«Великая стена»: крадущийся Дэймон, затаившийся Паскаль
«Строилась 1700 лет. Длиной – почти 9 тысяч километров. От чего она должна была защитить?». Интрига тэглайна «Великой стены» – нового фильма Чжана Имоу, снятого за рекордные для Китая и сопоставимые с бюджетами голливудских блокбастеров $150 млн, – раскрывается очень быстро. Оказывается, за стеной живут монстры – ящероподобные зеленые зубастые твари тао-тей, которые возвращаются каждые 60 лет и пожирают все на своем пути. Стена строилась как преграда для них, но по факту очередного нашествия выяснилось, что помогает она не слишком: тао-тей эволюционировали и уже не просто ломятся напролом, но ищут обходные пути.
Как раз накануне очередного нашествия на Стену попадают двое европейцев – Уиллем Гэрин (Мэтт Дэймон) и Перо Товар (Педро Паскаль), наемники, прибывшие в поисках дымного пороха, секрет производства которого китайцами хранится в строжайшем секрете. Они оказываются пленниками гарнизона, обороняющего стратегически важный участок Стены, но вскоре из категории заключенных вынуждено переходят в категорию защитников крепости, так как во время атаки тао-тей каждый воин на счету, а эти двое – хорошие, закаленные в битвах солдаты. Точнее – слишком хорошие: почему-то у случайных чужаков крошить монстров получается в разы лучше, чем у специально обученных – даже специально взращенных для этого – китайских солдат.
Собственно, это и стало причиной скандала, разгоревшегося вокруг фильма еще летом прошлого года, когда вышел его первый трейлер. То, что на переднем плане азиатской картины – неазиатские актеры – возмутило значительную часть китайских зрителей, а также «восточную диаспору» Голливуда. Причем вторых – даже больше, чем первых.
Споры по поводу «Великой стены» стали продолжением шумихи вокруг «Доктора Стрэнджа», где тибетского Старейшину сыграла Тильда Суинтон, а также предстоящего «Призрака в доспехах» – с «японкой» Скарлетт Йоханссон. «Отбеливание» азиатских образов ради коммерческого успеха картины – порочная расистская практика, считают актеры азиатского происхождения, которых она лишает возможных ролей. Зрители настроены менее категорично: несмотря на определенное возмущение, китайцам все же скорее льстит присутствие мировых звезд в фильме производства их страны (формально «Великая стена» – копродукция Китая и США, но позиционируется картина именно как китайская).
Пытаясь сгладить конфликт, Чжан Имоу воспользовался обтекаемой формулировкой: «Мы используем принципы голливудского кинопроизводства для пропаганды китайской культуры». И с ней вполне можно согласиться. Тем более, расовый баланс в фильме все же соблюден. Есть главная героиня-китаянка (актриса Цзин Тянь, сыгравшая Командующую Журавлиными войсками Линь Мэй), все остальные персонажи – ее соотечественники, плюс – присутствуют не только два хороших европейца, но и один плохой (герой Уиллема Дефо, наемник Баллард).
Впрочем, когда смотришь кино, обо всем этом не думаешь: оно получилось действительно зрелищным, динамичным и увлекательным, – даже несмотря на ходульность сюжета, очень высокую степень условности, забавные пафосные диалоги и откровенно играющих «в полноги» Дэймона, Паскаля и Дефо.
«Великая стена» – яркий аттракцион, призванный развлекать зрителя: и с этой задачей он отлично справляется. В кадре – буйство красок: от невероятно красивых цветных гор Чжанъе Данься до прекрасно проработанных костюмов разных отрядов защитников Стены, отличающихся цветами – алым, желтым, темно-фиолетовым, насыщенным синим. Сцена первой битвы людей и тао-тей ассоциативно отсылает к сражению у Хельмовой Пади из второго «Властелина колец»: только вместо элегантных эльфов здесь стройные ряды тонких и звонких китайцев. В лучших традициях фэнтези-побоищ выдержан и эпический финал – с привлечением древнекитайских ВВС на воздушных шарах.
Эстетика в фильме однозначно превалирует над логикой – так было задумано, и с такой меркой стоит к нему подходить, не задумываясь, к примеру, над КПД трех десятков девушек-«журавлей», которые с копьями наперевес прыгают со Стены в «месиво» из тысяч и тысяч клацающих зубами монстров. Ну и что, что бестолку – летят-то красиво!
В меру красив и мужественный лучник Мэтт Дэймон, не в меру – обаятельный плут Педро Паскаль, который в своем герое здесь совместил «все лучшее сразу»: кошачью грацию Оберина из «Игры престолов» с собачьей преданностью детектива Пеньи из «Наркос» (да, даже несмотря на некоторые моменты, его персонаж, по большому счету, все равно остается верным другом).
Красива и слаженная командная работа совершенно некрасивых тао-тей, упорно вгрызающихся в сердце Китая по указке своей чешуйчатой королевы, работающей заодно как GPS для армии монстров.
Кстати, сам образ глобального врага в фильме получился по сути очень азиатским: миллионы существ действуют как одно целое, единый организм, ведомый одной волей и одной целью, – никакой разобщенности. И точно так же поступает противостоящая им армия, в которой к рефлексиям а-ля «быть или не быть» склонна исключительно парочка европейцев. В общем, можно делать далеко идущие выводы. А можно – просто посмотреть красивое и местами очень смешное кино, которое, несмотря на свое «великое» название, ни на что великое не претендует.
Фото - bhfilms.com.ua