КАНН. ПОСЛЕДНИЕ СУТКИ ПЕРЕД СТАРТОМ
Не теряя лица
Со вчерашнего вечера на фасадах зала Люмьеров и прилегающего к нему Дебюсси красуются гигантские полотнища с изображением молодой Фэй Данауэй.
Фото, украсившее официальный постер 64-го, еще в 1970-м году сделал американский фотограф Джерри Шацберг под премьеру собственного дебютного фильма «Загадка незаконнорожденного» (1970), который покажут в этом году в программе Cannes classic. Как заявил Тьери Фремо, программный директор фестиваля, «образчик утонченной грации и изящества, Фэй Данауэй воплощает мечту о кинематографе, проводником которой стремится быть и Каннский фестиваль». Практически ровесница фестиваля, семидесятилетняя Данауэй лично приедет представлять картину вместе Джерри Шацбергом, абсолютным ветераном, которому в этом году исполняется 84 года. Кстати сказать, визит этот весьма важен, учитывая, что фильм «Загадка незаконнорожденного» не так давно был восстановлен студией Universal и будущей осенью будет выпущен во Франции в широкий прокат.
Фестивальная кухня премиум класса
Сегодня заработал фестивальный дворец, а вместе с ним пресс-центр и аккредитация, куда пришлось бежать с самого утра. К полудню тут образовывается длиннющая очередь. Только журналистов приезжает порядка четырех тысяч. А вообще фестиваль принимает около 30 тысяч гостей, из числа дистрибьюторов, режиссеров, фестивальных отборщиков и публицистов.
Аккредитация в Каннах, в отличие от Венеции и Берлина, имеет несколько рангов, обозначенных цветом. Наибольшее количество привилегий дает белый бейдж, достающийся, как правило, людям с многолетним каннским стажем, представляющим крупные мировые ежедневные издания. Неплохие шансы проходить на самые важные фестивальные события у обладателей розовых бейджей с желтой точкой и просто розовых. Хуже обстоят дела у тех, кому выдали бейдж голубого цвета. И совсем плохо носителям желтых карточек – их даже на самые заштатные показы запускают последними. Если, разумеется, в зале есть места.
Потерять каннскую аккредитацию проще простого. Стоит только нарушить внегласную дисциплину, и тебе, в лучшем случае, сделают замечание и на будущий год понизят аккредитацию, а в худшем - вовсе ее лишат. Корреспонденты ежедневных изданий, специализирующихся на светской жизни, дорвавшись пресс-конференции со звездой, разумеется, стремятся выведать как можно больше про личную жизнь, а не про кино. Таких сначала осекает модератор, а затем сидящий в зале специальный супервайзер дает команду своим подчиненным, и человека мгновенно заносят в черный список.
Но строже аккредитации в Каннах следят за дресс-кодом. Такого нет даже на церемонии Оскар, где приглашенным дозволяется одевать к смокингу хоть галстук, хоть шейный платок. В Каннах же смокинг с галстуком-бабочкой порой важнее пригласительного на красную дорожку, на которую вам никогда не попасть без соответствующего облачения. Смокинг с бабочкой здесь почти рабочая одежда, в которой обязаны быть все - от звезд до аккредитованных на красную дорожку фотографов и операторов. Традицию пытается перенять и Одесский кинофестиваль, в прошлом году добивавшийся соблюдения дресс-кода на церемонии открытия. Правда, иные хозяева жизни заходили в Одесский Оперный едва ли не в трусах. В Каннах такое исключено. Здесь охране плевать на ваш статус и социальное положение. Пару лет назад на вечеринку по случаю премьеры третьего «Терминатора» охрана не пустила Эдриана Броуди, которому за несколько месяцев до этого вручили «Оскар» за роль в «Пианисте». На актере, физиономия которого украшала обложки ведущих изданий мира, банально, не было бабочки.
Шанс быть не пропущенным охраной на гала-показ, как видите, есть даже в этом случае. Правда, выход все же можно найти: неподалеку от красной дорожки всегда есть человек с ведром, полным бабочек по сходной для такого мероприятия цене в €20. Едва ли не единственный случай, когда организаторы фестиваля сами суетились из-за внешнего вида приглашенной звезды, датирован 1953 годом, когда выяснилось, что у члена жюри Луиса Бунюэля не оказалось смокинга и по тревоге были подняты лучшие каннские портные.
Поймать вора
Помимо селебритис, журналистов, фоторепортеров и папарацци, на фестиваль в Канны стягиваются лучшие воры Франции. Полиция в эти дни особо пристально несет службу.
Чистят, главным образом, дорогие отели и виллы, где останавливаются знаменитости. Лет пять назад обобрали шикарное прибежище Мартина Скорсезе и жившего с ним по соседству крупного продюсера из Warner Bros. Воруют в Каннах изысканно и виртуозно: у Жан-Поля Бельмондо, которого будут чествовать в этом году, бумажник вытащили в тот момент, когда он раздавал автографы; нашего режиссера Александра Шапиро, привозившего в 2008-м на каннский кинорынок свой «Кастинг», ограбили посреди ночи в собственном доме, пока тот спал. Про каннские ограбления снято немало фильмов. Самые известные из которых, вероятно, хичкоковский «Поймать вора» (To Catch a Thief, 1955), на съемках которого Грейс Келли познакомилась со своим будущим мужем – принцем Монако Ренье, и криминальная комедия «С новым годом» (La bonne annee, 1974) Клода Лелюша, где Лино Вентура грабит бутик Van Cleef & Arpels прямо на Круазетт.