Как горячие проекты из Украины, России и Британии искали продюсеров на CoProduction Meetings
Западноевропейские продюсеры давно осознали, что работать в сотрудничестве с коллегами из соседних стран выгодно во всех отношениях. И дело не только в разделении финансовых вложений: копродакшен, по мнению его сторонников, позволяет участникам процесса продуцировать в два раза больше идей и творческих решений, перенимать друг у друга опыт, открывать для себя новые рынки… всего и не перечислишь. Пора бы и нашим телевизионщикам начать активно использовать возможности совместного производства, решили в компании «Медиа Ресурсы Менеджмент», и создали в рамках KIEV MEDIA WEEK новую платформу для продюсеров: как тех, что уже созрели и ищут партнеров, так и тех, кто только поглядывает в сторону копродакшена, взвешивая все «за» и «против». Ну а чтобы первый Kiev CoProduction Meetings не получился комом, мероприятие наполнили всевозможными полезными активностями – от выступлений продюсеров, собаку съевших на совместном производстве, до питчинга телепроектов, нуждающихся в партнерской поддержке уже сейчас.
Мероприятие состоялось в конце второго дня Медианедели, поэтому дожили до него лишь самые заинтересованнные и мотивированные участники
По словам Виктории Ярмощук, интерес к новому мероприятию проявился уже на стадии его подготовки: представители разных рынков прислали на питчинг более 40 заявок с проектами на разных стадиях производства. Из них организаторы собрали каталог, ознакомиться с которым можно прямо сейчас, ну а создателям самых ярких и перспективных продуктов предложили представить свои детища на суд аудитории.
Поделиться опытом с нашими телевизионщиками приехали Дариуш Яблонски (Польша), Майкл Гриндон (США) и Бьорн Эриксен (Дания), каждый из которых опробовал разные формы копродакшена, на деле изучив подводные камни этого процесса. Советы мэтров носили как теоретический, так и прикладной характер, но сводились к одному: в это плавание можно и нужно пускаться. Но - заранее договорившись обо всем на берегу.
«Я внимательно прощупываю партнера, стараюсь выяснить, что именно он считает хорошей продукцией. И, честно говоря, не представляю себя, участвующим в сомнительном проекте. так как потеряю доверие коллег в других странах. Такое могут себе позволить только продюсеры с очень высоким реноме, поскольку вещатели, как правило, очень трепетно относятся к своим инвестициям», - предупредил будущих копродюсеров Дариуш Яблонски.
«Для начала нужно разработать бюджет развития, аргументировано изложив, сколько денег на каком этапе будет потрачено. Далее нужно стать членом европейского фонда Eurimages и найти партнеров в Евросоюзе, провернув простой фокус: скажите вещателю, что он дает только 20%, а остальная сумма уже собрана. И так – каждому, пока не соберется весь бюджет. Вот такая уловка», - перешел к предметному разговору Бьорн Эриксен. Добавив, что производство в Украине гораздо дешевле, благодаря чему мы можем «заткнуть за пояс половину Европы».
Майкл Гриндон объяснил, что в копродукции можно делать даже детский контент, считающийся у нас непривлекательным, но успешно работающий в Британии и других странах.
Зал слушал с повышенным вниманием
Некоторые записывали услышанное на подкорку
После короткой панельной дискуссии Дариуш приступил к тому, для чего приехал – делиться опытом создания сериала «Шпионы Варшавы» в копродукции с ВВС, что стало для восточноевропейского рынка настоящим прорывом.
По словам продюсера, ВВС не больно жалуют копродакшен, но здесь сработало два фактора – шпионская история, разворачивающаяся в Париже, Лондоне, Берлине и Варшаве, а также дружба Дариуша с кем-то из британской компании. Британцы пригласили лучших сценаристов, поляки предоставили консультантов, обнаруживших в первом варианте сценария 25 страниц ошибок, касающихся местных реалий. «Таким образом мы убедили ВВС, что можем быть полезными, и только тогда стали полноценными творческими партнерами», - резюмировал Яблонски.
Дальше полякам предстояла нешуточная борьба за каждую преференцию: удалось убедить британцев, что Варшаву можно снимать только в Варшаве (а не в Будапеште, как предполагалось ранее), что одну из ключевых ролей обязан исполнить поляк, хорошо говорящий по-английски и что польская команда имеет достаточно опыта и техники, чтобы снять проект. «Но главным моим условием было, чтобы проект показывался в двух странах одновременно, - объяснил Дариуш. – Потому что обычно ВВС имеет преимущество в два месяца, а показывать что-то после них нет смысла – все тут же оказывается в интернете». После успеха «Шпионов» польская компания без труда нашла партнеров по копродукции в других странах Западной Европы, а после успеха «Анны Герман» в Польше очень хочет создать что-нибудь совместно с украинцами.
В это время в клубе участников форматчики активно продавали, покупали
и оптимизировали контакты, не дожидаясь вечеринки открытия, которая должна была состояться буквально через пару часов
Ну а теперь - непосредственно о проектах, представленных на CoProduction Meetings:
Первыми партнеров искала украинская компания Selena Films, запускающая ситком «Фитнес-центр».
Проект создают, ориентируясь на лучших представителей жанра – сериалы «Друзья», «Как я встретил вашу маму» и т.д. Сезон будет состоять из 22 получасовых серий, на производство каждой необходимо $30 тыс. по минимуму или $60 тыс. в идеале. Продавать сериал в Россию будет компания Vega Star, партнеров ищут в этой стране, а также в Украине.
Главным героем сериала станет молодой парень, решивший изменить свою внешность ради любимой девушки, которая также посещает этот фитнес-клуб. Туда же ходит его друг, неровно дышащий к еще одной героине ситкома. Третья пара персонажей – ловелас, подбивающий клинья к главной героине, и барышня, непреднамеренно делающая всем пакости. ЦА проекта – зрители от 18 до 50 лет, сниматься все будет в Киеве, актеры и режиссер могут быть из страны-партнера.
Сербская компания «Радио и телевидение Воеводины» приехала на питчинг с документальным проектом «Яды – дорога без возврата».
По мнению Мануила Сербина, 6 эпизодов по 50 минут непременно должны заинтересовать широкую аудиторию, поскольку яды имеют отношение ко всем сферам жизни (история, политика, любовь, месть, медицина и т.д.), они всегда связаны с некоей тайной и смертью, они часто упоминались в литературных произведениях, а главное, они содержатся в огромном количестве привычных нам продуктов (к примеру, кухонной соли).
Снимать проект будут в студии-лаборатории, меняющейся в зависимости от освещаемого исторического периода, начиная со Средневековья. В рамках сериала планируют рассказать истории нескольких известных отравителей (и здесь сопродюсеры вполне могут предложить своего локального персонажа), снимать будут на HD-камеры, бюджет – 366 тыс. евро.
Еще один украинский проект, я уверена, найдет сопродюсеров, поскольку рассказывает захватывающую детективную историю, разворачивающуюся накануне Первой мировой.
Исторический детектив «Царица Днепра» представляет компания Good Morning Film, сценарий пишет Ирен Роздобудько, действие разворачивается в Киеве и Санкт-Петербурге. Начинается все с того, что в Питере убивают инженера, работавшего над секретным оружием. Чертежи оружия, находящиеся в Киеве, пропадают, и все указывает на то, что уплыли на круизном корабле «Царица Днепра». Дочь генерала петербургского сыска – 19-летняя Машенька, начитавшаяся романов о сыщиках, решает устроить собственное расследование и, сбежав из дома, устраивается на корабль под видом актрисы, задача которой – развлекать пассажиров. Ее напарником становится такой же актер-самозванец – 40-летний мастер сыска, разжалованный до пристава. Он узнает, что на корабле скрывается немецкий шпион, когда-то ставший причиной гибели его семьи…
«Нам хочется ввести в историю известных персонажей – Вертинского, Гиппиус, Игоря Северянина, поскольку жизнь в Киеве в то время бурлила, - объяснил Алексей Шапарев. – И в тоге получить легкий авантюрный детектив, напоминающий «Приключения Адель». Бюджет - $980 тыс. Создатели инвестируют в проект $150 тыс., и ищут как сопродюсеров из Украины и России, так и каналы, готовые купить этот продукт. «Но возможно, что шпион у нас будет польским», - ненавязчиво намекнул Алексей, посматривая на Дариуша Яблонского.
Интересно, что сопродюсеров на нашем рынке искали даже производители из Великобритании. Так, международная компания Telic Group привезла проект «Параллель», суть которого его создатель господин Шридар обозначил так: «Гарри Поттер встречает Шерлока Холмса».
17-летний главный герой, воспитываемый старшей сестрой и чувствующий себя изгоем, знакомится с человеком и параллельного мира. Тот берет его с собой, определяет в школу для волшебников, и вскоре парень становится первоклассным магом. Впоследствии выясняется, что этот человек - Шерлок Холмс, с которым герою придется расследовать местные магические преступления.
Таким создатели видят своего Холмса
Первый сезон рассчитан на 6 серий или полнометражный фильм с большим потенциалом для продолжения. Аудитория - семейная, бюджет одной серии - миллион евро (для России - 300 тыс., для Украины - 150 тыс.). Господин Шридар ищет партнеров с наших территорий, поскольку заинтересован в дешевых съемках, единственная прерогатива для партнеров - возможность заменить британских актеров местными, чтобы снять локальную версию. Проект предполагает много компьютерной графики, но делать ее здесь компания не собирается, как и не собирается делиться с партнером правами: «После постпродакшена мы предоставляем вам все, что нужно - видео, звук и т.д., чтобы запустить проект в эфире или в кинотеатрах, но все права интеллектуальной собственности остаются у нас».
Проект вызвал оживленную дискуссию, но подозреваю, что с таким подходом найти копродюсера гостю из Британии вряд ли удастся
От сказки на экране перешли к сказке, воплощенной в жизнь и имеющей все шансы стать форматом. Режиссер и автор социального проекта «Жизнь в подарок» Наталья Бережная предлагает снимать истории счастливого излечения детей, обреченных на инвалидность или получивших смертельный диагноз.
Деньги на операцию для них собирают неравнодушные по всему миру (прежде всего, международные фонды), и вот в этом моменте единения людей, по мнению автора проекта, и заключается его новизна. Сопродюсеров ищут в странах, где такой проект необходим (к примеру, там, где отсутствует страховая медицина), один сезон состоит из 16 серий по 26 минут. Каждая серия - новая история, бюджет одной - $22,5 тыс.
Из зала предложили прийти с идеей на один из каналов, на что услышали: «Мы вели переговоры, но вы же знаете, как часто на наших каналах меняется руководство». Тогда Наталье посоветовали сходить на «Интер» - там, мол, сейчас благоприятная для подобного проекта ситуация. Но думаю, до канала она не дойдет, поскольку еще на уровне отбора проектов появилось много желающих обсудить «Жизнь в подарок», и сразу после питчинга авторов будущего формата ждало несколько встреч.
Виктор Приходько - Григорию Тычине: Хороший проект, Гриша, надо брать
Если социальный проект был рассчитан исключительно на Украину и страны СНГ, то компания Signal Red пришла на питчинг в поиске партнеров из Европы, поскольку их история - о человеке, которого знают все. Продакшен, создавший цикл «Великие мечтатели», замахнулся на экранизацию биографии Луи Брайля, автора азбуки для слепых, качественно изменившей жизнь незрячих людей. Жизненный путь этого человека невероятно интересен - тут и несчастный случай, сделавший Брайля слепым в юном возрасте, и любовь Луи к незрячей писательнице, и борьба с многочисленными антагонистами.
Но главное, что делает этот проект уникальным - технологии визуализации,
благодаря которым зрители смогут увидеть мир глазами незрячего.
«Мы знаем, как вдохновить аудиторию, зритель будет тронут и получит глубочайшие впечатления, - пообещала Татьяна Кирьян. - Поэтому ждем стратегических партнеров и инвесторов, которые так же восхищаются Брайлем и хотят создать нечто, чего еще не было».
Бюджет - $700 тыс., съемки планируются в Украине, язык проекта - английский, поскольку потенциал истории международный.
Обсуждение «Брайля» тут же продолжилось в кулуарах
Напоследок аудитории предложили пропитчить проект «Дело мальчиков», имеющий все шансы стать 8-серийной телеисторией и параллельно полнометражным фильмом. Эта судебная драма, действие которой разворачивается в 60-х годах прошлого века, основана на книге Дины Каминской - советского адвоката, защищавшего диссидентов, а в конце 70-х мигрировавшего в США. «Мы, как поколение, выросшее в Советском Союзе, считаем, что эта история очень резонирует с процессами, происходящими в стране сегодня», - объяснил выбор темы продюсер Евгений Гиндилис из компании «Твинди».
Возле Переделкино находят тело изнасилованной и убитой старшеклассницы. Прибывший из Москвы следователь быстренько вешает дело на двух ее одноклассников, и мальчики признаются в убийстве. Но общественный адвокат, которым в реальной истории и была Дина Каминская, понимает, что они не виноваты, и берется это доказать. Через два года напряженной борьбы ребят полностью оправдывают, а параллельно в сериале показываются истории их семей, ставших изгоями в деревне, и другие процессы Каминской, связанные с известными советскими диссидентами. Режиссером проекта станет Александр Вартанов, на главную роль рассматриваются Чулпан Хаматова и Ксения Раппопорт.
Бюджет проекта - $4 млн, 60% покрывает крупный российский канал (скорее всего, «Первый», с которым авторы ведут динамичнные переговоры), 20% вкладывают «Твинди», 20% - сопродюсеры, от которых хотят получить не только финансирование, но и активную вовлеченность в творческий процесс.
Как видите, несколько проектов, представленных на питчинге, имеют все шансы выстрелить как на нашей территории, так и за ее пределами - осталось лишь отследить, что и когда всплывет на рынке. Ну а Kiev CoProduction Meetings, определенно, ждет большое будущее, поскольку продюсеров подталкивает к объединению сама жизнь.
Фото - Иванна Зубович, Кирилл Авраменко