Александр Ткаченко: «Вы имеете в виду раздвоение личности?»
Александра Ткаченко, генерального директора канала «1+1», сегодня воспринимают неоднозначно. Ваша Няня, применив свое коронное мастерство психологической атаки, смогла уговорить на встречу Александра и его красавицу-дочь Сашу. В душевной, почти семейной беседе я разузнала, что чувствует Ткаченко, когда его сравнивают с Роднянским, скучает ли он по журналистской деятельности, как участвует в воспитании дочери, какие страхи его одолевают, и кто же, все-таки, постоянно ставил Сашу в угол.
Александр, вы работали в Москве, Одессе, сейчас в Киеве. Везде разные условия, разный ритм... Где вам комфортнее всего?
Александр: В Лос-Анжелесе, Токио, Лондоне, потому что там я еще не работал (улыбается). Конечно же, комфортнее там, где ты родился - в Киеве.
- Вы сейчас руководите медийными людьми. Насколько они отличаются от киношников, с которыми вы работали в Одессе? Кто вам лично ближе по духу?
- Когда я был журналистом, я бы сказал, что, наверное, журналисты. Журналистское прошлое, все равно, сказывается, но, с другой стороны, я уже себя попробовал в разных подразделениях одного и того же большого цеха. И теперь я бы не стал выделять, что с кем-то интересно, а с кем-то - нет. Это уникальный опыт и работа в рамках, по сути, очень схожих жанров.
- Мне рассказывали, что, работая уже руководителем на Новом канале, вы могли взять камеру, штатив и поехать с оператором и неопытным журналистом на съемку, чтобы показать ему, как делать сюжет. Это правда?
- Скорее, это уже больше легенда. Но что-то похожее было... Долгое время, когда я работал в кадре, я брал сам камеру или штатив для того, чтобы помочь оператору, это правда.
- А сейчас такое возможно? Вы представляете себе, что можете взять камеру и поехать с журналистом ТСН?
- Вряд ли.
- В одном из интервью вы сказали, что на 95 % сейчас вы - управленец. Если так, значит, вы изменились за эти годы?
- Да, конечно, изменился. Опыт - сын ошибок трудных. Я получил знания в разных отраслях этого большого цеха visual entertainment. И, когда ты знаешь больше и умеешь чуть-чуть больше, чем ты мог, будучи только журналистом, у тебя появляется возможность посмотреть на многие вещи с разных точек зрения. То есть, такое стереоскопическое восприятие: ты можешь воспринимать вещи не только в одной плоскости, а - в разных. Это облегчает принятие решений. А возвращаясь к вашему вопросу - опять взять в руки камеру - если бы была такая необходимость, я бы, конечно, это сделал. Потому что примерно знаю, как ею пользоваться, как минимум.
- Скучаете ли вы по работе в кадре? Хоть иногда бывают у вас такие моменты?
- Это такие рудиментарные проявления... Бывает, но крайне редко. А там - посмотрим.
- Вас часто сравнивают с Роднянским...
- (Смеется)
- Понятно почему.
- А почему?
- Потому что он заправлял тем же каналом. Был первопроходцем в этом деле, хотя в совершенно других конкурентных условиях, чем те, в которых находитесь сейчас вы. У любого человека после такого сравнения могут возникнуть сомнения «может, я что-то не так делаю» . У вас бывают сомнения? Ведь, в конце концов, любые сравнения неприятны...
- Главное, что я себя не сравниваю.
- Но сомнения бывают?
- Сомнения в том, что я делаю? Бывают, безусловно. Я не застрахован от ошибок. И ошибки бывают, и обстоятельства разные бывают. Кумиры хороши для детства, а для взрослой жизни - это уже болезнь.
- Сейчас у вас уже нет кумиров?
- Нет, но есть люди, которые вызывают у меня безусловное уважение. Это целый ряд известных и российских, и украинских, и западных продюсеров, к которым ты прислушиваешься и отдаешь дань уважения тому, что они делают. В Украине таких двое: Созановский и Бородянский. Есть такие и в России. Их список больше.
- Cейчас приходят новые акционеры на канал. Поменялось ли их отношение к продукту канала? Возможно, к его лицам?
- Из того, что я знаю, и о чем могу судить, то отношение, в принципе, очень корректное с точки зрения вопросов, связанных со свободой слова, и очень прогрессивное с точки зрения того, как и куда нужно развивать этот бизнес. И амбициозное, поэтому мне нравится.
- Есть ли у вас какие-то вопросы, по которым вы никогда не пойдете на компромисс в работе?
- Да, безусловно, есть принципы, связанные с пониманием того, что касается свободы слова, освещения событий, новостей. Есть безусловные принципы касательно бизнес-этики, или человеческой этики. Но самое важное то, насколько тебе интересно дело, которым ты занимаешься, и чего ты в результате достигнешь. Если интересно, и у тебя есть возможность, и ты можешь достичь каких-то результатов, то это мотивирующая сторона процесса.
- Вы пришли на телевидение, когда было одно поколение журналистов. Сейчас оно другое. Отличается ли журналист ТСН 1997-го года от журналиста ТСН сегодняшнего?
- Смотрите, моему поколению в определенной степени повезло, так как мы пришли на сломе, мы пришли во времена «перестройки». Мы были еще студентами в СССР, когда получилось так, что нас посадили в кадр, и это было для того времени абсолютное новшество. Все-таки, уже начиналось другое время. То есть, мы учились у советской журналистики, но сами делали уже другую журналистику. В большей степени формирование меня как журналиста произошло в западной прессе - в агентстве Reuters. В нашей журналистике были разные периоды: в постсоветской журналистике важно было просто сказать то, что реально происходит, и это уже было круто. Потом был период полузапретов, сейчас другой этап - infotainment. Это разные школы, разные задачи. Другой момент, что в стране школ журналистики и авторитетов осталось не так много. Это проблема.
- Как вы думаете, чего вам как журналисту не хватало в 90-е, что есть у сегодняшних журналистов?
- Нам не хватало большого количества камер, света, микрофонов, возможности ездить, включаться в прямом эфире c разных мест...
- То есть, вы не считаете, что сегодня они более смелые, наглые, прогрессивные?
- Я считаю, что с образованием есть вопросы. А так, все нормально.
- Какие новые проекты в скором времени вы собираетесь запускать?
- Опыт этого года, а точнее двух проектов: «Меняю жену» и «Суперзірка» еще больше убедил нас в том, что мы будем и дальше развивать собственное производство. У нас сейчас есть целый ряд идей, но, пока мы конкурентам о них не расскажем.
- Почему именно такой подбор судей на проекте «Суперзірка»?
- Они очень разные. Мы очень довольны судьями, мы сами не ожидали в ряде случае, как живо они будут реагировать, участвовать в происходящем. Юрий Абрамович Зильберман, с одной стороны, проректор институа им.Глиера, с другой - человек с альтернативным прошлым (был стилягой) - реагирует непредсказуемо и в первую очередь смотрит на вокальные качества исполнителей. У Веры Брежневой очень обаятельная естественная реакция, она часто улыбками, шутками добивается от жюри того, что ей хочется, и выбор остается за ней. Ну, и Потап со своим достаточно жестким юмором всех держит в напряжении, поэтому это такой микс очень живых людей, которым не безразлична музыка и то, чем они занимаются. Это здорово.
- Вы довольны показателями?
- Могли бы быть и лучше. Мы, честно говоря, не столько времени, сколько необходимо, имели на подготовку шоу, поэтому, учитывая обстоятельства, в которых оно делалось, движемся пока в нужном направлении. Тьфу, тьфу, тьфу (постучал по столу).
- Довольны ли вы показателями программы «Меняю жену»?
- Да, более-менее довольны. Надеемся еще немного подрасти. Интересно, что правообладатели этого шоу тоже довольны не только показателями, а и тем, как мы его делаем. Мы видели форматы из разных стран. Нам кажется, что в ряде случаев нам удалось некоторые вещи сделать даже лучше, чем у многих наших европейских коллег.
- А вы бы смогли пустить камеры в свой личный дом? «Здесь я сплю, вот так я чищу зубы...»?
- Думаю, больше полудня я бы камеру не выдержал - уже наработался в кадре, наверное.
- Вы как руководитель канала «1+1» гордитесь им?
- Доволен.
- А как зритель?
- Доволен и как зритель. Если не будешь отождествлять себя со зрителем, понимать, чего он хочет, кому это тогда интересно? Качественная работа в 9 из 10 случаев сразу оценивается зрителем. То есть, если продукт качественный и сделан правильно, он однозначно будет иметь успех у зрителя.
- Для вас важно быть общественно признанным или достаточно самому быть уверенным в том, что задача выполнена хорошо?
- Если продукт популярен и пользуется успехом, это самое главное.
- Вы же не будете спорить с тем, что низкокачественный продукт часто бывает популярным?
- А что такое «низкого качества»?
- Допустим, сериалы с плохим качеством актерской игры, со слабым сюжетом...
- Это значит, что мы не совсем знаем или уважаем своего зрителя. То есть, мы оцениваем его с точки зрения чего? Уровня фестивальных фильмов или блокбастеров? Качество фильма «Аватар», сюжет «Аватара», например, как вам?
- Не самый сложный в мире сюжет, но хорошая реализация.
- То есть, качественное кино, да?
- Да.
- Сюжет очень простой, хотя, в нем разных пластов... Каждый увидит, что сможет, и к чему готов. Он очень непростой, на самом деле, но сюжетно сделан просто. Качество игры актеров? Это вопрос, потому что там практически не играют актеры, правда? То есть, их качество мы не можем оценивать. Качество исполнения трехмерной анимации - великолепное, но это - техника. И хотя фильм не выиграл главных Оскаров - это рекордсмен бокс-офиса. Этот фильм завораживает, и зрители как бы хотят попасть в эту сказочную, новую для них реальность. И если зрители хотят себя отождествлять с героями сериалов или программ, если эти программы, конечно, не так как «Аватар», но на своем уровне пользуются популярностью, и большое количество ваших сограждан имеют желание их смотреть, значит, продукт уже неплохой.
- Что вы смотрите на своем канале?
- Я стараюсь смотреть большинство программ.
- А что вы смотрите на каналах-конкурентах?
- Все, что является наиболее успешным и интересным.
- Назовите по проектам.
- Смотрю, в основном, все проекты, которые являются продуктом собственного производства, такие, как «Украина має талант» или «Танцы..» на СТБ, или «Сваты» на Интере, то есть те, которые являются лидерами c точки зрения телесмотрения.
- С кем из журналистов, ведущих вы хотели бы поработать вместе? Из тех, с кем еще не работали...
- Я работал со многими. А со всеми, с кем хотел бы поработать, я в ближайшее время планирую это сделать.
- Вы легко поддаетесь депрессии? И быстро ли вы приходите в чувства после неудач?
- Скорее, это не депрессия, а сомнения. Если тебя терзают сомнения... это сложно назвать депрессией. Но она очень быстро проходит, когда находишь решение тому или иному вопросу.
- Читая ваши интервью, я заметила, что вы часто не комментируете разного рода вопросы. Говорят, что, когда вы были журналистом, вы были открытым, веселым. Сейчас у вас репутация замкнутого человека. С чем это связано?
- Я не комментирую вещи, связанные с критикой моих коллег. То есть, возможно говорить то, что тебе нравится и тебе интересно, но это не значит, что я обязан выносить на суд публики какие-то вещи, в которых я сомневаюсь, или которые мне не нравятся. И не говорю, о том, что еще не сделано, а так - абсолютно открыт.
- Есть ли у вас где-то - на работе, дома, вообще в целом мире - человек, которому вы доверяете на 100%, как самому себе?
- Вопрос: насколько ты доверяешь самому себе! (смеется)
- Не доверяете?
- Сомнения - первый признак адекватного восприятия, как и ирония по отношению к самому себе. У меня есть большой круг сотрудников, коллег, которым я доверяю в значительной степени.
- Как вы любите отдыхать?
читайте также
- Путешествовать.
- С кем?
- Сам или не обязательно сам. Сам я ездил, например, в Исландию. Это было одно из импульсивных решений -рванул на три дня. Заранее планировал поехать в международной компании друзей на Кубу на новогодние праздники и поехал. Зависит от обстоятельств.
- Насколько вы импульсивный человек?
- Могу ли я завтра поехать в любой другой город или страну? Могу. Буду ли сразу менять принятое ранее решение - далеко не факт.
- А можете устроить драку в кафе, если вам что-то не нравится? Например, за женщину заступиться кулаками?
- Могу, да. Ребенок знает пару случаев, но не буду рассказывать...
- Саша ...( я обратилась к дочке Александра Саше, которую тоже пригласила на свидание со мной вместе с папой) Саша, может, от вас мне удастся больше узнать об отце.
- Вы на каком языке общаетесь дома с папой? В смысле, в семье.
- Дома? Ну, мы с папой уже давно не живем вместе. Я, все-таки, взрослая девушка. Мы общаемся на русском, часто на украинском. Иногда, чтобы никто не понял (ну мы по-прежнему думаем, что нас никто не понимает), мы говорим на английском. Иногда, когда я хочу, чтобы отец меня не понял, я говорю на французском.
- Сколько вы знаете языков?
- Два: французский, английский. Ну и русский, украинский.
- Какая у вас профессия?
- Я учусь на переводчика, но переводчиком я не буду работать. Профессия у меня называется стилист.
Александр: На сегодняшний момент
- Где вы уже успели поработать?
- Я работала на Radioactive немножко, немножко на СИТИ, я на фрилансе.
- Папа влияет как-то на работу?
Александр: Сейчас уже влияет, она работает над "Суперзиркой".
- Нравится? Как с папой ладите?
- Я не с ним работаю. Я работаю на продакшне. Я за все время работы видела его один раз. Но я периодически захожу к нему покушать. Вот я могу сидеть у него в кабинете и кушать, это - да, привилегия.
- Саша, а ваше руководство не боится вас ругать?
- О, нет. Моя работа напрямую не связана с их ответственностью перед отцом. Это как продакшн, который выполняет работу по заказу канала, и это, все-таки, совершенно другая штука, чем работать в структуре канала.
- Вы критикуете телепродукт папиного канала?
- Нет, я почти не смотрю телевизор.
Александр: Да, иногда она критикует. Говорит, что фигня.
Саша: Штука в том, что, когда ты смотришь продукт уже на экране, ты воспринимаешь его совершенно по-другому, чем, если ты работаешь внутри. Если ты работаешь внутри структуры, ты знаешь все проблемы, и результат, который будет в итоге, может тебя устроить. И тебя обидит, если другие люди скажут, - «фу, фигня, что вы сделали такую гадость!». Они не знают каких-то недочетов, которые просто невозможно никак преодолеть, над которыми мы не властны - время, либо какой-то человеческий фактор, бюджет, или что-то такое. То есть, все это воспринимается совершенно по-другому. Работая на телике, ты понимаешь, что практически не имеешь права критиковать продукт настолько, насколько ты делал это раньше.
- Кто ваш отец по темпераменту?
- Наверное, холерик. Временами...
- Как папа участвовал в вашем воспитании? Вы часто его видели?
- Периодами. Когда он работал над «Лицами мира», я не видела папу. Я даже в какой-то момент спросила, - «Мама, а папа где?». Мама сказала, что папа - космонавт. Он был в Индии, Чили - практически по всему миру ездил тогда, я его постоянно не видела. Они тогда с оператором Васей Сикачинским и журналистами так много ездили, что прозвали себя "самолетными тараканами". В Борисполе папу по-прежнему знают все в лицо.
Александр: Да, не потому что по экрану сильно помнят, а потому что слишком часто летали..
- Александр, сейчас вас узнают на улице?
Александр: Хм... преимущественно женщины старшей возрастной группы узнают (улыбается).
- Саша, и все же, возвращаясь к вашому воспитанию, кто из родителей воспитывал вас «кнутом», а кто -«пряником»?
- Ну, родители у меня очень часто работали. Много. Я оставалась с бабушкой. Когда бабушке надоедало со мной оставаться, я оставалась с няней. Но мама с папой вечером приходили, и мы ходили в кино, я помню, любили ходить в замечательный ресторан «Пантагрюэль» , куда мы, собственно, ходим по-прежнему. Ну, ни кнута, ни пряника толком не было. Меня ставили в угол.
- Кто ставил?
- Все подряд ставили. Папа ставил. Бабушка ставила.
Александр: Я не помню, чтобы я ставил...
Саша: Тебя дома не было.. Нет, значит, ты не ставил. Когда папа приходил, я себя обычно хорошо вела. Он подарки приносил часто. Он приезжал, например, из Лондона (мне было года 4 или 3), он привез - о, это было прекрасно - собаку, которая сейчас у нас в переходах продается, она гавкает и переворачивается. А тогда такого ни у кого не было. И это был экстаз, честно говоря. Но я, правда, ее накормила едой и напоила, и она больше не прыгала и не переворачивалась. Хорошие моменты из детства.
- Папа у вас хороший психолог?
- Папа? Да, он очень хороший психолог. Я только к нему и обращаюсь. И не надо платить за психолога, собственно говоря.
- Он - трудоголик?
- Нет, он просто очень любит работу. Он, мне кажется, не столько за деньги работает, сколько - ради удовольствия.
- А в этом вы похожи на него?
- Да. Потому что, если подходить к работе по-другому, тебя или не повысят в итоге, или... Смысл просто пахать за деньги?
Александр: Что меня поражает в этом поколении, они обрабатывают информации намного больше, чем мы в свое время. То есть, то количество музыки и фильмов, которое она успевает посмотреть, меня самого поражает и радует.
- Вы пришли уже к тому периоду, когда дочь вам советует, что стоит почитать или посмотреть?
Александр: Да, пришел к этому периоду. Она у меня такой бесплатный ди-джей. Я у нее - бесплатный психолог, а она у меня - бесплатный ди-джей, она мне записывает музыку, и фестивальное кино, которое ей нравится. Поверьте, в этих вопросах она разбирается.
- Вы читали Саше сказки?
Александр: Один, или два раза, наверное, читал..
- И какая была любимой?
Александр: Она любила сказки, которые придумываешь.. У нее было такое, что, пока не расскажешь какую-то сказку (причем до такого бреда иногда доходило), человек не засыпал...
- Александр, а чего вы боитесь?
- А со временем страхов меньше становится.
- А вам сейчас в вашем возрасте комфортно?
- Иногда бы хотелось бегать быстрее... А так, в целом, интересно.
- Ткаченко-человек не чувствует неудобства, когда ему нужно быть Ткаченко-начальником?
- Вы имеете в виду раздвоение личности?
- Я имею в виду ощущение, когда у тебя есть определенная власть...
- Если тебе нравится твоя работа, то у тебя нет раздвоения личности. Тебе не нужно изображать из себя начальника или вести себя как-то иначе, чем, ты есть на самом деле.
Такой, друзья, я увидела семью Ткаченко. Они трогательны друг с другом и довольно закрыты по отношению к окружающим. Александр, мой вам совет - чаще улыбайтесь! Во-первых, вам это идет, а, во-вторых, улыбка у вас очень обаятельная. И дочь тоже. Надеюсь, наш с вами разговор поможет моим читателям открыть в вас что-то новое, хотя, вы, конечно, мастер уклоняться от ответов...
Няня.
Фото Сергея Ковалева