]
Facebook LiveJournal Twitter

Тайны медийного двора: президентские амбиции Александр Клименко и новая жизнь «Радио Вести»

12:24 17.02.2016 0

Ни для кого не секрет, что сегодняшняя ситуация в украинских медиа в учебнике биологии была бы описана как крайне неблагоприятная среда обитания - с переуплотнением популяции журналистов и недостатком рекламных ресурсов. А я, как большая поклонница программ Николая Дроздова, хорошо знаю, что в таких случаях происходит с отдельными видами. И что журналисты политических медиа не слишком далеко ушли от своих эволюционных предков, и внутривидовой каннибализм для них - дело привычное.

Для многих заинтересованных лиц уже не секрет, что в воскресенье, 14 февраля, некоторые редакторы и журналисты получили вместо валентинок сообщение от анонимного источника с пересказом тайн холдинга «Вести». Информация, которую пытались донести анонимные источники, касалась собственника холдинга Алексанра Клименко и его взаимоотношений со СМИ.

Вести, Радио Вести, Александр Клименко, Валерий Калныш, Сакен Аймурзаев, Юлия Литвиненко, Игорь Гужва

Амбициозный Александр Клименко

Источники информировали, что сотрудники «Радио Вести» возмущены и огорчены происходящим в холдинге. Во-первых, они не получали зарплату - иногда по несколько месяцев. А о, что получали - поступало с задержками. Во-вторых, в холдинге появились темники для печатных и интернет-изданий, списки обязательных комментаторов, в которые входили политики из партии Александра Клименко «Успешная Украина», а для радийщиков - тайные записки в студию за таинственной подписью «О.В.» с указанием, что и как говорить. И, наконец, что бывший министр доходов и сборов начал лично проводить планерки, на одной из которых заявил о своих президентских амбициях, сообщив, что создавал и финансировал холдинг исключительно для этой цели, и требует от редакторов всех СМИ создания соответствующего дискурса. Сообщалось также, что все редакторы холдинга - за исключением Сакена Аймурзаева - амбициям и требованиям Александра Клименко согласились следовать.

Уже на следующий день стало известно, что главный редактор «Радио Вести» Валерий Калныш решил покинуть свой пост - впрочем, только административный, оставаясь при этом ведущим вещателя.

Естественно, как порядочная няня, которая видит, что ее подопечные бузят, я решила разобраться в информации источника, и начала проводить очные ставки. Так как сведения можно разделить приблизительно на три категории, каждую пришлось проверять отдельно.

Итак, финансы.

Чтобы проверить эту информацию, пришлось связаться с сотрудниками разных СМИ холдинга. И в газете «Вести», и в «Радио Вести» журналисты с разной степенью дружности подтвердили существование зарплатных задолженностей. Суммы назывались разные - от невыплаты бонусов, до задерживания выплат на месяц, два, а то и три. Некоторые подтвердили свое намерение уволиться, если ситуация с оплатой труда не решится в ближайшие недели. Связаться с Юлией Литвиненко, генеральным продюсером «Радио Вести», мне, увы, не удалось.

Редакционный контроль.

Тут все сложнее. Некоторые сотрудники печатных СМИ подтверждали, что их обязуют брать комментарии у представителей «Успешной Украины», и на наличие темников намекали. Другие возражали, что ни о темниках, ни об обязательных комментаторах ничего не слышали. Третьи признавались: «возможно, это решается на уровне редакторов, но до нас ничего не доходит». Четвертые и вовсе сообщили: «какие темники, у нас все прямолинейно и в лоб». Радийщики, с которыми мне удалось пообщаться, информацию о редакционном контроле не подтвердили.

Амбиции Александра Клименко.

Для тех, кто хоть краем глаза следит за деятельностью бывшего министра доходов и сборов, эта информация - не тайна и не шок.

Но вот за подтверждением о том, имели ли место планерки, пришлось обратиться непосредственно к названным участникам процесса, а именно к Валерию Калнышу, до марта еще главному редактору радио (правда, как выяснилось, в отпуске), и Сакену Аймурзаеву.

Вести, Радио Вести, Александр Клименко, Валерий Калныш, Сакен Аймурзаев, Юлия Литвиненко, Игорь Гужва

Валерий Калныш согласился ответить на мои вопросы, несмотря на отпуск

- Вы отказываетесь только от должности главного редактора. Как это повлияет на количество ваших эфиров на «Радио Вести»?

- Никак, у меня две часовые программы по вторникам и средам, отдельно итоговая программа по пятницам, с Юлией Литвиненко, 2 часа моей книжной программы «Черным по белому» и остается еще большое интервью... В целом можно считать, что 5 часов эфиров в неделю у меня остается, и в таком же режиме я буду работать с первого марта.

- Что послужило причиной отказа от административных функций?

- Вам по-умному или по-честному?

- Давайте и так, и так.

- Если по-умному, то внутренне я подошел к периоду, что звания и регалии мне больше не интересны. Я за последние 11 лет был главным редактором трижды - пришло время вернуться к истокам журналистики, к творческой работе. Плюс, я могу позволить себе отказаться от более высокооплачиваемой должности в пользу внутреннего спокойствия и удовлетворения.

- А по-честному?

- А это и есть по-честному и по-умному сразу.

- До меня дошли слухи, что многие сотрудники холдинга не получают зарплату, в том числе с задержкой до двух месяцев. Это подтвердили сотрудники холдинга. Вы можете прокомментировать ситуацию?

- Я могу эти слухи опровергнуть. У нас действительно были проблемы с заработной платой, но совсем недавно мы их решили. Были определенные моменты, но мы все время находились в разговоре с тем, что назваем «Башня» - руководством холдинга. Мы объяснили, и нас услышали, что есть такая история, как защищенные статьи, что что бы ни произошло, зарплаты должны быть выплачены. Сейчас этот вопрос решен, хотя проблемы действительно были. На сегодняшний момент у нас долгов по зарплате нет.

- А вы можете объяснить, с чем были связаны такие задержки по зарплате?

- Нет, не могу. И это одна из тех причин, по которым я ухожу с должности главного редактора - решение финансовых вопросов. Я все-таки не финансист, не бухгалтер, не администратор. У меня есть люди, которым нужна зарплата, и я выступал связующим звеном между руководством и сотрудниками. А также Ира Синченко и Юля Литвиненко. Мы работали переходником. Но поскольку я не умею решать такие вопросы на профессиональном уровне, эти административные функции начали перевешивать творческие вопросы. Я не совсем компетентен решать эти вопросы, поэтому сил это отбирало много.

- Вы служили переходником между сотрудниками и кем?

- Советом директоров.

- А кто в него входит?

- Михаил Полторакин (ранее назывался в СМИ «смотрящим» Александра Клименко в холдинге, - МН), который курировал в совете радиостанцию, Наталья Голуб.

- Вы говорили о «защищенных статьях». Значит ли это, что в счет зарплаты урежется финансирование чего-то еще?

- Нет, нет. Мы можем недополучить, например, на развозку для утренних эфиров... Но зарплата должна быть.

- Кому вы передаете свои дела?

- Поскольку я в отпуске, то никому. У руководства холдинга есть два варианта развития событий. Первый - новый главный редактор. Второй - разделить обязанности главного редактора между оставшимися руководителями Юлией Литвиненко, Ирой Синченко, программным директором, и Сакеном Аймурзаевым, шеф-редактором.

- Анонимный источник сообщил мне, что во время эфиров в студию приносят записки за подписью «О.В.» с указаниями от руководства о темах и их подаче.

- Мне интересно, кто это вам заливает, мне уже звонили из других изданий с теми же вопросами. Интересно посмотреть на этого человека... (пауза) Я, конечно, не буду спрашивать, кто ваш источник.

Конечно же я это опровергаю, это чушь полнейшая. Представьте себе это физически. Во-первых, «О.В.» - это кто?

- Я не в курсе, поэтому я у вас спрашиваю.

- Ну так я не знаю. Я никаких бумаг ни за чьей подписью никогда не получал, и соответственно не передавал в эфир. У кого воспаленное такое воображение - не знаю, допускаю, что злопыхатель распространяет эти слухи. Когда я шел на должность главного редактора, я ставил одно из условий - не работать в цензуре. Такое же требование, соответственно, могли предъявить мне мои сотрудники. Я никогда цензуру не вводил, ее на радио не было, и это может подтвердить любой, кроме, конечно, вашего источника. В том числе, кстати, и ньюсмейкеры, даже те, кому мы не нравимся.

- Также источник сообщил мне о планерке, проводимой в режиме онлайн лично Александром Клименко.

- Никакой редколлегии в прямом эфире Александр Клименко, которого связывают с холдингом, не проводил. О президентских амбициях не знаю, лично с ним не общался, и если честно, мне это не интересно. Я сомневаюсь, что холдинг создавался ради одной, пусть даже масштабной, политической задачи. Мне казалось, и представитель собственника подтверждал, что это - бизнес-проект. О политических амбициях мне неизвестно.

- Если это бизнес-проект, а вы как главный редактор должны иметь доступ к финансовой документации и осознавать состояние проекта, то на какой стадии окупаемости находится «Радио «Вести»?

- Именно потому, что я главный редактор, я в бухгалтерию не влазил. Это не входит в мою компетенцию. Главный редактор отвечает за новости, за ведущих, за контент. Об окупаемости думает генеральный продюсер, Совет директоров. На какой стадии окупаемости находится холдинг или станция, я не знаю.

Так как сливший информацию источник указывал Сакена Аймурзаева как единственного из редакторов «Радио «Вести», который на онлайн-планерке с Александрм Клименко выступал против планов использовать холдинг как политический инструмент по продвижению кандидата в президенты, я решила переговорить и с ним.

Вести, Радио Вести, Александр Клименко, Валерий Калныш, Сакен Аймурзаев, Юлия Литвиненко, Игорь Гужва

- Сакен, я знаю, что вы уже в курсе информации от анонимного источника о вашей радиостанции...

- Я не хочу комментировать эту речь никак. Если у вас есть свои вопросы - задавайте, но комментировать анонимного источника, который рассылает очень авторский текст, я не хочу. Тем более что мы с такой легкостью верим всему, и начинаем искать комментарии к анонимному источнику. Этим я заниматься не хочу. Я не представляю себе, из каких недр этот текст был разослан. Но я его видел, мне его прислали.

Очень досадно, что в мире украинской журналистики точно такие же межцеховые отношения, как и в мире украинской политики.

- Не без этого.

- Я бы понял такой слив, если бы это депутаты Верховной Рады из Блока Петра Порошенко слили информацию на депутата из фракции Юлии Тимошенко. А это коллеги на коллег. Если это в украинской журналистике считается корректным, то пускай некоторые этим занимаются, я этим заниматься отказываюсь, и никаким образом эту гадость комментировать не хочу. Но если у вас есть от себя вопросы, то добро пожаловать.

- Конечно у меня есть вопросы, я ведь хочу разобраться в ситуации. Давайте начнем тогда не с анонимного источника. Я говорила с Валерием, он сказал, что полномочия главного редактора радиостанции после его ухода, возможно, распределят между вами, Ириной и Юлией.

- Да, сейчас для радиостанции действительно решающее, можно сказать судьбоносное, время. Происходят изменения в руководстве редакции, переезд в новое помещение, да, мы в ближайшее время покидаем нашу редакцию на Шелковичной, сейчас решаются юридические вопросы, ну и третье - владелец холдинга (Александр Клименко, - МН) перестал скрывать, что он владелец, и перестал скрывать свои политические планы и амбиции, о которых очень открыто сообщал и в роликах, и в рекламе о создании партии. Он постоянно говорит о своей мечте вернуться в Украину.

Конечно, для редакции это момент важный - нужно понять, как дальше работать и редакции, и владельцу. И желательно бы, чтобы этот период закончился нормальным существованием редакции в условиях редакционной свободы. Первое, что необходимо редакции, это свобода.

- А второе?

- А второе - это деньги. Радиостанция ведь зарабатывает, она очень неплохо зарабатывает, но не будем себя обманывать: исключительно благодаря слушанию и рекламе. А реклама сейчас не может расти с бешеной скоростью. Поэтому мы на «Радио «Вести» находимся на этапе выяснения отношений. Он бывает у всех людей как в личной, так и в профессиональной жизни.

Как мне кажется, со стороны коллег и вообще украинских журналистов можно было бы найти понимание. Даже не поддержку - нет ведь никакого кризиса, никакой необходимости бить во все колокола. Но в любом случае, лучше смотреть на работу станции и то, что с ней происходит, и переживать за это.

- Эту информацию анонимного источника мне подтвердили и сотрудники, и Валерий. Несколько месяцев действительно были проблемы с выплатой зарплат. Эта ситуация разрешилась?

- Да, это было на границе года, несколько усложнив жизнь и природные права сотрудников радиостанции. И, в частности, если говорить о собственнике, то он вышел на открытый разговор (видимо, на этот разговор и ссылается аноним, называя его весьма специфическим словом «планерка») именно из-за этой проблемы.

- То есть вы подтверждаете, что проблема решена и зарплаты выплачиваются?

- На данный момент да, но у радиостанции бюджет немалый, и вы понимаете, что прожить два года для нее - это именно прожить. Определенные проблемы с выплатами были несколько раз за историю существования «Радио «Вести», и эта последняя совпала с другими пиковыми моментами.

- Ваш переезд связан с финансовой ситуацией в холдинге?

- Я не могу сказать, потому что не занимаюсь финансами холдинга, но очевидно, что это вопрос экономии, так как здание на Шелковичной, в котором мы сейчас находимся, принадлежит то ли Пинчуку, то ли кому-то из его группы, но в любом случае это расходы на недешевую аренду. Сейчас, насколько я понимаю, арендная плата будет минимальная, и мы будем находиться в ТЦ «Гулливер» рядом с редакцией газеты.

В любом случае собственник утверждал, что проблем нет и не будет, и я подтверждаю, что зарплату выплачивают в срок. На данный момент редакция претензий не имеет.

- Каково будущее должности главного редактора? Вы разделите с Юлией Литвиненко и Ириной Синченко полномочия, или руководство решило искать замену?

- На данный момент полномочия действительно делим мы, но вообще история главредства этой станции заслуживает отдельного внимания. За два года существования «Радио «Вести» это будет уже пятый главный редактор. Это турбулентность, достойная сравнения с украинской политикой. У нас в редакции всегда был принцип коллегиальности, но я считаю, что главный редактор должен, конечно же, быть.

В идеале я, как один из основателей «Радио «Вести», считал и продолжаю считать, что редакция должна утвердить свои отношения с собственником цивилизованным путем, как это делают в странах процветающей демократии, а именно уставом (на данный момент подобного редакционного устава у «Радио «Вести» нет, - МН), который подразумевал бы выборы главного редактора и утверждение его на должность совместно редакцией и владельцем. Эта тема работала в лучшие годы в радиостанциях Москвы, и мне кажется, она оптимальна для журналистского коллектива, когда он может выбирать, может находиться в диалоге со своим собственником. Пока что речи о выборах не идет, поэтому радиостанция будет жить под коллективным надзором.

- Хорошо, продолжая редакционную тему, меняется или планируется в ближайшее время изменение контента радиостанции? Появятся ли новые ведущие, изменится ли объем эфиров Валерия Калныша?

- Это будет, опять же, решаться новым главным редактором или каким-то ареопагом, советом редакции. Пока никто не говорит об уменьшении контента, но да, планируются некие изменения. Я не могу о них говорить потому, что это часть маркетинговой кампании и программного планирования. Безусловно, все меняется, приходят новые ведущие и уходят другие, это все как в супермаркете - зависит от популярности товара.

О многих изменениях вы узнаете, я так предполагаю, на двухлетие радиостанции, либо ближе к новому сезону. Уже готовится промо-кампания по поводу обновлений. Кстати, наше двухлетие будет уже в начале марта. И к юбилею у меня возникают вот какие мысли: наша станция создавалась в непростое для страны время, и непростое, я так полагаю, время для тех, кто в нее вкладывал. И то, что все это время радиостанция существовала абсолютно свободно и смогла развиться в качественную разговорную станцию - это очень хорошо. Следующий этап - либо угасание, либо переход в какую-то другую плоскость, а мне очень хочется, чтобы она сохранилась.

Внимательный читатель, конечно же, сам найдет все несоответствия и нестыковки в заявлениях анонимного источника, бывшего главного редактора и нынешнего шеф-редактора радиостанции «Вести», а также свяжет их с тем, что мне подтвердили (или не подтвердили) журналисты холдинга. И выводы свои сделает сам.

Я лишь напомню, что говорил в свое время Николай Дроздов - каннибализм, как регулятор численности популяции, очень способствует выживанию вида в целом, так что политические медиа нападают на своих же не просто так, а исключительно по законам эволюции.

Фото - radio.vesti-ukr.comcensor.net.uanovomediaforum.orgtelegraf.com.ua

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...