Триумф демократии. Как и почему недолюстрировали Экспертную комиссию Госкино
В химии ведь что хорошо? Что есть периодическая таблица, в которой все однозначно. А если жидкость в колбе невнятно-прозрачная, то всегда найдется лакмусовая бумажка, которая подскажет, кислота там внутри или щелочь. Вы не поверите, но с регуляторами и государственными органами в сфере культуры ситуация точно такая же: до поры до времени они красиво говорят, но когда им даешь лакмус в виде демократической процедуры, окрас становится очевиден.
Уже несколько месяцев свой тест на демократичность и ценностные ориентации проходит Госкино. А я пристально за процессом наблюдаю: от раздувания скандала вокруг эпизода сериала «Не зарекайся» до назначения новых экспертов.
Для тех, кто пропустил предыдущие 48 эпизодов этого захватывающего мыла, - краткое содержание предыдущий серий. 19 апреля 2016 года было принято спорное решение распустить комиссию - под предлогом, что она «потеряла кредит общественного доверия». Кандидаты в новый состав Комиссии имели возможность номинировать себя всего до 29 апреля, потому как, напомню, вопрос должен был решиться за время майских праздников. Но, по доброй бюрократической традиции, затянулся вначале до 1, а затем и до 7 июня - ввиду «общественного обсуждения». На этом надо остановиться подробней: я, конечно, не имею доступа ко всем замечаниям общественности в адрес кандидатур, но знаю о трех конкретных. В Госкино со своими предложениями и замечаниями обратилась Украинская телевизионная академия, глава Госкино Филипп Ильенко ездил по этому вопросу на встречу в Национальный союз кинематографистов Украины, а Общественный совет при Госкино провел заседание, на котором также обсудил ситуацию. Во всех трех случаях мнение общественности в большей или меньшей степени было проигнорировано.
Но давайте познакомимся с нашими героями в лицо. Состав Прокатной комиссии выглядит, согласно решению Госкино, вот так:
Глава Госкино Филипп Ильенко: по должности.
Александр Глущенко: эксперт в сфере телеком, издатель MediaSat, экс-гендиректор компании Dune HD, но непосредственно в распространении или демонстрации фильмов замечен не был.
Игорь Грабович: автор публикаций в изданиях «Кіно-коло» и «Сценарна майстерня», в прошлом - соведущий «Аргумента кино» на «1+1».
Мария Гурская: помощница-консультант Николая Княжицкого, программный директор канала «Еспресо».
Дмитрий Капранов: брат эксперта из предыдущего состава комиссии Виталия, сооснователь ИД «Зелений пес». По информации УТА, не имеет высшего образования, в производстве, демонстрации или распространении фильмов не работал.
Алексей Куринной: замглавы общества «Просвіта», позиционируется как эксперт по языковой политике, преподаватель НАУКМА, педагог по образованию, в кино или на телевидении замечен не был.
Дмитрий Ломачук: кинорежиссер, сценарист, журналист, глава объединения «Кіноголос», член Академии наук Украины.
Ростислав Мартинюк: член предыдущего состава Прокатной комиссии, политтехнолог ВО «Свобода», историк, участвовал в производстве проекта «Народный контроль» на «5 канале» и «Особливий погляд» для НТКУ.
Сергей Оснач: член предыдущего состава Прокатной комиссии, информация об образовании и предыдущей деятельности отсутствует, представляет общественное движение «Відсіч», которое якобы проводит телемониторинг, результаты которого, а также стандарты, нормы и методология нигде не опубликованы.
Ярослав Пидгора: киножурналист и кинокритик, автор и ведущий проекта о кино на канале «Еспресо».
Оксана Приходько: член предыдущего состава Прокатной комиссии, доцент КНУТКиИ им. Карпенка-Карого, экс-чиновница Министерства культуры.
Ирэн Роздобудько: сценарист, журналист, писатель.
Ирина Романченко: киновед, редактор ряда телепроектов, автор и режиссер документальных фильмов об истории кино, переводчик с польского.
Максим Ростоцкий: член предыдущего состава Прокатной комиссии, представляет «ТАБУ» (телезрительскую ассоциацию родителей Украины), к производству, распространению или демонстрации фильмов отношения не имеет.
Ахтем Сейтаблаев: актер, режиссер, продюсер, телеведущий, заслуженный артист Автономной республики Крым.
Сергей Стуканов: представитель движения добровольцев «Простір свободи», политолог, экс-координатор проекта мониторинга кинотеатров на наличие дубляжа фильмов на украинский язык.
Сергей Семкин: исполнительный директор ИТК, в прошлом - временно исполнял обязанности главы Госкино.
Марина Ткаченко: член предыдущего состава Прокатной комиссии, писатель, в производстве, демонстрации или распространении фильмов не работала.
Валерий Шалига: актер, режиссер, сценарист, народный артист Украины.
Александр Шпилюк: член предыдущего состава Прокатной комиссии, был программным директором кинофестивалей «КРОК» и «Молодость», сейчас работает с ОМКФ, куратор кинопрограмм Goethe-Institut, British Council и Institut Francais, член FIPRESCI и Европейской киноакадемии.
Если не случится непредвиденных потрясений, эти люди и будут решать, какой индекс поставить фильму или сериалу по возрастной категории, а также проводить экспертизу контента на предмет нарушения законодательства Украины о кинематографе (пропаганды войны, жестокости, порнографии и оскорбления национальных или религиозных святынь).
Теперь, когда вы более тесно знакомы с новыми экспертами Госкино по распространению и демонстрации фильмов, у вас тоже, наверное, возник ряд вопросов.
Во-первых, почему, если предыдущий состав Прокатной комиссии якобы потерял кредит общественного доверия, шестеро из обновленного состава остались «на второй срок», а один прислал на замену брата-близнеца? Здесь нелишне будет, считаю, напомнить, что глава Госкино Филипп Ильенко и сам никогда не пользовался широким кредитом общественного доверия, но его это не вынудило уйти в отставку.
Во-вторых, каким образом в Прокатной комиссии оказалось столько политтехнологов и политконсультантов? Кроме не скрывающих официальной политической биографии Ростислава Мартынюка (который второй раз в Прокатной комиссии) и Марии Гурской, уверена, вы споткнулись еще о несколько биографий, как, например, Стуканова или Куринного.
В-третьих, в чем именно эксперты избранные эксперты? Сразу оговорюсь: все профессии нужны и все профессии важны. Но только на своем месте. Напомню, как на собрании Общественного совета Госкино, так и в официальных обращениях к Госкино от лица профильных ассоциаций несколько раз подчеркивалась необходимость определиться с критериями «экспертности» экспертов. Общие критерии так и не были приняты, а в Прокатной комиссии ровно половина экспертов не имеют никакого отношения к распространению или демонстрации фильмов, зато представляют политические интересы или силы.
В-четвертых, почему якобы демократическая процедура выбора новых членов комиссии (с общественным обсуждением) на выходе оказалась столь непрозрачной? Общественное обсуждение свелось к одному открытому заседанию Общественного совета при Госкино (на котором, напомню, кандидатов в Прокатную комиссию решили не обсуждать). Рекомендации НСКУ и других профильных организаций и объединений были проигнорированы (из четырех рекомендованых Союзом кинематографистов кандидатов в комиссию вошел один, например). А широкая общественность вообще должна была играть с потенциальными экспертами в угадайку: Госкино отказалось обнародовать краткие биографии и «экспертность» кандидатов, поэтому общественное мнение базировалось, в основном, на том, нравится ли им фамилия потенциального эксперта или не очень. И критерии выбора экспертов - основа прозрачности - так и не были определены. Кстати, отмечу, что на вопрос о критериях, прозрачности процедуры и общественных обсуждениях Госкино мне несколько раз отвечали, что проблема формирования нового состава Прокатной комиссии стоит очень остро и решить ее нужно срочно. Общественное обсуждение формально закончилось 7 июня. Новый состав сформировали 24 июня. Потому что срочность.
Ну и в-пятых. Знать новый состав в лицо очень полезно, но позвольте мне назвать несколько кандидатов в Прокатную комиссию, которых, в противовес политтехнологам и блогерам, не посчитали экспертами: рекомендованные НСКУ Сергей Васильев (журналист, театральный критик), Оксана Волошенюк (автор учебников по медиаграмотности, член FIPRESCI, киновед по образованию) и Людмила Серебренникова (звукорежиссер, заведующая лабораторией КНУТКиИ им. Карпенка-Карого), а также сценарист, редактор проектов «1+1» Анна Демидова, продюсер «Идас фильм» и директор кинопроизводства (например, фильма «Хайтарма») Иванна Дядюра, экс-директор «Киевтелефильма» Евгений Корнеев, телережиссер Николай Михайлов, редактор «Кіно-театр.ua» и член FIPRESCI Алексей Першко, директор по развитию «Квартала 95» Ирина Победоносцева, киновед, пиарщица «1+1» и «Интера» Светлана Цибанева, психолог, медиааналитик и экс-продюсер Star Media Аэлита Шакала или, в конце-концов, молодой технократ, администратор украинской Wikipedia Леонид Овчаренко. Чем недоэкспертили эти кандидаты, понять невозможно, потому что см. вопрос третий - нет критериев.
Давайте подумаем над этими вопросами вместе. А еще достанем, наконец, из жидкости лакмус и проверим, в какой цвет он окрасился.
Фото - Кирилл Авраменко, facebook.com, most-dnepr.info