Плохо без БАБ
В связи со смертью Бориса Березовского интернет заполнили воспоминания тех, кому довелось с ним общаться. В частности, Арсен Аваков рассказал, как в 2008 году в одном из лондонских ресторанов Борис Абрамович делился с ним планами создания в Украине медиа-холдинга нового поколения.
Помнится, какие-то слухи о готовности Березовского запустить медийные проекты в Украине тогда, действительно ходили. И мне откровенно жаль, что они остались только слухами. Хотя я отлично понимаю, что шансов на их реализацию было немного. Поимев от лондонского спонсора деньги на революцию, революционеры так и не позволили ему появиться в нашей стране. Уж больно шустёр был великий комбинатор для простоватых и мелковатых гешефтмахеров от отечественной политики, в которую он бы непременно встрял. Да и превратить Украину в плацдарм для информационных атак на Путина никто бы Березовскому не дал: кому нужна дополнительная головная боль?
Но вот жаль. Потому что было бы, по крайней мере, весело. Да и в СМИ Борис Абрамович был дока, уровень бы постарался задать. Хотя и без нюансов не обошлось бы.
«Тот по большей части жалкий и трусливый сброд, который называется современной русской журналистикой, породили вы. Вы сочли возможным подкупать людей, ломать их волю, заставлять их делать то, что вам нужно. Вы — автор практики масштабных подкупов журналистов в России. До вас этого не было», - рубила правду матку в лицо экс-олигарху Ксения Соколова, летом 2011 года взявшая на пару с Ксенией Собчак интервью у него. «Да, журналистов мы тогда изнасиловали», - признался Березовский, сводя эпизод изнасилования исключительно к 1996 году – году президентских выборов. Но мы-то понимаем, что Соколова поставила вопрос шире.
С другой стороны, ну ведь не больше бы наших журналистов изнасиловали в возможных проектах Березовского, чем в наших медиа, которые принадлежат тоже совсем не ангелам. За последнее время своими терзаниями со мной поделилось сразу несколько человек, работающих в совершенно разных СМИ: как жить? как работать? не уволиться ли к чертовой матери ради спасения своей бессмертной души? А к ним еще прибавился известный и очень уважаемый человек, не журналист, которому предложила сотрудничество свежесозданная газета, слямзившая свое название у Карла Маркса. «Не вляпался ли я в нехорошее?» - задается вопросом потенциальный автор, которому дорога собственная репутация.
Что бы там ни говорили любители пафосных банальностей, а главная фигура в медиа-процессе вовсе не абстрактный журналист, который должен быть честным, ответственным, бла-бла-бла, и не читатель, ради которого бла-бла-бла. Главный тот, кто дает на этот праздник жизни деньги. Нет денег – нет честной/нечестной журналистики, нет журналистов – только блогеры и фейсбучники. Дилетанты.
Вот и после скоропостижного закрытия самого интересного проекта последнего времени в России – «Русской жизни» главред Дмитрий Ольшанский открытым текстом написал, что возобновление выхода возможно при одном условии: «Мне нужен один читатель. Один Медичи, один Мамонтов, один король Рудольф». Короче, меценат.
В ответ обычно следуют рассказы о том, что подлинно независимая журналистика возможна только там, где она зарабатывает себе на жизнь, а содержанство в корне порочно. И это правильно, только где ж она у нас есть, журналистика, зарабатывающая себе на жизнь? А там, где есть, то она зарабатывает таким, что, ей-богу, содержанство на этом фоне выглядит верхом целомудрия.
Вот и выходит, что молиться надо на богатеньких буратин, у которых появляется интерес вложиться в медиа-проекты. Другое дело, что прелести наших политических и бизнес-реалий делают этих буратин, а, следовательно, и их проекты, подверженными определенным патологиям и уязвимыми для внешних атак. Но это уже проблемы, которые на редакционной летучке не решить. Однако и решить их без помощи СМИ чрезвычайно сложно.
Арсен Аваков пишет, что его реакция на предложения Березовского о создании медиа-холдинга в Украине была вялой. Что ж, результаты этой вялости мы наблюдаем до сих пор. Тогдашняя власть отправилась в оппозицию «гола і боса», не имея за душой никаких серьезных средств массовой информации. Даже несчастный боевой листок «Батькивщины» «Вечерние Вести» зачах в умелых оппозиционных руках. Коллективный организатор и пропагандист, ага…
В общем, какой бы он ни был, знаменитый демон БАБ, у нас и такого нету. И, как следствие, еще много чего нету, как плохого, так и хорошего. Жалко.