэй Данауэй и немецкого турка Фатиха Акина («Головой о стену»). Тот приехал на Ривьеру в рамках программы организованного Скорсезе всемирного фонда кино (World Cinema Foundation), чтобы показать малоизвестную турецкую ленту Border Law (Hudutlarin Kanunu) Луфти О. Акада в версии, отреставрированной с помощью лаборатории Immagine Ritrovata. Посмотреть все это можно здесь: