Вице-президент AMC Гарольд Гроненталь о продолжении «Во все тяжкие» и работе с украинскими продакшенами
«Я однозначно надеюсь, что это не последний мой визит в Украину. Знаете ли, у меня с Украиной особая связь очень давно, еще с детства, когда я впервые услышал «Белый альбом» The Beatles. Там есть песня с тектом «the Ukrainian girls really knock me out, to leave the West behind». Битлз что-то знали», - с самого начала прояснил Гарольд Гроненталь, вице-президент по программированию группы AMC/Sundance. Топ вещателя, входящего в пятерку самых популярных телеканалов и производителей оригинального контента США, приехал в Украину не с визитом вежливости - а совместно с партнерами из «ВОЛИ» запускать в стане полноценное вещание AMC, синхронизированное с мировым и при этом полностью украинизированное.
Поскольку такой случай для нашего рынка пока, к сожалению, беспрецедентный, я не оставила Гарольду выбора, буквально вынудив его дать мне интервью в промежутках между официальными выступлениями и беседами вежливости. Ответы на вопросы стоили усилий.
- Во-первых, хочу еще раз подчеркнуть самое важное - мы все в AMC и я лично очень рады зайти, наконец, на украинский рынок. И у нас большие планы. Это важный регион для нашего расширения.
- Почему Украина имеет такое значение?
- Мир маленький, и все, что еще десять лет назад казалось далеким, сейчас очень близко. Мы все замечаем, что у вас в регионе происходят важные изменения, сразу во многих направлениях: и развития собственного контента, и формирование определенной ниши, и борьбы с пиратством. Похоже, в Украине формируется некий центр тяжести, и нам хочется наладить сотрудничество с дистрибуторами и отношения с местной аудиторией заранее.
- Когда вы начали работу в AMC, канал уделял мало внимания оригинальному контенту - был телеканалом, который крутил фильмы. Я правильно понимаю, что вы в значительной мере изменили эту ситуацию?
- Ну нет, не я один принимал это решение. Мы все понимали, что фильмов, даже самых свежих и интересных, недостаточно, чтобы удерживать лояльного зрителя. Лояльность аудитории формируется привычкой возвращаться к каналу изо дня в день. Решение создавать собственный бренд в мире производства контента было, конечно, коллективным.
- И так появились «Безумцы»?
- Да, это наш первый серьезный эксперимент с собственным производством.
- Сериал выиграл «Эмми» как лучший сериал несколько раз...
- ...четыре года подряд. После «Безумцев» были «Ходячие мертвецы», «Во все тяжкие», «В пустоши», «Убийство» и многие другие.
- Весь этот оригинальный контент будет доступен украинскому зрителю?
- Да, с профессиональными переводом и озвучкой. И все наши новые премьеры будут приходить в Украину одновременно с остальными странами. Из-за разницы в часовых поясах все премьеры будут происходить среди ночи или рано утром, а потом повторяться в прайме. Это сознательное решение, которое мы приняли для всех 127 стран, в которых вещаем. У большинства наших шоу - серьезная фанбаза по всему миру. Мы не хотим, чтобы какие-то поклонники имели преимущество перед остальными, чтобы в США эпизод могли посмотреть раньше и потом проспойлерить все в соцсетях. Мы очень уважаем поклонников нашего контента и понимаем, что такое быть «фанбоем».
- Ну, наверняка это не единственная причина.
- Поклонники - это те же люди, которые первыми мчатся к пиратам, если не имеют доступа к легальному контенту. Именно им не терпится все посмотреть первыми, они ждут скачиваний с торрентов и пиратских сайтов. Может, вам эта логика и кажется наивной, но если устранить промежуточный элемент - если у поклонников будет своевременный и легальный доступ к контенту - мне кажется, пиратство не будет таким уж притягательным. Девиз AMC - показывать качественный контент, который интересен зрителю, и показывать его вовремя.
Ну и мы очень доверяем как компании «ВОЛЯ», так и нашим локализаторам «Так Треба Продакшен». Мы уверены, что они не испортят праздник, «сливая» шоу пиратам. Мы занимаемся локализацией в более чем сотне стран из 127, в которых вещаем, и сливов через наших партнеров на местах практически не было.
- Вы расширили свое вещание на 125 стран в прошлом году. Почему вопрос расширения трансляции на Украину не стоял тогда, а сегодня вы на это решились? Что изменилось?
- Почему не стоял? Мы смотрим в этом направлении достаточно давно. Но это очень рискованный рынок - и в связи с турбулентностью последних событий, и в связи с пиратством, с которым мы намерены бороться самыми решительными методами.
Но важно также, что Украина, по крайней мере в вопросах развития телеиндустрии, догоняет остальной мир. Мы не можем игнорировать такой большой и развивающийся рынок.
- Пока вы такие одни. Если, конечно, не считать Netflix, который все еще не локализирует контент. Я правильно понимаю, что этот ресурс - главный конкурент кабельных каналов, особенно AMC и HBO?
- Как кабельный канал мы конкурируем со всеми, но лично я считаю, что места за столом пока хватает, чтобы рассадить всех. Пока что наш зритель и зритель Netflix пересекается по многим показателям, но демонстрирует разные паттерны смотрения. И сказать, что один тип потребления контента поглотил другой, я не могу.
- То есть смотрение запоем не убило смотрение по эпизоду в неделю?
- В США - точно нет. Люди с одинаковым удовольствием смотрят 13 эпизодов за выходные и потом каждый понедельник - новый эпизод «Ходячих мертвецов» или «Игры престолов». И я считаю, что VOD имеет большой потенциал в смысле привлечения зрителя к контенту - например, первые сезоны «Во все тяжкие» мы распространяли через Netflix. Тогда мы еще не думали о глобальном вещании. Смотрение запоем пошло нам на руку: каждый новый сезон «Во все тяжкие» привлекал все больше новой аудитории, и часть ее пришла, отсмотрев запоем предыдущие эпизоды на VOD.
- Так вот почему вы покажете весь первый сезон «Опасайся ходячих мертвецов» накануне премьеры второго сезона?
- Именно. Если конкурент придумал хороший ход, грех им не воспользоваться. Я лично не могу смотреть запоем, я уже слишком стар для такого (смеется). Но людям нравится, это факт.
- Давайте поговорим о вашем оригинальном контенте. Канал стал одним из трендсеттеров в плане производства сериалов-франшиз, которые порождают спин-оффы. И заняли свое место в мире адаптации комиксов до того, как это стало «модным» на ABC, The CW или CBS. Я знаю, что скоро выходит еще несколько сериалов, развивающих эти тренды.
- Да, например, «Проповедник» с Домиником Купером. Смотрите, я называю это fanboy connection, нашей сознательной привязкой к субкультуре фанатов определенных медиа. Мы знали, когда брались за экранизацию «Ходячих мертвецов», что это не просто культовый комикс с хорошей сюжетной линией и сильными персонажами. Мы знали, что это «пан или пропал», игра с заведомо очень увлеченной аудиторией. Это ставка, в которой либо крупно выигрываешь, либо крупно проигрываешься. Но AMC всегда шел на такой риск сознательно. Плюс, это был период тотального безумия по «Сумеркам», и мы подумали, что зомби вполне могут стать следующими вампирами.
- Кстати, о «Ходячих мертвецах». Я знаю, что с ними связан еще один эксперимент - реалити «Говорящие мертвецы», в котором создатели и актерский состав обсуждают свежий эпизод сразу после его выхода. Если можно так сказать, пост-шоу.
- И мы хотим показывать его и в Украине, но это проблема технически. Наше постшоу прямоэфирное, поэтому мы не можем показать его одновременно в Украине и США - либо нужно транслировать его без перевода.
- «Ходячие мертвецы», «В пустоши» и «Проповедник» - это культовые, но широко известные только в очень узких кругах комиксы. И когда вы начинали, Marvel с DC еще на запустили все это безумие с киновселенными, тент-поулами и десятками пересекающихся сериалов. Вас как производителей не пытаются вовлечь в это массовое производство экранизаций?
- Мы сознательно работаем с источником, который имеет фан-базу, но не имеет, скажем так, стигмы. Мы хотим, чтобы обычный зритель, который пришел на AMC посмотреть «Безумцев» или «Во все тяжкие», не ощущал когнитивного диссонанса, встретив в соседнем слоте «Людей Х» или «Лигу справедливости». Все истории, за которые мы беремся, можно спокойно смотреть, не будучи знакомым с первоисточником, и в наших сериалах не нужно выискивать «пасхальные яйца», отсылки к другим комиксам или перечитывать Википедию после каждого эпизода.
- То есть разницы в зрительском интересе на территориях, где эти комиксы малоизвестны, по сравнению с США, нет?
- Как ни странно, почти никакой. Что любопытно, «Ходячие мертвецы» и «Опасайся ходячих мертвецов» привлекают приблизительно одинаковую аудиторию во всех странах и в плане гендерного равновесия, и в плане возраста (это 18-44), и в плане относительной доли смотрения. «Ходячие мертвецы» не проигрывают «Во все тяжкие» в популярности потому, что их первоисточник - комикс.
- Несколько лет назад ходили слухи о спин-оффе «Безумцев». Есть ли шанс, что они правдивы?
- На данный момент - нет. Это наш крупнейший успех в смысле отзывов критиков и наград, но для всех участников процесса - и актеров, и авторов сценария, и команды - шоу закончилось, дверь за ним закрылась. Мы пока не видим ни желания, ни возможности вернуться в эту вселенную.
Кстати, смешная история. Запуская «Безумцев», мы метили в более зрелую, традиционную аудиторию. Но уже после первого сезона мой племянник, которому едва исполнился 21, носил костюмы с узким галстуком и заказывал в барах коктейли Old Fashioned и Whiskey Sour.
- О, поэтому кейтеринг подает их сегодня? Какое продуманное меню.
- Конечно. Я к чему это вспомнил - мы все время ищем еще одних «Безумцев», еще одних «Во все тяжкие». Не в смысле дублирования сюжета или создания спин-оффа - хотя, если есть хорошая идея, то почему бы и нет, как доказал Винс Гиллиган работой над «Лучше позвони Солу». В вопросе создания оригинального контента мы очень критичны и переборчивы.
По сравнению с многими другими вещателями мы производим достаточно мало. Но каждый наш сериал - это идея, в которую мы верим, это что-то, что может изменить мировоприятие целых слоев общества, повлиять на сознание людей, сформировать базу преданных и лояльных зрителей. Нам важно иметь шоураннера с крепкой историей, потому что сейчас в США люди включают AMC и Sundance, доверяя нам, рассчитывая на определенный уровень сторителлинга, опираясь на предыдущий опыт. И каждый наш следующий сериал должен быть таким же брендообразующим, как «Ходячие мертвецы», «Во все тяжкие» или «Безумцы».
- Решение AMC/Sundance расширяться на 127 локальных территорий пришло сравнительно недавно. Можно ли это трактовать как вашу готовность и к международной копродукции?
- Без комментариев. Пока ничего не могу об этом рассказывать. Но скажем так - мы всегда открыты для новых предложений.
- В том числе от украинских продакшенов?
- В том числе и от украинских, да.
Все услышали? Доставайте из закромов свои сценарии «Безумцев» - и бегом, чтобы успеть первыми.
Фото Кирилла Авраменко