«Доктор Стрэндж»: Шерлок под грибами встречает Матрицу
«В год, когда неимоверно раздутые кинопустышки начали вызывать просто сокрушительный уровень усталости от CG-графики – только сегодня, только у нас «Алиса в варкрафтово-самоубийственном апокалипсисе справедливости»! – это смешное и причудливое приключение напомнило, чем могут быть спецэффекты, когда за ними стоит настоящее воображение», – пишет обозреватель The Wrap.
Свою рецензию он назвал просто и без затей – «Доктор Стрэндж»: Бенедикт Камбербэтч добавил немножко магии Киновселенной Marvel».
Впрочем, ради объективности надо сказать, что не только он. Оказывается, если собрать на площадке одного оскаровского лауреата (Тильда Суинтон), трех оскаровских номинантов (собственно, Камбербэтч, а также Чиветел Эджиофор и Рэйчел МакАдамс), лауреата Канна (Мадс Миккельсен) и дать им относительно нормальный сценарий – пусть и с прихрамывающей логикой, но хотя бы со смешными шутками и без переизбытка пафосных речей – может получиться хорошее кино. Супергеройское и хорошее.
Плюс, опять-таки, упоминавшиеся выше спецэффекты, вдохновленные не только нолановским «Началом», как может показаться на первый взгляд, но еще и, к примеру, классическим диснеевским мультфильмом «Фантазия» (1940). «У него [мультфильма] очень психоделичная основа: можно сказать, что большей частью он, так же, как и мы, работает с другими измерениями», – говорит оператор Бен Дэвис.
Да уж, чего-чего, а психоделичности в 14-м фильме Киновселенной Marvel хватает: это и города, которые складываются, словно карточные домики, и темное измерение, наполненное странными «планетами на ножках», подозрительно напоминающими огромные псилоцибиновые грибы… Определенно: Стэну Ли – 93-летнему автору оригинального комикса о Докторе Стрэндже – явно неслучайно в качестве реквизита для камео в образе пассажира автобуса выдали книгу «Двери восприятия» Олдоса Хаксли.
Куда же ведут эти двери? В истории Доктора Стрэнджа – в бесконечное число параллельных миров, доступных волшебникам, охраняющим Землю от магических угроз: так же, как команда Мстителей охраняет ее от физических.
Изначально доктор Стивен Стрэндж – человек науки, гениальный и самовлюбленный нейрохирург – ни о каком выходе в астрал и не помышлял.
Но в результате автоаварии (в оригинале она произошла потому, что доктор сел за руль пьяным, в современной версии – из-за того, что отвлекся на телефонный звонок) его кисти оказались раздробленными, и он лишился возможности работать. В поисках спасения Стрэндж обращается ко всем возможным специалистам и в итоге оказывается в Непале, где попадает в обитель Старейшины (Суинтон), открывающей ему возможности управлять материей силой духа.
В комиксе процесс обучения занимает 7 лет, в фильме же явно управились намного быстрее: особо не заморачиваясь, сценаристы объяснили это тем, что Стрэндж – просто «прирожденный мастер».
И действительно – «нет времени объяснять», когда на планету надвигается угроза: жаждущий захватить ее повелитель темного измерения Дормамму, который действует в нашем мире через бывшего ученика Старейшины Касилия (Миккельсен). Касилий хочет бессмертия и темное измерение, в котором времени нет как вида, кажется ему и его подручным лучшим вариантом для этого. Всем остальным – нет.
Слегка притянутый за уши сюжет компенсируется не только по-настоящему впечатляющими спецэффектами, но и множеством забавных моментов. Это как шуточки, очевидные для всех – вроде живущей своей жизнью Мантии Левитации, которая не просто помогает Стрэнджу летать, но и становится при нем чем-то вроде сторожевой собаки – так и множество намеков «для своих».
Особо порадовали, конечно же, фанатов «Шерлока» – для них и удивленное лицо Камбербэтча, внезапно оказавшегося на нью-йоркской Бликер-стрит вместо привычной лондонской Бейкер-стрит. И его фирменный поднятый воротник (правда, Мантия Левитации к таким вольностям по отношению к себе относится далеко не так лояльно, как обычное пальто).
Есть и моменты, рассчитанные, кажется, на фанатов другого Доктора – а именно Доктора Кто. Между персонажами довольно много общего: так же, как и Стрэндж, этот герой умеет повелевать временем, а еще вынужден все время объяснять, как именно его зовут. Хороший пример – этот диалог, построенный на игре слов, которая, к сожалению, потеряла свою прелесть в украинском переводе.
Kaecilius: You'll die defending this world, Mister...
Dr. Stephen Strange: Doctor!
Kaecilius: Mister Doctor?
Dr. Stephen Strange: It's Strange!
Kaecilius: Maybe, who am I to judge?
В общем, в этом динамичном и ярком аттракционе под кодовым названием «Шерлок под грибами встречает Матрицу» при желании каждый может найти что-то для себя.
А если не в этом, то в следующем. Не приходиться сомневаться, что «Доктор Стрэндж» – со своим рейтингом 8,2 на IMDB и 96% на Rotten Tomatoes – к нам еще вернется.
Правда, вероятно, не один, а в компании Мстителей, но – who am I to judge?
Фото - kinopoisk.ru