«Пираты Карибского моря. Месть Салазара»: куда плывет «Дохлая утка»
Моряк вразвалочку сошел на берег – в 5-й раз за 14 лет. Традиционно – украл, выпил, попал в тюрьму. Традиционно же – чудом избежал казни. Завел новых друзей. Подставил старых. Встретился с давним заклятым врагом. И чудом же уцелел.
Вроде бы, в пятых «Пиратах Карибского моря» все как всегда: все та же сюжетная схема, все тот же Джонни Депп в роли Джека. И сам по себе он не плох: да, старого Воробья не научишь новым трюкам, но и не надо, ведь мы любим его таким, каков он есть. А вот что плохо, так это попытка пошутить те же самые шутки во второй (кое-где и в надцатый) раз: получается смешно, да. Но – «смешно» в смысле «нелепо».
В плане истории пятые «Пираты…» отчаянно напоминают первых. Главный антагонист – вновь неупокоенный капитан: только вместо «головоногого» Дэйви Джонса теперь это «недожаренный» Салазар (Хавьер Бардем). Он хочет отомстить Джеку за «барбекю», который тот много лет назад устроил ему и его кораблю.
Вновь здесь есть хорошие мальчик и девочка, оказавшиеся в центре пиратских разборок. Только вместо Уилла Тернера и Элизабет Свон теперь это их сын Генри (Брентон Туэйтес) и девушка Карина Смит (Кая Скоделарио).
Генри мечтает снять с отца проклятие, навсегда привязавшее его к «Летучему голландцу». Сделать это поможет древний артефакт – тризубец Посейдона, который содержит в себе всю магию всех морей. К тризубцу может привести лишь некая тайная карта, которую «не способен прочесть ни один муж». И тут-то пригождается девушка Карина, которая – та-дам! – не муж. Но зато астроном, хронолог и – как удачно – обладательница дневника, в котором указано, как искать карту.
Сугубо из ностальгических соображений в историю ввели ведьму Шансу (Гольшифте Фарахани), явно созданную «по образу и подобию» богини Калипсо. Возвращается в фильме и капитан Барбосса (Джефри Раш) – и вновь он одновременно и враг, и друг Джеку. В конце концов, здесь есть даже бессмертная барбоссина обезьянка! Но все эти знакомые элементы – словно элементы конструктора «Лего». Да, из его деталей можно собрать практически что угодно, но на плавность линий и правдоподобие образа рассчитывать не приходиться.
Дебютанты франшизы, режиссеры Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг («Кон-Тики»), сценарист Джефф Натансон («Терминал», «Поймай меня, если сможешь») и бессменный продюсер «Пиратов…» Джерри Брукхаймер собрали из этих кубиков «квадратно-гнездовое» кино, лишенное легкости и обаяния первой части и – даже при всех скидках на высокую степень условности киносказки – поражающее полнейшим отсутствием логики.
Джек Воробей, ранее готовый на все, что угодно, лишь бы не расставаться со своим волшебным компасом, внезапно променивает его в таверне на бутылку рома. Здоровому во всех остальных отношениях капитану Барбоссе вдруг на ровном месте отшибает память по очень важному вопросу (какому именно – увы, не рассказать без спойлеров). Генри интересуется у Карины, все ли хорошо, спустя мгновение после того, как она потеряла то, что искала всю жизнь. И т. д., и т. п.
В неудачах всех последних фильмов с Деппом принято винить Деппа. Только вот в данном случае Джонни совершенно ни при чем.
Его Воробей – персонаж, совершенно неотделимый от актера, – по-прежнему предельно органичен, естественно комичен и совершенно прекрасен. Максимум из никакого сценария пытаются выжать и Раш с Бардемом (ну точнее то, что от Бардема здесь осталось). Живых актеров традиционно оттеняют «деревянные» – только теперь Блум и Найтли на вторых ролях, а их работу делают Туэйтес и Скоделарио. Но ни живым, ни деревянным актерам – да даже CG-обезьянке – играть здесь нечего.
Да, у фильма очень бодрое и забавное начало – вполне в духе первых «Пиратов…». Да, есть несколько смешных шуток – пусть и существенно меньше, чем в предыдущих частях. Да, тут просто отличные CG-эффекты.
И, безусловно, есть несколько удачных во всех отношениях сцен. Например, флэш-бек, отсылающий к первой встрече Салазара и Воробья, в котором объясняется, благодаря чему юный Джек заработал себе прозвище и уважение как капитан пиратов.
Еще – эпизод в тюрьме, где Джек встречает своего дядю, тоже Джека. Если раньше мы уже встречались с папой Воробья – в исполнении Кита Ричардса, – то новым членом семейства оказался сам сэр Пол МакКартни. Отдельный забавный бонус – в эпизоде он рассказывает Воробью тот же самый анекдот про скелет в баре, который Аль Пачино рассказывал Джонни Деппу в фильме «Донни Браско».
А еще здесь есть «Дохлая утка». Так называется дырявая посудина, на которой выходит в море капитан Джек, в очередной раз лишившийся нормального корабля. И, кажется, так вполне можно было бы назвать и сам фильм.
«Когда студия Disney анонсировала первый фильм по мотивам аттракциона «Пираты Карибского моря» [из парков развлечений Disneyland], не было особых оснований рассчитывать, что он станет чем-то большим, чем очередной проект по кросс-промоушену и быстрому сбору денег. Но, ко всеобщему удивлению, выпущенный в 2003 году фильм «Проклятие «Черной жемчужины» Гора Вербински оказался продуктом старой попкорн-школы: более умным, более смешным и куда более рискованным, чем имел право быть. Сейчас, 14 лет и 4 фильма спустя, пиратская франшиза наконец пришла именно к тому, чего от нее с самого начала ожидали циники», – резюмирует обозреватель Variety.
Завершилась ли она – вопрос открытый. Джерри Брукхаймер не отрицает возможности выхода 6 части «Пиратов…» – при условии, что этого будут хотеть фанаты франшизы, студия Disney и, конечно, сам Джонни Депп.
И, с одной стороны, боязно, что в дно опять постучат. А с другой же совсем не хочется, чтобы история Джека Воробья – капитана Джека Воробья – заканчивалась именно так. А поэтому, несмотря на все, сказанное выше, быстрее идем в кино! Голосуем за продолжение гривней – и, может быть, напоследок «Дохлая утка» все-таки превратится в «Черную жемчужину».
Фото - bhfilms.com.ua