Интервью с Азаровым подвело «Радио Вести» под проверку Нацсовета
«Радио Вести» нарвалось на внеплановую проверку Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания из-за интервью экс-премьер-министра Николая Азарова. За это решение на вчерашнем заседании члены регулятора проголосовали единогласно. При этом проверку Нацсовет назначил только по киевской лицензии «Радио Вести» (ООО «ТРК «Дивосвит»), хотя станция вещает и в других городах под другими лицензиями.
Мониторинг эфира праймовой программы «Постфактум» (20:00-21:00) от 15 апреля зафиксировал в высказываниях Азарова признаки сепаратизма, посягательства на территориальную целостность Украины и разжигание межнациональной розни. В частности, Нацсовет сослался на следующую цитату Азарова: «Я считаю, что это [АТО] карательная операция против населения Донбасса, которое не признало вооруженный переворот в столице Украины, в Киеве. Точно так же население Крыма не признало переворот. И если бы не было переворота, то не было бы событий на Донбассе, и не было бы отделения Крыма. Это абсолютно очевидно».
В целом, в интервью зафиксированы признаки нарушения таких норм законодательства: абзаца 14-го части 2 статьи 6 закона «О телевидении и радиовещании», согласно которому не допускается использование телерадиоорганизаций для совершения поступков, влекущих привлечение к уголовной ответственности; части 1 статьи 28 закона «Об информации», согласно которой информация не может быть использована для призывов к свержению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Украины, пропаганды войны, насилия, жестокости, разжигания межэтнической, расовой, религиозной вражды, совершения террористических актов, посягательства на права и свободы человека. Также в высказываниях нашли признаки преступления, обозначенные статьей 161 Уголовного кодекса: Азаров приводит сомнительную информацию субъективного характера, искажает действительность, создает у зрителей ложное представление о том, что происходит в Украине.
Интервьюировал экс-премьера Валерий Калныш, но на заседании он отсутствовал. Вещатель представляли юрист Марина Бакуменко и, впервые на моей памяти, генпродюсер Юлия Литвиненко. Обе строили защиту на том, что назначать проверку не нужно, поскольку «все знают, кто такой Азаров», и, мол, другого от него не ожидали. Какой смысл тогда брать у него интервью, не объяснили. Кроме того, Литвиненко давила на личные отношения: знакома, мол, со всеми «много лет», вы знаете меня как журналистку - зачем же проверять? При этом упрекнула членов регулятора в том, что не дают расширить сеть вещания, а потому радиостанция представлена только в Киеве, Харькове и Днепропетровске. В ответ член Нацсовета Катерина Котенко традиционно поинтересовалась, кто владелец радиостанции. Литвиненко назвала Татьяну Александрову, заверив, что не знает, кто это, поскольку ни разу с собственницей не общалась. Глава регулятора Юрий Артеменко предложил все же назначить проверку. Но, похоже, это бессмысленно, поскольку вещатель обязан сохранять радиозапись для Нацсовета в течение 14 дней после эфира, и этот срок истекает сегодня, 29 апреля.
Вторым решением регулятор отказался продлить лицензию на вещание компании ТРВК «Комра», за счет которой «Радио Вести» должно было расширить сеть в Мариуполе Донецкой области (сейчас вещает под позывными Best FM). Отказ был обоснован просто: регулятор сослался на постановление Кабмина, согласно которому вещатели из «зоны АТО», у которых истек срок лицензий, могут продолжать вещание до окончания АТО, не переоформляя документы.
Перед принятием этого решения члены регулятора дискутировали с юристом «Вестей» Мариной Бакуменко (Литвиненко ретировалась), которая настаивала на том, чтобы регулятор все же переоформил лицензию. Взамен Артеменко возжелал личного знакомства с Александровой, но не кулуарно, а публично, на заседании. Бакуменко сначала указала главе ведомства, что у него нет полномочий вызывать Александрову в Нацсовет, но потом вдруг передумала и согласилась познакомить ее с членами ведомства на заседании 18 мая. Замглавы регулятора Ульяна Фещук отметила, что декларация Александровой, которую передала регулятору Бокуменко, подтверждает ее состоятельность как владельца, но сумму, указанную в ней, Фещук назвать отказалась. Артеменко же решил уточнить у представителя «Вестей», почему все СМИ пишут, что реальный владелец радиостанции все же Александр Клименко. Бакуменко ответила: «Мы не можем всем СМИ рот закрыть». Вот уж действительно!
Напомню, кроме «Радио Вести» (ТРК «Дивосвiт», ТРВК «Мастер» и ТРК «Мир»), в холдинг «Вести Украина» также входят радиостанции «Перец FM» (ТРК «Оникс»), DJ FM (ТРК «Стильное радио») и Best FM (ТРК «Комра» и ТРК «Нота»). Наиболее ценный актив в этом списке – ТРК «Оникс», владеющая 23 частотами в 15 областях Украины. ТРК «Стильное радио» имеет одну частоту в Мелитополе, ТРК «Нота» – по одной в Харькове и Донецке, а ТРВК «Комра» – одну в Мариуполе. В декабре 2014-го Нацсовет отказал в переоформлении этих лицензий, не разрешив холдингу менять развлекательный музыкальный формат на информационный. С тех пор холдинг разбирается с регулятором в суде.
В медиахолдинг «Вести Украина» входят, кроме того, ежедневная газета «Вести», телепродакшен ES Group, львовский цифровой телеканал «Запад новости», киевский цифровой телеканал «Все новости» и спутниковый новостной телеканал UBR. Реальным руководителем ведомства является экс-секретарь Клименко Ольга Семченко, которая летом 2015-го называла себя новым владельцем холдинга, но в опубликованной структуре собственности активов медиагруппы Семченко не фигурирует.
Фото - ria.ru