«Оскар» наш. Все, что нужно знать о новом составе Украинского Оскаровского комитета
23 июня, как я вам уже сообщала, на сайте Госкино появилась радостная весть: Союз кинематографистов Украины и Ассоциация продюсеров Украины под чутким руководством и при поддержке Агентства наконец-то договорились, подписав пакт о ненападении – то есть меморандум. В нем, среди прочего, утвердили новый состав «Украинского Оскаровского комитета» – выбрали тех, кому в этом году предстоит определить фильм, представляющий Украину на «Оскаре».
Первым в таких случаях закономерно возникает вопрос: а судьи кто? Вторым – какой украинский фильм, учитывая регламент, сможет побороться за статуэтку. Об этом и предлагаю порассуждать прямо сейчас. Но сначала – маленький экскурс в историю конфликта.
Скандал разгорелся в 2014 году, когда старый состав «Украинского Оскаровского комитета» выдвинул от Украины «Поводыря», хотя, по мнению прогрессивной общественности (большинство украинских кинокритиков), должен был выдвинуть «Племя». К общественности примкнул и прокатчик «Племени» – руководитель компании «Артхаус Трафик» Денис Иванов. Он-то первым и заявил, что царь – не настоящий Оскаровский комитет погряз в коррупции. После чего пришел в Союз кинематографистов и сказал: давайте, мол, создадим свой оскаровский комитет. И создали. Но Ассоциация продюсеров Украины, до этого несколько лет подряд формировавшая «Украинский Оскаровский комитет», с этим не согласилась.
Двое Денисов – Иванов и Масликов (директор АПУ) – долго выясняли отношения. За это время свои полномочия в комитете сложил его тогдашний глава Олег Фиалко, также из него вышли продюсер «Поводыря» Игорь Савиченко (которого обвинили в том, что он голосовал за свой фильм, но потом выяснили, что не голосовал, и извинились), глава Союза кинематографистов Сергей Трымбач и кинокритик Владимир Войтенко.
Роль царя Соломона в этой истории отдали Американской киноакадемии, которой написали письма с просьбой рассудить. Но Соломон так и не ответил. В итоге ни один из украинских фильмов в 2015-м на «Оскар» не поехал, хотя было кому. Среди возможных кандидатов в кулуарах обсуждались «Братья» Виктории Трофименко (продюсеры – Игорь Савиченко, Максим Асадчий, производство Pronto Film) и «Незламна», она же «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого (продюсер – Егор Олесов, производство «Кинороб» и «Новые люди»). Продюсеры этих фильмов публично обращались к сторонам конфликта, призывая опомниться, но, как это часто бывает, остались неуслышанными.
В 2016 году над украинским номинантом на звание лучшего фильма на иностранном языке также навис Дамоклов меч. И глава Госкино Филипп Ильенко, видимо, решил поменять свою позицию невмешательства: помирить стороны и таки отправить кого-то в этом году за «Оскаром». Меморандум подписали между тремя сторонами: от Госкино – Филипп Ильенко, от Союза – Сергей Трымбач от АПУ – Владимир Филиппов. Что интересно, Денис Масликов уже не является ни директором, ни членом АПУ. Новым директором, по словам Филиппова, избран Сергей Карзаченко, но подтверждающий это документ пока на регистрации в юстиции. Буквально в эту среду Владимир Филиппов пообещал опубликовать новые списки членов Ассоциации и раскрыть тайну, в роли кого он подписал этот меморандум. Теперь грядут выборы секретаря, который по идее, снова должен написать Американской киноакадемии, и та должна подтвердить состав нашего комитета, и тогда будет объявлено о приеме заявок, а украинские кинематографисты смогут подать фильмы, которые вышли или выйдут в прокат с 1 октября 2015 года по 30 сентября 2016 года.
А уже «Украинский Оскаровский комитет» решит, кого из них отправить за «Оскаром».
Переходим к конкретике. Мы имеем дело с тем же составом комитета, который год назад утвердил Союз (за исключением Сергея Маслобойщикова). Как его выбирали: члены Общественного совета «Украинского Оскаровского комитета» (сформированного НСКУ из кинематографистов-членов Европейской киноакадемии (EFA), режиссеров украинских фильмов-участников фестивалей класса «А», начиная с 1991 года, украинских кинопрофессионалов-лауреатов фестивалей класса «А», начиная с 1991 года, и членов Международной ассоциации кинопрессы (FIPRESCI) проголосовали за коллег, и тот, кто набрал больше всего баллов и согласился войти в состав комитета, в него вошел.
Итак, знакомьтесь:
Алик Шпилюк (EFA, FIPRESCI) – программный консультант Одесского международного фестиваля, член старого и нового составов прокатной комиссии при Госкино, а также питчинговой комиссии при Госкино.
Дмитрий Десятерик (FIPRESCI) – кинокритик, печатается в газете «День».
Александр Гусев (FIPRESCI) – кинокритик, печатается в изданиях «Украинская правда» и «Левый берег».
Мирослав Слабошпицкий (EFA) – режиссер фильмов «Племя», соавтор альманахов «Украина, goodbye!» и «Мудаки. Арабески». Сейчас работает над фильмом «Люксембург». Член питчинговой комиссии при Госкино.
Владимир Тихий – режиссер фильмов «Зеленая кофта», «Мойщики автомобилей», докфильма «Пленники», выиграл 8 питчинг Госкино с проектом «Баба Прися», соавтор альманахов «Украина, goodbye!» и «Мудаки. Арабески». Член питчинговой комиссии при Госкино.
Андрей Халпахчи (EFA) – гендиректор кинофестиваля «Молодость», член питчинговой комиссии при Госкино.
Кира Муратова – режиссер, сценарист, автор десятков фильмов, включая «Астенический синдром», «Настройщик», «Вечное возвращение» и многие другие.
Сергей Лозница – режиссер документального кино, художественных фильмов «Счастье мое» и «В тумане». Сейчас работает над фильмом «Кроткая», выиграл 7 питчинг Госкино с проектом «Бабий Яр» и 8 питчинг Госкино с проектом «Донбасс».
Алексей Першко (FIPRESCI) – кинокритик, автор сайта http://kino-teatr.ua.
Дмитрий Томашпольский – режиссер, сценарист, продюсер: «F63.9 Болезнь любви» (режиссер), «Моя бабушка Фанни Каплан» (продюсер), выиграл 7 питчинг Госкино с проектом «Ржака» (режиссер).
Дарья Бадьёр (FIPRESCI) – редактор отдела «Культура» сайта «Левый берег»
Марина Врода – режиссер фильма «Кросс».
Аксинья Курина (FIPRESCI) – журналист, блогер, кинокритик, сценарист, продюсер документального проекта «Открытый доступ», участвовала в создании альманахов «Украина, goodbye!», «Мудаки. Арабески», работает с сайтом «Доступ к правде».
Людмила Новикова (FIPRESCI) – автор исследований о современном украинском кино, работает в фестивальном бизнесе с конца 1980-х. В 1990-х руководила Департаментом аудиовизуальных искусств Института культурной политики и отделом информации и рекламы Департамента кинематографии Министерства культуры Украины. Соучредитель Киевского МКФ «Молодость», в 1989-2008 годах работала в его дирекции, в 2000-2008 годах возглавляла отдел программ фестиваля. В 2003-2006 годах была директором программ Международного фестиваля документального кино «Контакт».
Андрей Дончик – режиссер сериала «Украдене щастя», глава питчинговой комиссии при Госкино.
Наталья Мусиенко (FIPRESCI) – если верить Википедии, то Наталья – украинский культуролог, общественный деятель. Кандидат философских наук, член Союза кинематографистов.
Стоит учитывать, что «Оскар» – премия индустриальная, и поэтому я несколько удивлена тем, что представителей индустрии, людей, непосредственно участвующих в производстве кино, в комитете так мало. Единственное объяснение этому – желание избежать конфликта интересов в случае, если картина кого-либо из них попадет в конкурс.
А теперь давайте порассуждаем, какой из фильмов, соответствующих временным рамкам выхода в прокат, может стать представителем Украины на ближайшем «Оскаре». Для этого достаточно вспомнить, что в принципе дошло до зрителей.
Во-первых, то ли рождественская мелодрама, то ли романтическая комедия Романа Ширмана «Теперь я буду любить тебя»:
Во-вторых, военная драма Анатолия Матешко «Плен»:
В-третьих, комедия Ивана Кравчишина «Полет золотой мушки»:
В-четвертых, снова комедия – Владимира Лерта «Ночь святого Валентина»:
В-пятых, Selfieparty Любомира Левицкого. И хотя режиссер всегда говорил, что снимает фильмы для зрителей, а не ради наград (и на «Оскар» не претендует), он так отреагировал на новость о меморандуме, что я решила включить фильм в этот список. Никогда не знаешь, что может произойти в нашем непредсказуемом украинском киномире:
На этом фоне получается, что больше всего шансов поехать в Штаты у фильма Евы Нейман «Песнь песней»:
Но не забываем, что у нас есть фильмы, еще не выходившие в прокат. И в теории они могут успеть. Например, фэнтези Олиаса Барко «Полина»:
В общем, подводим итог: Госкино – счастливо, Денис Иванов – очень счастлив, а украинские режиссеры и продюсеры навострили лыжи в Голливуд, готовясь завоевать престижную награду. Ну, раз все так счастливы, то я тоже буду счастлива. А вам, дорогие читатели, предлагаю написать в комментариях, кого бы вы отправили на «Оскар» от Украины в этом году.
И, конечно, обещаю пристально следить за всеми процедурами – выборами секретарей комитета, выдвижением участников и голосованием за них. Надеюсь, обойдется без эксцессов. А то, признаюсь, надоело все время рассказывать вам о скандалах, интригах и всяческих междусобойчиках.
Фото - Кирилл Авраменко, facebook.com, prostir.ua, copypast.ru