«Обитель зла: Финальная битва»: (без)умная Милла
«Да, этот фильм называется «Финальная битва», но не слишком-то надейтесь. В конце концов, «Вымирание» (2007) анонсировалась как «третья и последняя часть трилогии «Обитель зла», и это было три части назад», – глумится обозреватель Variety.
Ему, как и многим другим критикам, кино не особо понравилось: рейтинг новой «Обители зла» на Rotten Tomatoes всего-то 33% (4,3/10). Но при этом большинство сходятся во мнении, что с точки зрения фанатов серии получилось как раз то, что нужно.
Да, «Финальная битва» – это 100% фанатское зрелище. Хотя в начале и дается краткое изложение предыдущих серий: что такое корпорация Umbrella, откуда взялся T-вирус, как он вырвался на волю и привел к превращению всего человечества в зомби. Тому, кто каким-то чудом за последние 15 лет не видел ни одной «Обители зла», эти сведения вряд ли помогут экстренно проникнуться мрачно-безысходной атмосферой постапокалипсиса. Плюс – очевидное недоумение вызовут невероятные способности главной героини Элис (Милла Йовович) к выживанию и уничтожению зомби всех видов в промышленных масштабах любыми подручными средствами.
Для фанатов же – помнящих Элис еще «потеряшкой» в красном платье-ночнушке из первого фильма и наблюдавших за ее постепенной трансформацией в машину смерти для немертвых – все тут совершенно закономерно и логично.
Хотя «Финальная битва» вышла через 5 лет после «Возмездия» (2012), действие хронологически разворачивается спустя всего несколько недель после событий предыдущего фильма. Элис приходит в себя в разрушенном до основания Вашингтоне – том самом, который она еще надеялась спасти в финале прошлой части. На связь с ней выходит компьютерная система Umbrella Красная Королева – заклятый враг Элис внезапно оказывается ее союзником. Красная Королева рассказывает ей, что корпорация нашла антивирус, способный очистить планету и спасти еще оставшихся в живых людей – всего чуть более 4 тыс. на всей Земле. Чтобы добыть антивирус, Элис нужно вернуться в Ракун-Сити и спустится в полуразрушенный «Улей», штаб-квартиру Umbrella.
Похоже на сценарий компьютерной игры? Ну так это оно и есть. Созданная по мотивам одноименной игры «Обитель зла», к счастью, не пытается казаться чем-то большим, чем она является – в отличие от многих других киноадаптаций игрушек. В «Финальной битве» нет пафосных диалогов о судьбах мира и великой миссии: все, что есть – кратко и по делу, чтобы не снижать бешеный ритм экшена. Любые отсылки к прошлому персонажей важны только для развития сюжета – чтобы объяснить, как и почему герои оказались в данной точке «игрового поля». Ну а такие откровенно бредовые моменты, как, например, полчища зомби, которые куда-то мгновенно испаряются, чтобы дать двум героям картинно подраться, но как только битва закончилась, тут же материализуются вновь, – это уже, извините, «издержки производства».
Изначально шестая часть «Обители зла» должна была выйти еще в 2014 году, но из-за второй беременности Миллы Йовович съемки и релиз перенесли. И фильму это определенно пошло на пользу.
За это время режиссер (и по совместительству муж Миллы) Пол У. С. Андерсон успел посмотреть «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера и явно подхватил оттуда несколько моментов. Например, «моду» заставлять пленных на веревке бежать за транспортным средством, уже упоминавшийся принцип «молчание – золото для экшена», а также акцент на постановке боевых сцен с использованием машин, мотоциклов и пр. Увы, последний пункт имел трагичные последствия: каскадер Оливия Джексон – которая была дублершей как Йовович в «Финальной битве», так и Шарлиз Терон в «Дороге ярости», – во время съемок попала в аварию на мотоцикле, в результате которой потеряла руку.
Но надо сказать, что не только Андерсон «подсмотрел» у Миллера, но и наоборот. Это сейчас женские персонажи-воительницы вроде Императора Фуриосы стали чем-то само собой разумеющимся. А когда 15 лет назад хрупкая Элис впервые взяла автомат, пошла крошить зомби и сражаться с корпорацией-монстром, это ведь был настоящий вызов канонам.
С этой точки зрения любопытно наблюдать, как с каждым фильмом серии все меньшей и меньшей становилась объективация персонажа. Если в первой «Обители…» Элис рассекала в секси-сапожках и красной «ночнушке», затем – в кожаных «купальниках» (которые от фильма к фильму постепенно становились все закрытее), то в «Финальной битве» она уже разве что не в никабе. Да, Йовович по-прежнему красива – кажется, последних 15 лет для нее словно не было, – и камера постоянно делает акцент на ее лице и кошачьих глазах. Но совершенно ясно, что внешность тут уже однозначно не главное: потому что в глазах этих – усталость и холодный расчет, а сама героиня в первую очередь воспринимается в контексте своей функции – сражаться и побеждать, – но никак не пола.
Новая «Обитель…» дает ответы на многие старые вопросы – например, почему вообще T-вирус вырвался на свободу и как связаны между собой Элис, Красная Королева и корпорация Umbrella. Но при этом оставляет открытым другой – последний это все-таки фильм или нет.
Да, история окончена – вот только окончена так, что в ней все равно остается задел на будущее. Ранее Андерсон уверял, что это уже точно последний фильм серии – по крайней мере, для него. Но при этом ходят слухи, что вопрос продолжения все-таки рассматривается: будет ли оно – закономерно зависит от кассовых сборов. Пока что, по данным boxofficemojo.com, фильм, бюджет которого оценивается в $40 млн, уже собрал по всему миру $136 млн.
Что тут скажешь: кажется – и вновь продолжается бой.
Фото - bhfilms.com.ua