Медийщики-крымчане о ситуации в стране: «Не дайте себя одурачить!»
Вопрос Крыма в последние дни - главная тема всех новостей. Крымские события - первые полосы газет, первые сюжеты новостных выпусков, важнейшая тема разговоров, причем не только в нашей стране. Военная интервенция Российской Федерации обратила медийное око мира на наш полуостров, но даже в самой Украине не все до конца понимают, что и почему там происходит. И кому лучше знать, как не людям, которые родились, выросли и живут в Крыму?
Я обратилась к украинским медийщикам, тесно связанным с Крымом, с просьбой пояснить, почему на полуострове царят именно такие настроения, и почему евангелие от Киселева в постановке российского телевидения оказывается более близким для некоторых крымчан, чем риторика украинских телеканалов.
Маша Ефросинина, родилась и выросла в Керчи:
- Я сейчас, кажется, кричу об этом из каждого утюга. Но это вопрос, на который я готова отвечать бесконечно. Я бесконечно обеспокоена происходящим, и активизировала все свои возможные и невозможные ресурсы, чтобы кричать на каждом углу, что Крым в опасности. Знаете, до субботы я уже успела впустить в себя спокойствие. И тут услышала о решении ввести войска в мой родной Крым… Теперь я не верю, что можно успокаиваться, и в дореволюционный режим возвращаться.
Для меня эта ситуация важна еще и потому, что на Крым наконец обратили внимание. Не только политики, но и люди должны понять, что в Крыму настроения противоречивы, и пророссийские в том числе актуальны. Взорвалась бомба замедленного действия, которая зрела 20 лет. Претензии Крыма к Украине, к правительству не беспочвенны. Крым всегда был автономной республикой, когда правительству это было выгодно, и «нашим, родным», когда это было необходимо.
Я отлично помню, когда мне было 8 лет, и папа радовался новости, что через Кечренский пролив построят мост на Кубань. Я читала новость о перспективе этого моста спустя 20 лет, и мне даже не смешно уже было. Но в Крыму все живут с ощущением, что Россия - рядом. А родная Украина, к сожалению, Крыму такое ощущение не вселяла. Время признать эти ошибки, и срочно их исправлять. Я призвала всех политиков срочно ехать в Крым, говорить там с народом, предлагать им пути решения. А мне представители РНБО сказали: «Вы представляете, как он (Парубий - МН) туда поедет сейчас, в такую ситуацию?» То есть под пулями на Майдане ему стоять не страшно, а в Крыму страшно?
Крыму нужно дать понять, что он необходим Украине. Нужно воспользоваться этим моментом. Выведут войска - слава богу, перекрестимся, не будет войны. Но проблема-то останется. И ее нужно решать - сейчас. Там по-прежнему перебои с газом, водой, электричеством - в этом, естественно, винят украинское правительство. Если этим заниматься, то подобная ситуация не повторится. А если запустить…
Что касается российского телевидения… Да, его смотрят больше, чем украинское. По простой причине - язык. Мы не учили украинский в школах, мы его не понимаем. И людей в этом обвинять ну точно нельзя. Это чудовищно, но люди смотрят то, что им понятно - и параллельно их катастрофически дезинформируют. Я благодарна тем украинским каналам, которые сейчас перешли на русский - это возможность достучаться до многих в Крыму. Нужно сейчас донести до людей свои мысли, а потом, постепенно, реформировать, внедрять украинский. Мои бабушки не включают ни один украинский канал, потому что «там же, доця, непонятно объясняют!»
Павел Костицин, родился и вырос в Евпатории:
- Я русский. Я родился в Крыму, там мой отчий дом. Я помню его и в советские времена, и во время развала СССР, и в самый страшный, как по мне, период начала 90-х, когда уже поднимался вопрос независимости Крыма, даже избирался президент. Мне жаль, что народная память столь коротка, и многие уже забыли горе, лишения и жертвы двадцатилетней давности... В Крыму сейчас живет моя пожилая мать, и я не хочу повторения истории! Уверен, никто здравомыслящий не хочет этого в Крыму!
Я закончил в Евпатории школу, специализирующуюся на глубоком изучении немецкого языка, но нам так же преподавали украинский язык и литературу со второго по восьмой классы. Это ни у кого не вызывало противоречий! Мы слушали украинское радио и смотрели украинское телевидение. «Катрусин кинозал» на УТ-1 по воскресеньям собирал у экранов не меньше крымской детворы, чем в «Гостях у сказки» Центрального телевидения. Крым всегда был многонациональным, мультикультурным.
Прогнозы - дело неблагодарное. Но все-таки я верю в разум и добрую волю своих земляков. Только вместе мы сможем сделать Крым процветающим регионом. Ведь, по большому счету, мы никому не нужны, кроме нас самих, и только в единстве наша сила. Не дайте себя одурачить. Главное сейчас - сохранить мир на нашем уникальном полуострове!
Джамала, выросла в селе Малореченское под Алуштой:
- Я боюсь. Очень боюсь войны! Общаюсь с родителями, мы постоянно созваниваемся. Я волнуюсь даже больше, чем они. Мама и папа меня успокаивают. Мне кажется, я стала жертвой новостей, накручиваю себя больше, чем есть на самом деле. Постоянно в стрессе, плачу.
Не берите с меня пример. Не дайте себе погрузиться в истерию. Еще вчера мне казалось, что случилось самое страшное, а мы ведем себя безответственно. Но уже сегодня я проснулась с ощущением, что все будет хорошо, я так чувствую. А интуиция редко меня подводит.
Крым русскоговорящий, там смотрят новости на родном для них языке. Я сама смотрю выпуски новостей на российских каналах, как кино. Никогда бы не подумала, что принципы кинематографа могут использоваться в журналистике. Но у меня есть достоверный источник, могу не смотреть ТВ. Мой папа ездит по Крыму и все происходящее видит сам. Принцип подачи новостей на каналах – это оружие похлеще огнестрельного. Влияние журналистов на настроения людей колоссальное. Они разрушают семьи, разделяют близких людей. Поэтому я призываю всех думать головой и слушать свое сердце. Слушайте голос разума!
Ахтем Сейтаблаев, вырос и работал в Симферополе:
- Сейчас происходит военная окупация моей родины - как я могу к этому относиться? Это сложно для женщин, стариков, детей. Особенно для этнических крымских татар и украинцев - ведь история Крыма хорошо помнит случаи, когда по национальному признаку их депортировали. Уж очень приметы схожи с тем, что было тогда. Я не считаю, что крымчане единым порывом хотят получить российское гражданство. Я много общаюсь с крымскими татарами в Крыму, и у меня сложилась уверенность, что они не стремятся в путинскую Россию. Но украинским политикам нужно проявить толерантность к своим же согражданам, в том числе этническим русским, особенно к тем, кто живет не в Киеве. Нацменьшинства - это больной вопрос, но его нельзя замалчивать, его нужно решать.
В Крыму наблюдается парадокс - живем в одной стране, а информации друг о друге почти не получаем. Но я очень горжусь нашими людьми - и во всей Украине, и особенно в Крыму. Они давно переросли своих политиков. Я от души желаю нашим государственным деятелям посмотреть, как люди внутри себя развились. К этому нужно стремиться нашему правительству.
Я «благодарен» президенту РФ, если так можно сказать, потому что он неимоверно способствовал и объединению страны, и объединению крымчан.
Что касается российского телевидения в Крыму - это особенно касается Севастополя. По объективным причинам это не просто российский город - по культуре, по атмосфере. Это город, воспитанный на российских телеканалах. Но и многие украинские в Крыму не показывают, глушат. Отсюда дезинформация, отсюда страх, что «приедут поезда бандеровцев всех нас резать» и заставлять говорить на чужом, непонятном языке. Но Крым мультикультурен и многоконфессионален, и более толерантного места вы в мире не найдете. Там не делят людей на национальности, религии, расы. Там выработали форму взаимоотношений, которая называется очень просто - будь человеком. И если ей следовать, то все будет хорошо.
Надежда Матвеева, родилась и выросла в Керчи:
- Я прогнозы давать не могу, просто надеюсь, что разум восторжествует. Потому что иначе, чем безумие, то, что происходит я назвать не могу. Я благодарна жителям Крыма, которые хоть как-то сохраняют спокойствие. В частности, своей мамочке, которая всегда сохраняет спокойствие и настрой «здесь мой дом, я буду здесь жить, и все будет хорошо». Люди растеряны - не только произволом со стороны России, но и нерешительными действиями нашей власти. Меня пугает растерянность людей, которые чувствуют себя покинутыми в неизвестности.
Моя мама следит за новостями по «5 каналу» и СТБ. Но правда и то, что многие другие следят за новостями по российскому телевидению, в первую очередь из-за незнания украинского языка. И сейчас эти две риторики постоянно вызывают дискуссии - на остановках транспорта, в магазинах, на улицах - жители высказывают свои полярные мнения. Однозначного «мы за Украину» или «мы хотим в Россию» нет.
Если бы за годы независимости Украины люди Крыма чувствовали больше поддержки со стороны правительства и банально жили лучше, то таких настроений не было бы. Пусть эти слова прозвучат жестко, но это правда. Люди сейчас защищают Украину на голом энтузиазме. Хочется, чтобы люди поверили, что для них все изменится к лучшему в родной стране, но корни сложившейся ситуации - в экономических проблемах.
Злата Огневич, выросла в Судаке
- Я молюсь за то, чтобы горе ушло от нас прочь. Моя мама – русская, папа – украинец. Я родилась в Мурманске на Кольском полуострове на севере России. Все свое детство я провела в Крыму в замечательном городе Судак. А уже после переехала в Киев, где сейчас живу, учусь, вдохновляюсь... Через ваше издание обращаюсь ко всем: дорогая Украина, любимый Крым, нам не нужна война. Нам нужна мирная, единая и процветающая Украина. Знаю, что Мир обязательно придёт.
Присоединяюсь к коллегам в надежде, что все разрешится к лучшему. И что найдется решение, которое позволит избежать не только этой войны, но и всех последующих конфликтов.
Фото - пресс-служба СТБ, kinopoisk.ru,
пресс-служба «Нового канала», slon.ru