]
Facebook LiveJournal Twitter

«Голливуд - глобальная индустрия, копродукционные проекты там не интересны». Преподаватели NYFA о сотрудничестве с Украиной

13:27 13.06.2017 0

Уже совсем скоро - 19 июня, если быть точной - Госкино начнет официальный смотр кинопроектов на Десятом конкурсе. Что это за проекты, кто и сколько хочет денег для их реализации - я вам уже в подробностях рассказала.

Не прошла мимо меня еще одна особенность нынешнего конкурса: из 164 кинопроектов почти треть - копродукционные.

За копродукцию - совместное производство кинопроекта путем объединения бюджетов, ресурсов и, в итоге, рынков дистрибуции - агитируют давно и многие, я - в том числе. Но тут вот какое дело: во время обсуждения потенциальных стран, с которыми можно было бы сотрудничать, всегда фигурирует одна - даже не страна, а индустрия - Голливуд. И всегда говорит об этом кто угодно, только не человек из Голливуда.

В апреле апреля этого года компания Media Resources Management провела серию взаимосвязанных интенсивных практических курсов для актеров и режиссеров телевизионных сериалов, спикерами на которых стали лекторы New York Film Academy

MRM, NYFA, Media Resources Management, Кристофер Касс, Гилберт М. Шилтон

продюсер, сценарист, режиссер Гилберт М. Шилтон (Gilbert M. Shilton)

MRM, NYFA, Media Resources Management, Кристофер Касс, Гилберт М. Шилтон

Автор, на минуточку, более тридцати телевизионных сериалов, в том числе «Закон и порядок», «Ее звали Никита», «Беверли-Хиллз 90210» и др. Гилберт Шилтон работал на таких телевизионных каналах как CBS, NBC, FOX, ABC, USA Network, Disney Cable

MRM, NYFA, Media Resources Management, Кристофер Касс, Гилберт М. Шилтон

И актер и режиссер Кристофер Касс 

MRM, NYFA, Media Resources Management, Кристофер Касс, Гилберт М. Шилтон

В чьем послужном списке - «Скорая помощь», «Семейный план», «Весь день насмарку», «Тот кто меня бережет», «Единственная». Из последних работ – фильм Jilted, в котором Кристофер Касс выступил как режиссер

Мне удалось эксклюзивно пообщаться со спикерами еще в апреле. Но сейчас, я считаю, лучшее время, чтобы познакомить с беседой и вас, ведь тема нашей беседы - о копродукции - более чем актуальна.

MRM, NYFA, Media Resources Management, Кристофер Касс, Гилберт М. Шилтон

Первым на мой вопрос ответил Кристиан

- Аудитория мастер-классов NYFA во всех странах одинаковая, или есть региональные различия? Вы как-то приспосабливаете свои советы под локальную аудиторию?

- Чему я научился как преподаватель академии, так это вообще не давать никому советов. Я ничем не умнее людей, которые приходят на мастер-класс. У меня есть опыт работы в конкретной индустрии, я могу им поделиться.

MRM, NYFA, Media Resources Management, Кристофер Касс, Гилберт М. Шилтон

- Культурные различия, - подхватил инициативу Гилберт, - присутствуют, но они малозначительны. Нужно понимать, что цели по сути одинаковые и вознаграждение, к которому все стремятся в кинопроизводстве, одинаковые. Режиссеры и актеры должны преодолеть одни и те же препятствия, если хотят стать успешными.

- Режиссеры и актеры - я согласна. Однако в последнее время самый важный человек в кинопроцессе, а еще больше - в телепроизводстве - это продюсер. И подходы к продюсированию в разных странах действительно существенно отличаются. Возможно, тут дело не в культурных особенностях.

- Я согласен с вами во многом. Цель продюсера и цель режиссера одна и та же - снять хороший и успешный фильм. Это неправда, что режиссеру важнее снять хороший, а продюсеру - успешный. Разницы между этими категориями оценки на самом деле нет. Различия - в том, по какому пути идут люди, чтобы достичь своей цели. И здесь становится очевидно, в чем различия между первыми и вторыми.

Режиссеры ищут лучших актеров, лучших операторов, лучших сценаристов. Продюсеру же нужен самый продаваемый актер, оператор, режиссер с самым большим потенциалом маркетинга. И в этом месте режиссер уступает продюсеру.

Например, есть талантливый актер, идеально подходящий для роли, есть известный актер, который не очень-то подходит, но который может продать билеты или привлечь внимание. Или вот есть начинающий актер - талантливый и с, например, театральным опытом, а есть - YouTube-селебрити без опыта и без особого таланта, зато с миллионами просмотров и сотнями тысяч подписчиков в соцсетях.

- Буквально на днях Ричард Гир заявил в СМИ, - подхватил Кристиан, - что ему не разрешают сниматься в кино из-за того, что Китай стал большим и важным рынком сбыта, а у него - отношения с Тибетом, Далай-ламой и китайцы его за это не любят. Кто-то может над этим посмеяться, но это он слышал от одного из крупных студийных продюсеров. И это вполне похоже на правду.

- В Голливуде все понимают, что китайский рынок потенциально намного больше американского, - продолжил Гилберт. - Пока что он приносит только сравнимый с домашним бокс-офис, но это вопрос времени, когда Китай начнет заказывать всему миру контент на свой вкус. И в этом есть смысл - мы говорим о 2 млрд человек. Уже сейчас распространена практика снимать одну и ту же сцену несколько раз. Если по сценарию можно без ущерба для истории добавить актеров второго плана или массовых сцен из Китая, или китайского происхождения, то мы это делаем. В Голливуде выходит, например, версия, где охранник белый, а в Китае - где китаец.

- Я, наверное, чего-то недопонимаю. А почему сразу не снять одну сцену с охранником-китайцем? В Голливуде этого не поймут? Зачем доводить до скандала, как с «Призраком в доспехах»? Или, если посмотреть глубже, зачем нанимать британского актера на роль Ганди?

- С одной стороны, я вас понимаю. Я понимаю все претензии по поводу «отмывания» цветных персонажей. С другой - вы просто не были в Голливуде. Это кастрюля, в которой варятся представители всех вероисповеданий, этничностей, идеологий. Поэтому истории, которые снимает Голливуд - более универсальны, чем культурная идентичность одной нации. У Голливуда 110 лет опыта работы с фильмами. Остальным есть чему поучиться.

MRM, NYFA, Media Resources Management, Кристофер Касс, Гилберт М. Шилтон

- Но при этом Голливуд часто снимает за границей. Нет ничего необычного в съемках, скажем, в Китае, или Корее, или Марокко.

- Конечно, это норма. Есть определенные страны, с которыми Голливуд сотрудничает.

- Я заметила, впрочем, что это чаще всего одни и те же страны. Есть какой-то внутренний индустриальный шортлист - где снимать такие-то локации? Как вообще это работает?

- Как любая индустрия, индустрия кино консервативна. Сформировав привычки, студии не планируют и не хотят их менять, если не случится что-то из ряда вон выходящее.

Вот вы упомянули Марокко, например. Со времен «Касабланки» - да что там, задолго до «Касабланки», еще в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века, когда надо было снимать пустыню, Ближний Восток или Средиземноморское побережье, когда Эррол Флинн снимался в очередном фильме про пиратов, Голливуд ехал в Фез или Марракеш. Так там образовалась своя индустрия, она буквально выросла вокруг студий. Сейчас там налажена система эффективной работы со съемочными группами. Должно случиться что-то из ряда вон выходящее, чтобы съемочная группа, снимающая войну в Ираке, поехала в Ирак а не снимала в Марокко.

- Что может быть этим из ряда вон выходящим? Ребейты?

- Да, налоговые возвраты, льготы - важный фактор. Цитируя то, что я сказал в начале - экономические соображения часто довлеют над художественными. Причем не только в головах продюсеров, но и в представлениях режиссеров. Если можно сделать маленькую уступку, но сэкономить на ней деньги - режиссер почти всегда с готовностью на это идет.

- Почему?

- Потому что - и это скажет вам любой режиссер - производственный бюджет фильма всегда на 20% меньше того, что на самом деле нужно. Поэтому весь процесс съемки - это игра в «стукни бобра по голове». Знаете игру, где из нор на секунду вылазят пластиковые головы бобров, а вы пытаетесь попасть по ним молотком? Вот так же и вылезают внезапные расходы, а вы пытаетесь залатать очередную дыру в смете и свести баланс. И так всю съемку.

MRM, NYFA, Media Resources Management, Кристофер Касс, Гилберт М. Шилтон

- То есть всем заправляют соображения экономики?

- Не всем, нет. На 50% фильмом заправляет бухгалтер, на другие 50% - юрист (смеется). Но не преувеличением будет сказать, что часто они сидят в головах у нас всех.

- А такие студии, как, например, Annapurna - не меняют ли они картину?

- Нет. То есть да, есть такая Меган Эллисон, у нее есть огромный бюджет, она может дать режиссеру денег и сказать - снимай, как считаешь нужным. В чем-то похожий подход был поначалу у Netflix. Но Меган Эллисон - это один продюсер, и она никак своим примером не меняет студийную систему. А Netflix и сами задумываются над тем, что продюсер - это не только ценный мех.

Все американское общество - да что там, любое демократическое общество - построено на системе сдержек и противовесов. В кино это тоже крайне важно. Надо совсем ничего не видеть за собстенным эго, чтобы считать, «дайте мне только денег и оставьте в покое, я как развернусь!» Продюсер должен держать режиссера в узде, режиссер должен все время толкать продюсера дальше и больше.

MRM, NYFA, Media Resources Management, Кристофер Касс, Гилберт М. Шилтон

- Я давно обратила внимание вот на что. Голливуд - не в критику будет сказано - не приемлет копродукции. Это правда? И если правда, то почему?

- (смеется) У меня за годы поездок по мастер-классам сформировалась теория. Насколько она верна - не знаю. Но то, что Голливуд и копродукция - вещи плохо совместимые - чистая правда.

- Расскажите вашу теорию?

- Я вначале повторюсь: когда режиссер и продюсер начинают снимать кино, цель у них одна и та же - снять хороший фильм. Просто пути достижения цели разные.

Копродукция - инструмент, который используют государственные и региональные кинофонды. Фильм-комиссии, институты кино, как там они еще называются...

- У нас, например, Госкино.

- Да. Так вот, цель их - показать свою страну (или регион) в определенном свете. Донести определенную мысль, сформировать культурную политику, создать какие-то общественные смыслы.

У Голливудской студии цель одна - снять такой фильм, чтобы его купил зритель. Потому что фильм - это товар. Здесь есть соблазн назвать все голливудское кино более примитивным или менее культурным, но я уверен, что это не так. Вы же не скажете, что производитель шампуня менее культурный? Если зритель хочет пиф-паф и взрывы, то можно ему отказать, а можно удовлетворить его запрос.

В Голливуде студия изучает аудиторию, которая смотрит кино, находит, что ей надо или хочется, и удовлетворяет спрос. С другой стороны студия изучает возможности и находит, как этот спрос удовлетворить дешевле, при лучшем соотношении value-for-money. Вот зачем европейские страны вступают в копродукцию?

- Затем, чтобы объединить денежные ресурсы, объединить рынки дистрибуции, выйти в прокат во многих странах.

- Именно! А Голливуд - уже глобальная индустрия, универсальная для всех рынков сбыта. Копродукционные проекты там просто не интересны. Еще и непонятны. Например, студия увидела, что зритель ходит на фильмы о Второй мировой войне, что «Список Шиндлера» собрал все награды. С другой стороны, студия знает, что есть Роман Полански, который снял «Чайнатаун», то есть с ним можно работать. Студия нанимает Романа Полански снять «Пианиста». Вы посмотрите, какой элемент в этой схеме отсутствует?

То, что в Европе принято называть копродукцией - это не схема экономических взаимоотношений. Это экономическая обертка культурных и политических связей. А в Голливуде нет ни культурных, ни политических связей, даже с Китаем. Они не помогают продавать ваш продукт - фильм - зрителю. С кем вы хотите копродукцию в США? С Лос-Анджелесской фильм-комиссией? Это же абсурд, у них нет своих фондов на съемку кино. Со студией? Это такой же абсурд, потому что все, что вы можете предложить студии, она будет рассматривать с точки зрения экономики. Если вы хотите продать в Голливуд сценарий или купить у них услуги актера - пожалуйста, только при чем тут копродукция?

Копродукция - это отношения между равными единицами. А студия и государственный фонд не могут сотрудничать на одном и том же уровне: у них не только пути достижения цели отличаются, у них и цели-то не совпадают.

Оставлю всех питчингующихся и им сочувствующих с этой мыслью - уверена, она заслуживает вашего внимания.

Фото - Кирилл Авраменко

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...