]
Facebook LiveJournal Twitter

Страсти по Общественному. За что журналисты хотят высечь Зураба Аласанию

12:00 27.04.2016 30

Любой новой метле в старой избе противостоит застарелый сор. Минуло больше двух лет с назначения Зураба Аласании руководителем Общественного вещания, но громких прорывов там до сих пор не случилось - ну, по крайней мере с точки зрения Национального союза журналистов Украины. Вот он и обратился к премьер-министру страны с просьбой уволить Аласанию. И хотя самого документа в публичном доступе еще нет, вокруг него уже поднялся скандал. А я, естественно, решила в нем разобраться.

Нет ничего лучше информации из первых уст. Поэтому, не долго думая, я связалась с Татьяной Котюжинской, попросив ее подробно объяснить, чем конкретно организации не угодил обаятельный Зураб, и есть ли у союза на примете тот, кто мог бы его заменить.

Общественное вещание, НСЖУ, Татьяна Котюжинская, Зураб Аласания

- Татьяна, почему НСЖУ принял решение просить об увольнении Аласании именно сейчас?

- Это решение было принято по результатам заседания правления организации. Согласно нашему уставу, правление заседает два раза в год - в апреле и в декабре. И так совпало, что именно сейчас прошло ровно два года после того, как был принят закон об Общественном вещании. Естественно, вопрос его работы заранее был вынесен на обсуждение. Более того, пленуму правления предшествовало заседание секретариата (на нем присутствует около 20 человек, тогда как на заседании правления - около 60), и на нем работа Общественного тоже обсуждалась. Другими словами, обвинения «причастных» в том, что данного вопроса не было в повестке дня - несостоятельны.

- Насколько я понимаю, среди прочего поднимался и вопрос задержки зарплат сотрудникам НСТУ. Но насколько Аласания несет за это ответственность?

- Дело в том, что эта ситуация в январе текущего года возникла именно по вине Аласании и его команды. Раньше вопросами выделения бюджетов занималось Госкомтелерадио, а теперь соответствующие документы, то есть паспорт бюджетной программы, по которой происходит финансирование, должно было предоставить руководство НСТУ. Но они, очевидно, не знают или не понимают, как это делать, а людям из-за этого перестали платить зарплаты. Когда Зураб Аласания рассказывает, что они сделали все точно так же, как и все остальные, лично у меня возникает вопрос: а где же забастовки госслужащих по стране? Почему в течение 1,5-2 месяцев задерживали выплаты только работникам телекомпании? Более того, несмотря на то, что сейчас вопрос с зарплатами решен, вскоре он снова возникнет - что-то они там не доделали из-за незнания и неумения, и люди опять окажутся в сложной ситуации.

- Чем кадровая политика нынешнего руководства Общественного не устраивает НСЖУ?

- Уже два года мы пытаемся добиться от Аласании и пришедшей с ним команды положения о том, как в новую телекомпанию будут набираться новые люди. Причем от нас неоднократно поступали предложения написать его вместе. Нужны прозрачные конкурсы, должностные обязанности работников, расписания, а сокращения, о необходимости которых не устает говорить Аласания (потому что все сотрудники плохие), должны производиться по-человечески. НСЖУ с самого начала предлагал свою помощь, но Зураб тогда нам ответил, что и сам все прекрасно знает по харьковскому опыту. Но, как видите, ни тогда, ни сейчас ничего подобного нет и в помине - от Аласании невозможно даже добиться ответа, в каком количестве работников нуждается Общественное.

- Вопрос сокращений тоже был в повестке дня НСЖУ?

- Да, и это прямое следствие действий Аласании и его команды. От них одна за одной приходят бумаги о том, что НСТУ нужно сократить то 10% персонала, то 30%, то 50%. Причем еще ни разу подобные решения не обсуждались в публичной плоскости: каждый раз рассказывается, что это происходит в рамках сокращения бюджетных средств либо чего-то еще. Но, если верить нашему Минфину, то в рамках такой экономии на 20% сокращается персонал органов государственной власти, и на 3% - бюджетных организаций. Что из этого - НСТУ? То есть мы готовы понять, что сокращения действительно нужны, но это необходимо делать по закону и, повторюсь, по-человечески.  

- Претензии к руководству Общественного в целом понятны, но почему вопрос об увольнении Аласании поднял именно НСЖУ?

- Мы - крупнейший и старейший творческий союз в стране, естественно, мы нас просто не может устраивать то, что происходит с Общественным телевидением. Я уже неоднократно говорила, что в 2005 году создание Общественного застопорилось именно потому, что, среди прочего, было очень низкое качество менеджерского потенциала и большое юридическое сопротивление по поводу увольнений. Поэтому сейчас нужно сделать все правильно: уже есть соответствующий закон, мы готовы помогать, надо просто делать. Но, как мы видим, Аласания и Ко все время находят какие-то причины, чтобы действовать наоборот: то «Укртелефильм» им чем-то мешает, то снова нужно переписывать закон, то еще что-то. Плохому танцору, как вы знаете, ноги мешают. Сегодняшний менеджмент телекомпании не в состоянии сделать абсолютно ничего ни в плане развития, ни в плане творчества. Думаю, больше всего их задело наше напоминание о плохих рейтингах: европейцы выделяют им средства, но на показателях это никак не отражается.

Кстати, по поводу денег. После их выделения Аласания поехал по областным телекомпаниям, и все там ждали какой-то дорожной карты, объяснения того, что будет дальше. Но, когда я спрашивала у людей, рассказывал ли он хоть что-то из этого, мне сказали - совершенно ничего.

- Что же он тогда им рассказывал?

- Он везде задавал только один вопрос: «Что у вас с имуществом, земельными участками и помещениями?» Какое у людей может сформироваться мнения после такого? Да только одно: команда пришла дерибанить. Кроме того, Аласания всем и везде рассказывает, что они идиоты и непрофессионалы. Я, конечно, сама этого не слышала, но вполне верю в такой стиль общения. Вспомните хотя бы историю с польским журналистом или почитайте посты Зураба в Фейсбуке - там все приблизительно в том же ключе. С учетом всего этого сотрудники Общественно боятся: их могут уволить, выбросить на улицу, как это было, к примеру, со Светланой Колядой, когда она не стала молчать.

- Насколько в компетенции НСЖУ просить об отставке главы Общественного?

- По закону такое обращение - абсолютно нормальная форма реакции с нашей стороны. При наличии фактов несоответствия, мы можем требовать увольнения главы любой организации, причем не обязательно государственной. В этом случае так вышло, что формальным собственником НСТУ являются Кабинет Министров и Госкомтелерадио. Последнее, кстати, может уволить Аласанию по уставу. Но мы прекрасно понимаем, что если формально обратимся к Олегу Наливайко с такой просьбой, то тут же возникнут обвинения со стороны Зураба и компании в том, что Наливайко сам хочет занять его место. Поэтому мы обратились к премьер-министру с тем, чтобы он инициировал обращение по поводу увольнения Зураба Аласании, и это полностью соответствует законодательству.

- Последовала ли уже какая-то реакция на ваше обращение?

- Так получилось, что, хоть мы по закону и имеем право так поступить, от нас этого никто не ждал. На пленуме было принято решение озвучить позицию о том, что мы принципиально поддерживаем увольнение Аласании, но сам текст обращения еще нужно доработать. Оно должно быть более фактологично и обосновано, чтобы не появлялось вопросов вроде «чем вы это обосновываете?». В ближайшее время доработанный вариант появится на сайте НСЖУ и будет направлен Владимиру Гройсману.

- У НСЖУ есть видение того, кто может сменить Зураба Аласанию на должности главы Общественного?

- Идеальным для нас вариантом был бы человек, обладающий хорошими менеджерскими качествами и организационными способностями. Какого-то конкретного человека на эту должность у нас нет, как бы ни пытались сторонники Аласании убедить в этом общественность. Мы хотим проведения открытого конкурса, поскольку считаем, что в стране достаточно менеджеров, способных качественно провести процесс реорганизации. Зураб Аласания таким себя явно не показал: у него сплошные конфликты, проблемы и причины, почему нет.

- Обращение НСЖУ во времени совпало со сменой премьер-министра страны. Эти события как-то связаны?

- Нет, не связаны. Совпало только то, что сейчас Общественному исполнилось два года, а у НСЖУ был запланирован пленум правления.

С претензиями истцов разобрались, теперь дело за ответчиком - и я отправилась к Зурабу.

Общественное вещание, НСЖУ, Татьяна Котюжинская, Зураб Аласания

- Зураб, вы уже ознакомились с обращением НСЖУ к премьер-министру по поводу вашего увольнения? Собираетесь ли предпринимать что-то?

- Да, текст мне попадался, но, если честно, я о нем не думаю - НСЖУ меня вообще мало колышет. Я как работал раньше, так и планирую продолжать, и больше мне по этому поводу сказать нечего.

- И не возникает желания ответить на обвинения в публичной плоскости?

- Это же наши с вами коллеги, вы же понимаете, и это длится беспрерывно уже несколько дней. Таких подметных писем и обращений они писали уже с десяток за эти полтора года, просто сейчас все почему-то взорвалось и вылезло на поверхность. Но смысла в таких действиях как не было, так и нет.

- Вы связываете это со сменой правительства?

- Не знаю, но все может быть. Возможно, там руководствовались мыслью: «О, появился новый премьер, давайте-ка еще раз попробуем, вдруг пролезет?» Но, учитывая ту чушь и откровенное вранье, которые написаны в обращении, лично я в этом сомневаюсь.

- А в чем именно заключается вранье? Вам вменяют в вину и задержку зарплат сотрудникам, и плохую коммуникацию в областях, и сокращения…

- И одно, и второе, и все вместе. Вот сегодня утром, например, у меня на бизнес-скайпе было 29 директоров со своими главами тендерных комитетов и финансистами, и так - каждую неделю. И уже не говорю о том, что каждую же неделю я езжу по филиалам. Куда ж еще больше-то коммуникации? А по задержке зарплат я неоднократно объяснял, что причина в бюрократии: НСТУ не распоряжается зарплатами, это государственный бюджет. Так бывает каждый январь! Их не устраивает, что я не хожу в НСЖУ? Ну я и не буду туда ходить! А про сокращение 50% штата они вам говорили? Я же просто не могу сокращать сотрудников, не дают... Все, что у нас происходит по кадрам, называется просто - текучка.

- Но ведь рейтинги телеканала «UA:Перший» действительно не растут…

- Честно говоря, рейтинги нас вообще не интересуют. Общественное вещание - это не рейтинги. Я прекрасно понимаю, что люди привыкли именно к этому критерию, и меряют им все. Это неправильный критерий.

- Вы действительно не хотите коммуницировать с НСЖУ?

- А зачем? Они вообще кто? Это не профсоюз, их «осередка» у меня нет, я не должен этого делать. Это организация, существующая на деньги налогоплательщиков, и там сидят совсем не те люди, с которыми я хочу коммуницировать, хотя общаюсь с миллионом людей каждый день. Они очень консервативные, замшелые и вряд ли могут мне что-то предложить. Это просто бывшие комсомольские работники, которые просто перекрасились в жовто-блакитный и все. А у меня и без них хватает таких…

Теперь вы знаете, чем руководствуются люди по обе стороны баррикад. Кто из них прав - покажет время. С одной стороны, видимых результатов реформирования НТКУ на сегодняшний день действительно нет. Но и об уровене бюрократии в Украине все прекрасно знают. У меня все еще теплится надежда на то, что стороны решат конфликт мирным путем, ведь все в одной лодке, пункт назначения которой - бесперебойная работа Общественного вещания. 

Фото - Кирилл Авраменко, Иванна Зубович, minner.hu

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...