Венеция. День выборов
Все случилось как-то быстро. Даже слишком для церемонии закрытия такого крупного и уважаемого фестиваля. Звезд на красной дорожке, если не считать тех, кого пригласили получать трофеи, практически не было. Открывшийся в среду кинофестиваль в Торонто, традиционно, отобрал у Мостры крупных гостей, обеспечивающих паблисити. Жюри приехали последними, но позже других подкатила «лянча» с Дэвидом Бирном и Дарреном Арнофски.
Мистер президент с коллегами долго позировали фотографам, а потом Аронофски отправился в люди, раздавать автографы. У него вообще после назначения на пост главы жюри выработалась какая-то величественная выправка.
Если не брать во внимание речи затянутого в черный френч Марко Мюллера и еще кучки итальянцев, то начали с операторской награды. Она ушла англичанину Робби Райну, прославившему таким образом недооцененный «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Райан поблагодарил всех и пожелал Андреа еще много хороших фильмов. Ей слава, а ему – новая работа и, глядишь, награды. Два предыдущих арнольдовских хита («Красная дорога» (2006) и «Аквариум» (2009)), кстати, тоже снимал он.
Osella (так называется маленькая такая медалька) за «лучший сценарий» отошла греку Йоргасу Лантимосу за «Альпы». Лантимос вышел на сцену вместе с со-автором Эфимисом Филиппу - мужчиной в белом пиджаке и усах как у Матье Амальрика в «Турне». Усы от счастья шевелись, как живые.
Японцам из «Himizu» режиссера Соно Сиона отдали актерский приз Марчелло Мастроянни, который традиционно вручают «лучшим молодым дарованиям». Женский кубок Вольпи, как и пророчили многие, китайской старухе из «Простой жизни» Анны Уи, где она сыграла отправленную в дом престарелых мать Энди Лау.
Старуха на поверку оказалась довольно молодой женщиной по имени Дайен Йяп.
Сидевшая рядом итальянка, глядя, как я записываю что-то в блокнот, показала мне список абсолютно всех победителей, как-то ехидно ухмыльнувшись. И это еще до того, как объявили «Золотого льва» и даже до того, как на сцену выскочил Майкл Фассбендер, которому, слава Богу, дали Вольпи за лучшую мужскую роль!
Фассбендер, тряся трофеем, среди прочего, поблагодарил Гарри Олдмена за то, что сам не ведая, подвиг его еще в четырнадцатилетнем возрасте задуматься о профессии актера. Очень трогательно и живо. Жаль, самого Олдмена в зале не было.
Специальный приз жюри у итальянца Эмануле Криалезе за трогательную, отдающую Висконти драму «Terraferme». Он сильно благодарил жителей маленького островка и простых рыбаков, снимавшихся в его фильме.
Китайцу Шангун Цаи («Люди горы, люди море»), видимо за смелость, с которой он вопреки свирепствующей на родине цензуре отправил свой фильм в Венецию, дали «Серебряного льва» за режиссуру. На сцене его переводил сам Марко Мюллер – профессиональный востоковед, владеющий десятью языками, включая китайский. Это тот самый фильм-сюрприз, который многие не посмотрели из-за пожара, случившегося на просмотре!!!
Выйдя вручать «Золотого льва», Аронофски долго объяснял, за что именно. Прозвучала примерно такая фраза: «за фильм, который открыл нам совершенно другую планету». Дальше название и имя автора – «Фауст» Александра Сокурова.
Антон Адасинский и Йоханес Цейлер, сыгравшие у Сокурова Мефистофеля и Фауста соответственно, обнялись и, кажется, даже заплакали. Зал долго аплодировал. Сокуров, очевидно, растерявшийся от неожиданности, долго благодарил свою интернациональную съемочную группу. Третий русский «Золотой лев». Первый был у Тарковского за «Иваново детство», а второго в 2003-м получил Звягинцев за «Возвращение». Зануды недоумевают. Все прочие – счастливы!