Итернет-провайдеры требуют от ОТТ-сервисов доплату за нагрузку сети
Рост количества абонентов украинских ОТТ-сервисов не остается без внимания не только правообладателей телеканалов, но и провайдеров интернета. По мнению последних, раз абоненты нагружают сети, то ОТТ-сервисы должны за это платить. На конференции Telecom Ukraine 2018, о которой я вам уже немного рассказывала, впервые была озвучена предварительная сумма, которая бы покрыла затраты интернет-провайдера за одного ОТТ-абонента.
«По сравнению с 2016 годом количество ОТТ-абонентов выросло в шесть раз, - констатировал коммерческий директор StarLightDigital Николай Фаенгольд. - И это при наличии трех каналов бесплатного смотрения (спутник, аналог, цифра) и захода ОТТ-сервисов на рынок, где все устаканено. Тем не менее, сегмент сумел перебрать на себя около 300 тысяч абонентов. За счет чего это произошло? Как по мне, из-за сервиса. ОТТ предлагает контент, который интересен мне, поздравляет меня с днем рождения, присылает рассылки, напоминает, что началась трансляция, которую я хочу смотреть». Его слова подтвердил руководитель отдела департамента дистрибуции 1+1 Media Иван Примаков: «В структуре доходов нашей группы от прав ОТТ занимает 10-12%. По базе - уже больше 300 тысяч. Мы видим отчеты ОТТ-платформ - не растущих нет. Несколько лет ОТТ-платформы почти удваивали свои базы из-за сервиса, анализируя каждого абонента, выбирая для него лучшее. Мы также анализируем, как нас смотрят на этих платформах, чтобы смотрели еще лучше».
О нагрузке сетей, которую создают ОТТ-сервисы, рассказал представитель одесского интернет-провайдера «Прайм.Нет» Роман Перун, предложив ОТТ-операторам поделиться с интернет-провайдерами 15% дохода. Что интересно, говорил он об этом, как об уже достигнутых соглашениях: «Для нас ОТТ-сервисы выглядят как пираты, поскольку договоры с ними не заключены. Вы грузите наши каналы и при этом зарабатываете. Человек авторизировался, получил ваш сервис, заплатив 200 грн. Он смотрит - и все супер. За сети платим мы, а вы зашибаете деньги. Все ОТТ уже гипотетически готовы платить нам 15%. Но что такое 15% из микса? Это 8 грн, грубо говоря, 2 Мбит/с трафика. Мы попадаем в минус благодаря ОТТ-сервисам. Мы можем зайти в минус чуть-чуть, но держать этого клиента сложно. Все говорят о контенте, а где мы - операторы, провайдеры?»
Впервые эту тему в публичную плоскость вынес собственник «Ланет» Виктор Мазур - весной он также настаивал на том, что ОТТ-сервисы должны оплачивать интернет-провайдерам нагрузку сетей.
Какие из ОТТ-сервисов согласились платить интернет-провайдерам по 8 грн с абонента, не сообщается. Компания Megogo, например, не готова платить интернет-провайдерам за своих абонентов, но модет сотрудничать с «Прайм.нет» по партнерской программе: «Продавайте нашу услугу телевидения и получайте вознаграждение, - предложил маркетинг-директор ОТТ-сервиса Megogo Иван Шестаков. - Не тратьте деньги на инфраструктуру (создание собственной ТВ-услуги, - МН), не тратьте деньги на лицензионные договоры [с телеканалами] и просто будете получать деньги. Во-вторых интернет пользователям для чего? Для контента. Они будут покупать интернет-подключение только если будет доступ к контенту. Все. Мы не говорим, что будем платить вам 15%. Я, честно говоря, впервые о таком слышу - мне кажется, что это дичь какая-то. Давайте вместе продавать контентные услуги вашим абонентам и вместе зарабатывать деньги. Мы вынуждены продавливать этот рынок и зарабатывать неимоверной ценой: наши затраты на инфраструктуру и все остальные - на порядок больше. Мы ежегодно тратим намного больше денег, чем любой телеком-провайдер, чтобы делать этот бизнес. Тем более мы не обвиняем никого в том, что он зарабатывает больше. На наши ежегодные бюджеты мы могли бы выстраивать по несколько телеком-оператор в год».
Масла в огонь подлил Олег Елисеев - директор одесского интернет-провайдера «Тенет», в структуре которого есть одноименный ОТТ-сервис: «В 2003 году в Америке случилось историческое событие - когда Comcast подал в суд на Amazon именно по поводу транзита трафика по сетям компании. Отдельным регуляторным актом Конгресса США было указано, что контентодержатель не будет отдельно покупать трафик для доставки своего сигнала, потому что задача любого телеком-оператора - обеспечить трафик». И пошутил, что готов доплатить интернет-провайдерам, которые умудрятся заблокировать или ограничить скорость его ОТТ-сервиса, поскольку это прямая дорога к потере таким провайдером абонентов.
Интернет-провайдеру тяжело продать услугу телевидения, поскольку ее привыкли получать бесплатно, в комплекте с интернетом. Но есть и исключения. Бесплатного телевидения в сети «Тенет» не было никогда, и сегодня уже 30% абонентов провайдера используют ТВ-услугу, когда в среднем по рынку этот показатель составляет не больше 10-15% (такими же результатами может похвастать локальный провайдер Maximum-Net). По мнению Елисеева, будущее - за B2C продажами телеуслуги, а не за B2B. Вместе с тем таргетированную рекламу, за которой будущее, может продавать именно интернет-провайдер (а не ОТТ-сервис), имеющий возможность показывать ее абонентам с точность до квартиры. «Тенет» предлагает такую услугу местным рекламодателям: таргетированной рекламой в Одессе интересуется мелкий бизнес - салоны красоты, бары, рестораны и т.п.
Отвечая на вопрос о конкуренции с иностранными ОТТ-платформами, Иван Примаков оценил доходность Netflix в Украине: «Есть информация, что в прошлом году Netflix взял с украинского рынка от $2,5 до $3 млн. Если перевести на их тарифы - получится 40 тысяч абонентов».
У Николая Фаенгольда спросили, с какими иностранными ОТТ-сервисами SLM подписала соглашения, и есть ли среди них российский «Картина ТВ». Телегруппа не работает с российскими ОТТ-платформами «Эдем» и Sovok.TV (они удалили телеканалы SLM после обращения группы к Visa и MasterCard с просьбой блокировать оплату по счетам), но с «Картиной ТВ» сотрудничать продолжают: «Если смотреть на «Картину ТВ», то на 90% там российский контент, в частности запрещенные в Украине каналы. Здесь возникает вопрос не о деньгах, а об информационной безопасности. Если этот сервис так распространен, тогда хорошо, что на нем представлены украинские телеканалы с украинской идеологией, чтобы зритель с той стороны смог узнать о нашей позиции. Поэтому мы пошли на заключение договоров. Это было сложное решение, мы пошли на него в частности в связи с этим». На уточняющий вопрос об ограничении по правам Фаенгольд ответил, что платформа получает перечень прав на контент, на которой есть ограниченные Украиной права. И это не всегда закупной контент, но и программы собственного производства. Например, «Х-фактор»: несмотря на то, что СТБ производит его самостоятельно, права на показ ограничены Украиной, поскольку это адаптированный формат.
Напомню, полгода назад Виктор Мазур уверял, что из-за конфликта ОТТ-сервисов и интернет-провайдеров в США был принят закон в пользу провайдеров, приволя в пример случаи, когда интернет-провайдер блокировал в своей сети сторонний ОТТ-сервис. Отсюда вопрос: кто слукавил с американским примером - Мазур или Елисеев?
Фото - facebook.com