Саранча, консервные банки и другие секреты «МастерШефа» от Лизы Алцыбеевой
Домашние питомцы и дети - тайная струна любого, пусть самого черствого зрителя. Поэтому кризис жанра не грозит даже таким дойным коровам телеэфира, как «МастерШеф» на СТБ. В пятом сезоне поклонников шоу накормят новыми впечатлениями, а полку новоиспеченых кулинаров прибыло - канал объявил о запуске детской версии проекта.
А вот закулисье главной кухни СТБ остается для зрителя терра инкогнита. Чтобы рассеять мрак неведения, я вызвала на откровенный разговор Лизу Алцыбееву - именно она сопровождала взрослый «МастерШеф» в качестве продюсера со дня его основания и корпела над подготовкой его детской версии. За это время Лизе удалось узнать, где берутся самые экзотические продукты, какие духовки лучше использовать для выпечки, и много других секретов телевизионно-кулинарного симбиоза. А буквально недавно добавился еще один повод встретиться с Лизой - она стала заместителем главного продюсера СТБ Галины Пилютиковой. И разговор выдался интересным и многосторонним...
- Лиза, поздравляю вас с новой должностью. Давайте начнем с того, что теперь будет входить в ваши обязанности.
- Я ждала этого вопроса (смеется). К сожалению, пока не могу на него ответить: как раз сейчас мы занимаемся распределением обязанностей внутри коллектива. До 15 июля проводим совещания, после этого выпишем весь перечень того, чем я буду заниматься, а Владимир Владимирович (Бородянский, - МН) лично его утвердит. А вот когда мы переедем на новое место и окончательно со всем разберемся, я приглашу вас на новоселье.
Для меня это предложение, если честно, стало большой неожиданностью, как гром среди ясного неба. Конечно, я надеялась, но не верилось, что это произойдет так скоро. Ну, наш продакшн развивается, появляется все больше новых проектов - наверное, для вас не секрет, что мы занимаемся проектами для «Нового канала» и ICTV. Так что удержать все в одних руках становится невозможно.
- Как у вас складываются отношения с Галиной Пилютиковой - уже обсуждали распределение обязанностей?
- Пока нет, эта встреча еще впереди. Что касается отношений, то они прекрасные, потому что Галина Вячеславовна - очень творческая личность, а я люблю творческих людей. Уверена, что мы с ней сработаемся.
- Вы говорите, что назначение стало неожиданностью, но, возможно, Бородянский как-то подводил вас к этому, прощупывал, беседовал?
- Нет, такого не было, но в течение года в продакшене появлялись проблемные места и организационные вопросы, которые необходимо было решать. Это в первую очередь касалось координации, транспорта - словом, всего, что направлено на оптимизацию бюджетов и улучшение жизни в продакшене. Я привлекалась к этим проектам по собственной инициативе, потому что хотелось заниматься чем-то еще помимо продюсерской работы, и, надеюсь, именно благодаря этим заслугам была замечена.
- Вы еще не до конца знаете свои обязанности, но будут ли они отличаться от вашей продюсерской деятельности в проекте?
- Думаю, в любом случае будет что-то новое и незнакомое. Ведь работа внутри ТО и работа на продакшене - разные задачи и стратегические вопросы, так что отличия точно будут. А вот в чем конкретно - пока не знаю. Мы хотим сделать реорганизацию продакшена, и первый этап, с которым я хочу столкнуться - планирование производства, в том числе и долгосрочное. Это приведет к более рациональному распределению проектов внутри продакшена, и, думаю, позволит оптимизировать затраты.
- Уже есть какие-то конкретные наработки?
- Не хочу сейчас раскрывать все карты, потому что пока это стратегический план, а я придерживаюсь принципа «не словом, а делом». Для его воплощения мне нужен не месяц и не два, это долгий путь и соответственно длительный период.
- Будут ли во время реорганизации тасоваться проекты, переходить из одного ТО в другое?
- Нет, такого мы не планируем, но кадровая политика претерпит некоторые изменения. Сейчас у нас происходит ротация линейных продюсеров и старших администраторов. Мы хотим подтянуть ребят, назначить на более высокие должности. Кроме того, мы хотим открыть школу продюсеров.
- Судя по всему, работы предстоит немало. Останется ли время на «МастерШеф»?
- Нет, к сожалению, не останется. Буду стараться помогать ребятам, но только на уровне сопровождения - продюсером проекта уже назначен другой человек.
- Кто именно?
- Линейный продюсер Владислав Воловой, который начинал вместе со мной с первого сезона шоу. Я его поздравляю с назначением, потому что оно абсолютно заслужено. Так считаю не только я, но и Володя Турич. Влад полностью в материале, четко понимает задачи, поставленные перед ним в новом сезоне, знает правила, по которым существует проект, и ему, безусловно, будет намного легче, чем любому человеку со стороны.
- Раз уж вы заговорили о детском «МастерШеф». Уже известно, кто будет его продюсером?
- Скорее всего, это будет Владислав. Я же буду его сопровождать, поскольку давно и много думаю о проекте. В том числе, я прорабатывала бюджет, так что знаю все тонкости и нюансы, с которыми может столкнуться команда.
- Кстати, о нюансах. Самый простой пример, который приходит в голову - это подписание контракта о неразглашении с участниками. Понятно, как это происходит со взрослыми, но как быть с детьми?
- В таких ситуациях мы работаем с родителями, все контракты подписывают они. Также они присутствуют на площадке, проживают вместе с детьми. Поэтому ответственность за ребенка несем как мы, так и родители. Все инструктажи фуд-департамента о том, что делать, чего не делать, как готовить, как пользоваться инвентарем, будут проводиться при непосредственном присутствии родителей, чтобы они в случае необходимости могли что-то подсказать. Мы стремимся к тому, чтобы у ребенка не возникало психологического дискомфорта и чувства страха, чтобы он не сосредотачивался на том, как включить плиту или комбайн, а творил кулинарные шедевры.
- А что по поводу безопасности? Ведь дети с ножами и дети с огнем вызывают беспокойство.
- Это соблюдается в обязательном порядке. У нас очень индивидуальный подход к этому проекту - будет произведена замена техники, появятся индукционные плиты нового поколения, которыми невозможно обжечься.
- Другими словами, переделывается практически все?
- Именно так. Мы делаем специальные подставки для деток, чтобы они могли полноценно работать с кухонной поверхностью, и даже посуду мы заменим на более безопасную. Конечно, предусмотрен индивидуальный подход к выбору продуктов. Мы работаем с поставщиками, которые будут предоставлять сертификаты для работы с детьми на всю продукцию. Подобный опыт у нас уже был на взрослом «МастерШефе»: когда мы кормим деток на выездных конкурсах, например, в лагере или школе, то все происходит по этой же схеме.
- Дети еще особенны тем, что ходят в школу. И одно дело - отпросить взрослого с работы на четыре месяца, а другое - ребенка. Как вы решили эту проблему?
- Мы приняли решение, что телевизионные кастинги проведем во время каникул, чтобы не травмировать ни детей, ни их родителей. За этот период мы соберем всех участников, которые пройдут дальше, и в индивидуальном порядке будем писать письма на имя директоров школ, чтобы нам поспособствовали. Думаю, что мамочки, которые привели к нам своих детей, будут заинтересованы, так что и школьное руководство пойдет навстречу.
- Но вопрос даже не в возможности отпросить детей, а скорее в том, чтобы они не выпадали из образовательного процесса. Рассматриваете ли вы вариант, скажем, присутствия репетиторов на площадке?
- Да, мы готовы проводить занятия. Кроме того, у нас более лояльный график съемок, нежели на взрослом «МастерШеф», ведь дети гораздо быстрее устают. У них есть выходные, и в эти дни они могут поехать получить задание в школе, чтобы ни в коем случае не терять знания. Плюс, мы предусмотрели развлекательные программы для детей, чтобы они могли расслабиться и оторваться. Ведь если для взрослых это психологически тяжело, то детям еще хуже. Мы хотим дать им разрядку, чтобы они могли забыть на время о кухне и вспомнить о детстве. Я как раз сейчас этим занимаюсь: веду переговоры с торгово-развлекательными центрами, чтобы они организовывали нам какие-то программы. Также я хочу приглашать различные коллективы, аниматоров в наш павильон в Броварах.
- Есть ли на проекте психолог?
- Есть, и не один. Сейчас у нас только начальный этап кастингов, но мы с Володей Туричем уже заняты поиском профессионалов, которые позволят нам психологически готовить не только детей, но и родителей, ведь это также важно. Возможно, таких профессионалов будет больше двух, будем смотреть по потребностям. Все это предусмотрено бюджетом, чтобы все чувствовали себя комфортно.
- Кстати, о бюджете. Учитывая все, о чем вы говорите - специальную технику, посуду и прочее, он будет выше, чем у взрослой версии проекта?
- Нет, несмотря на то, что нам много чего понадобится, бюджеты приблизительно одинаковые. Дело в том, что мы уже наработали хорошие отношения со многими компаниями, способствующими в поисках техники и инвентаря. Это ведь очень интересный проект не только для потенциальных спонсоров, а еще и возможность показать, что дети тоже могут использовать приборы, могут полноценно готовить.
- Такой маркетинговый ход?
- Да, назовем это так (улыбается).
- Как вообще родилась идея детского «МастерШеф»?
- Мы ведь знаем, что такой формат существует, и он достаточно успешен. А вот что поспособствовало ее реализации именно сейчас - это уже к Туричу и программной дирекции. Меня же просто поставили перед фактом: «Лиза, поздравляем, у нас есть возможность рассчитать бюджет детского «МастерШеф». Сначала я подумала: ну ок, какие проблемы, сейчас все быстренько сделаем по аналогии. А оказалось все намного глубже: например, конкурсы должны быть не менее интересными и зрелищными, но использование реквизита, который Вова придумал для взрослых соревнований, не совсем корректно в детских. Так что сейчас мы очень активно работаем с творческой группой, нарабатываем материал. Руководитель проекта Марина Радык уже готовит конкурсы.
Как и во взрослом шоу, здесь все происходит следующим образом: придумывается максимально возможное количество конкурсов, я прорабатываю каждый из них. А когда начинаются съемки, мы уже в процессе выбираем, что за чем будет следовать. То есть, нельзя сказать, что на следующей неделе будет вот этот конкурс, а за ним - этот, все подбирается под настроение участников. Кстати, здесь еще все зависит от того, как дети сработаются между собой. Как срабатываются взрослые - уже понятно, и мы можем выстроить хотя бы приблизительную стратегию, а тут надо быть готовым к сюрпризам.
- За последнее время СТБ объявил о запуске сразу двух детских форматов. С чем это связано - с успехом «Голос. Дети» на Плюсах, или вы просто следуете тенденциям?
- Мне кажется, что это никак не связано между собой. Мысли запустить оба проекта появились давно, просто, видимо, так совпало. К тому же, я не хочу проводить параллели с «Голосом», поскольку там детки поют, а мы хотим в обоих проектах показать нечто другое. В любом случае, такие вопросы нужно задавать не мне, я просто рада, что мы будем работать с детьми.
- На что обращается внимание во время детских кастингов? Есть ли в этом отличия от кастингов взрослых?
- Не могу четко ответить на этот вопрос, поскольку не присутствую на кастингах постоянно. Из того, что я видела, могу сделать выводы, что проходят они очень весело: с детьми разговаривают о друзьях, о родителях, об играх, словом, о таком огромном количестве всего, что трудно понять, что самое главное.
- А ко взрослым кастингам вы привлекались?
- Да, и выглядит все немного иначе. На кастинге мы с ребятами проговариваем какие-то нюансы, но более детально общаемся, когда они проходят в ТОП-100. Контракты же подписываются на этапе, когда они попадают в ТОП-50, когда люди полностью готовы к тому, чтобы принимать участие в процессе. Сейчас все реже возникают проблемы с тем, чтобы отпросить ребят, потому что все знают, что у нас за шоу. В основном, с ними мы сталкивались в первом и втором сезонах.
- С какими еще трудностями вы сталкивались в производстве? Насколько я знаю, кулинарные форматы - одни из самых сложных.
- Да, как я уже говорила, это бизнес в бизнесе. Здесь, помимо телевизионной составляющей, нужно обладать познаниями в ресторанном деле. Я очень много времени посвятила тому, чтобы во всем этом разобраться: требования к продуктам, техника, инвентарь, приточно-вытяжные системы…
- Теперь фактически можете построить собственный ресторан?
- Думаю, да (смеется). Если кто-то из участников ко мне обратится - с удовольствием помогу как минимум советом. Кроме того, я должна разбираться практически во всем, что связано с приготовлением еды, особенно это касается продуктов. Понимаете, ведь мы же кормим наших гостей, иногда продаем блюда. Конечно, все должно быть качественное, свежее, со всеми сертификатами и разрешениями, и за этим нужно следить очень тщательно.
- Сталкивались ли вы с невозможностью подготовить конкурс, придуманный сценаристами? Например, если не находился нужный ингредиент.
- У нас даже есть ряд конкурсов, которые переходят из сезона в сезон именно из-за таких нюансов. Мы от них не отказываемся и надеемся рано или поздно осуществить задуманное. Открою вам тайну одного из них. Мы давно ломаем головы над тем, как реализовать конкурс с консервными банками. Его суть в том, что в совершенно одинаковые баночки без этикеток закатаны разные продукты, а участники должны вслепую выбрать себе определенное их количество для готовки. Всего нужно 20 тысяч эти банок, и я никак не могу найти консервный завод, который мог бы выполнить такой заказ. Надеюсь, когда-нибудь получится (смеется). И таких конкурсов немало, ведь сценаристы - творческие люди, и полет их мысли не ограничен ничем. Наша работа построена на диалоге и компромиссе, потому что я сама очень творческая, и просто не могу отказать человеку, когда он озвучивает какую-то идею, ищу разные пути.
- Обычно удается предусмотреть все нюансы работы?
- Бывает по-разному. Мы очень стараемся, но иногда случаются проколы. Например, в прошлом году был конкурс с саранчой, когда участники заходили в куб с насекомыми, набирали себе и потом готовили их. Мы долго искали, где можно взять такое количество саранчи, нам ее специально выращивали, мы построили специальную комнату... В общем, думали, что предусмотрели абсолютно все, пока не столкнулись с тем, что кубы с саранчой надо как-то убирать. Закончилось все тем, что насекомые разлетелись по всему павильону, и ловили их все: от администратора до продюсера, от журналиста до директора ТО. И, честно вам скажу, у нас не получилось: пришлось вызывать специально обученных людей, разбирать декорации, сдвигать график съемки. Было очень весело, и такие истории очень сильно сплачивают команду.
- Сценаристы как-то привлекают вас к своей работе, советуются?
- Да, ведь мы изначально так построили процесс, чтобы не тратить силы на то, что никак нельзя реализовать. С самого начала мне показывают все конкурсы, и я говорю, что можно, а что - ну никак, и после этого Володя принимает решения. Кроме того, я и сама что-то иногда могу подкинуть, и очень радуюсь, когда мои идею берут в работу. Хочется чувствовать себя составляющей не только финансовой и организационной части проекта, но и творческой.
- Вы с самого начала на «МастерШеф» и очень тепло отзываетесь о проекте. Не было ли у вас сомнений по поводу новой должности из-за этого?
- Нет, хотя мне, безусловно, было непросто. Но я очень хочу развиваться и расти, покорять новые горизонты. К тому же я надеюсь, что у меня будет получаться уделять этому проекту какое-то время, помогать ребятам.
Что ж, желаю Лизе успехов как в новых начинаниях, так и в старых проектах. Ну а нам остается ждать - премьеры обеих версий «МастерШефа» не за горами.
Фото Кирилла Авраменко