Cоциальная плеть
Хотя сотрудники украинских СМИ часто (и с такой же частотой – безосновательно) подают себя как людей, отличных от общей массы, все-таки они ничем не отличаются от прочего офисного люда.
В большинстве своем редакторы и журналисты пользуются интернетом на работе, тратя драгоценное время не только на поиск нужной информации, но и на частную переписку и перепалку в социальных сетях. Что отличает журналистов и редакторов от остальных украинских граждан, так это знание предмета: как устроен механизм возникновения и распространения новости, в какое время суток ньюсмейкеру следует созвать пресс-конференцию, чтобы попасть в прайм-тайм, в какой день недели нужно самому заявить о преследованиях власти, чтобы оказаться в центре внимания пятничных ток-шоу.
А когда происходит важное с точки зрения новостного рынка разоблачение – или того лучше: саморазоблачение, то дальше ситуация становится предсказуемой, хотя и видится неуправляемой. Начинается гон комментариев – и здесь не суть важно, кто первым начал, а кто едва успел вставить свою реплику, много интереснее эмоциональный окрас дискуссии. В основном, героя дня бьют. Без всякого риска получить сдачи. Бывает, что находятся защитники. Тогда уже бьют их. И сам повод для виртуального избиения уходит на второй план.
Так уж устроен интернет, могут сказать одни. Так уж настроено наше общество, - скажут другие.
На минувшей неделе дали повод поговорить о себе – и прочитать о них в сети разное – два человека: музыкант Олег Скрипка и журналист Соня Кошкина. Последней – в силу ее профессиональных достижений и масштаба личности – достаточно упоминания в настоящей заметке. На первом же мы остановимся, чтобы обсудить подробности. Опять же, принимая во внимание его профессиональные достижения и масштаб личности.
Слова, сказанные Олегом Скрипкой в воскресенье, 24 июня, на пресс-конференции по случаю открытия фестиваля "Країна мрій", нашли своего благодарного пользователя в понедельник, когда большая часть сотрудников СМИ вышла на работу. Больше того, в их числе оказались работники двух маргинальных сайтов, опубликовавших вчерашнюю новость, которой днем ранее поделились с читателем полтора десятка электронных изданий.
Заголовок «Украинской правды» (УП первой сообщила о заявлении музыканта): «Скрипка признался, что с самого начала хотел сотрудничать с властью» в течение дня получил разные вариации. Самый короткий вариант – «Скрипка мечтал работать с властью» («Левый берег»), самый многословный – «Олег Скрипка давно хотел сотрудничать с властью, так как «жизнь намного сложнее»» («Аргументы недели»). Приз за самый оригинальный заголовок вручается сайту From-UA: «Известный украинский музыкант признался, что давно хотел сотрудничать с властью». Видно, редакторов-копипастеров настолько запугали, что любое упоминание брэнда считается рекламой, что они предпочли анонима.
В рамках устоявшейся традиции в заголовок была вынесена новость, новостью уже не являвшаяся – за месяц до начала фестиваля Олег Скрипка в интервью журналу «Публичные люди» позволил себе обойтись без обвинений в адрес действующей власти. «Украина поднимается из руин, причем с точки зрения истории и хронологии все произошло правильно: сначала нас надо было освободить морально – и Ющенко это сделал, но был не в состоянии провести экономический менеджмент. А теперь команда Януковича проводит экономический менеджмент», - сказал он.
А вот на пресс-конференции Олег Скрипка заявил: «Жизнь намного сложнее, и мое стремление с самого начала было сотрудничать с властью. Потому что мы не можем воевать до самого конца, и эта война ни к чему не приведет». Миролюбивый настрой популярного музыканта не прошел незамеченным – как-то не привычно, что это за конструктивная позиция, попахивает соглашательством. Это не для нашего читателя.
Разумеется, на Скрипку набросились, сначала его разжаловали в рядовые, затем крепко высекли, а под конец выписали смертный приговор. В чьих-то глазах он умер, кто-то коротко бросил: «подонок», кому-то захотелось пересчитать деньги в чужом кармане. Не нашлось – во всяком случае, мне на глаз не попалось ни одного размышления сродни такому: музыкант переживает творческий кризис, он давно не записывал песни, которые хотелось бы прокручивать раз за разом, он переключился на проведение этнических фестивалей и в этом преуспел, для последнего ему нужны не только деньги, но и покровительство властей.
Можем мы обойтись без новых песен Скрипки? Думаю, да. А без старых его песен мы можем себе представить нашу культуру в полном объеме? Вот уж нет. А что, если прежде времени умрет фестиваль "Країна мрій"? И другие проекты Олега Скрипки? Да ему есть, в чем покаяться, но также есть и что предъявить на страшном суде.
Боб Дилан как-то отказал Бараку Обаме сфотографироваться рядом с ним и его детьми. Но в конце мая тот же Боб Дилан принял из рук Барака Обамы высшую награду США – медаль Свободы. Дилан оставался Диланом и в первом случае, и во втором – он не тем знаменит, что отказывается от фотографирования или не отказывается от награды. Впрочем, это я уже о вечном. Хотя хотел сказать о сиюминутном.