]
Facebook LiveJournal Twitter

Смешные деньги, или Почему ICTV зарабатывает на комедиях, а Плюсы - нет

15:20 18.10.2017 2

Я вот заметила, что далеко не только у горя есть пять «стадий». В случае любого кризиса вначале отрицать, потом - злиться, а потом - торговаться свойственно даже телеканалам. Только под торгом они понимают поиски той самой невестки, с которой произошел конфуз. На любом круглом столе, особенно если он собирает продюсеров телеканалов и глав продакшенов, стрелки обязательно начнут переводить друг на друга: мол, сценаристов хороших нет, или, мол, телеканалы даже бриф нормально написать не могут.

К чести панели «Смешные деньги» (на конференции «Телевидение как бизнес» в рамках форума KYIV MEDIA WEEK) и ее участников Алексея Бланаря («Дизель Студио»), Алексея Гладушевского («Новый канал») и Елены Васильевой («1+1»), а также модератора Ивана Букреева («НЛО TV»), их круглый стол до такого не докатился. Была угроза, что каналы и продакшены начнут бросаться друг в друга фекалиями, но с ней быстро расправились. И даже эффективно нашли третьего крайнего, во всем виноватого.

Но обо всем по порядку...

KYIV MEDIA WEEK, MRM, Телевидение как бизнес, ИТК, Иван Букреев, Алексей Бланарь, Алексей Гладушевский, Елена Васильева

Я хотела назвать эту фотографию «в ожидании Бланаря», но потом заметила, что на заднем фоне Виктория Бурдукова планирует революцию в Украинской телевизионной академии, и назвала ее «Телетриумф» подкрался незаметно»

Поговорим о деньгах - не о больших, а о «смешных»: что зарабатывает на украинском телевидении комедия, а чего зарабатывать не успевает.

KYIV MEDIA WEEK, MRM, Телевидение как бизнес, ИТК, Иван Букреев, Алексей Бланарь, Алексей Гладушевский, Елена Васильева

«Поговорим о нашем непростом киносериальном юмористическом бизнесе. Что ключевое для создания юмористического контента? Что у нас наболело?» - сразу отсек все лишнее и перешел к сути вопроса Иван Букреев.

KYIV MEDIA WEEK, MRM, Телевидение как бизнес, ИТК, Иван Букреев, Алексей Бланарь, Алексей Гладушевский, Елена Васильева

- У «Нового канала» наболели идеи, - первым взял слово Гладушевский. - Мы для производства новых программ и разработок сериалов столкнулись с проблемой, что идей очень много - мы в день отсматриваем невероятное количество заявок, но все они прописаны поверхностно. У всех отсутствует второй слой, о котором мы всегда говорим на всех семинарах.

- Иногда даже первого слоя нет, - согласился Букреев.

KYIV MEDIA WEEK, MRM, Телевидение как бизнес, ИТК, Иван Букреев, Алексей Бланарь, Алексей Гладушевский, Елена Васильева

- Все берут кальку с истории, которая уже сработала на других каналах, и даже не пытаются ее переработать, - продолжил Алексей. - Вторая наша боль - молодежный юмор. Авторы - люди постарше, и нужно найти баланс между юмором, который понимают матерые авторы, и посылом, который подходит молодой аудитории. То, что смешно нам, совсем не смешно молодежи, - с грустью констатировал креативный продюсер «Нового канала».

KYIV MEDIA WEEK, MRM, Телевидение как бизнес, ИТК, Иван Букреев, Алексей Бланарь, Алексей Гладушевский, Елена Васильева

Елена Васильева поддержала коллегу:

- Плюсы второй сезон выходят с линейкой комедийного прайма собственного производства. Три года для нас это праймовое приоритетное направление. И вот что получается: слоган нашей работы - больно, дорого, без гарантий.

Работы, усилий на сценарий и пост затрачивается больше, чем на драматическое произведение. Но мы это делаем, потому что комедийный контент - брендоформирующий и создает идентику канала. При этом каждый второй проект - боль роста, - произнает продюсер «1+1».

KYIV MEDIA WEEK, MRM, Телевидение как бизнес, ИТК, Иван Букреев, Алексей Бланарь, Алексей Гладушевский, Елена Васильева

- Не хватает авторских коллективов, уровень концепций плох, - поддалась соблазу покритиковать сценаристов Васильева. - Идея должна быть high concept, но с серьезным характерным компонентом. В заявках же фокусируются на концепции, «рамке» в ущерб персонажам. Если нет концепции внутри персонажа, успеха у проекта не будет. Для нас, по крайней мере, это пока не работало.

KYIV MEDIA WEEK, MRM, Телевидение как бизнес, ИТК, Иван Букреев, Алексей Бланарь, Алексей Гладушевский, Елена Васильева

А вот Алексей Бланарь - против наездов на сценаристов:

- Конференция «Телевидение как бизнес» начиналась с панели «большие деньги». Сейчас мы заканчиваем панелью «смешные деньги». Они смешные потому, что плакать хочется. Я на самом деле оппонент тем, кто тут сидит в панели - они либо in house телеканала, либо заказчики. Но плакать хочется и нам, и им.

От нас, авторов, требуют хорошие смешные праймовые проекты, но денег на это нет. В России, например, все больше от 5 до 10 раз, в том числе бюджеты. Да, у нас интереснее, но там-то можно заработать. «Дизель» звали туда, но мы не хотим, а вот простых авторов и производственников в стране ничто не держит.

Юмор - это главный инструмент информационной безопасности. Благодаря юмору меняется отношение к Украине. Для того, чтобы понимать наш юмор, люди начали учить украинский язык - вот это показатель. Мы не влияем на политику, но меняем умы людей, которые живут там, за поребриком в том числе.

Возвращаясь к тезису Гладушевского, хочу защитить авторов: когда каналы говорят про кризис идей: а кто видел хорошо составленный бриф от украинского канала? - На весь зал одна только Ирина Костюк подняла руку. - А в свободном доступе, для авторов? А не для главы продакшена? - Костюк пришлось признать, что не было такого.

Чем больше будет юмора, тем легче будет жить людям. Главное - не бояться заказывать у молодых продакшенов, даже у студентов. «Квартал 95» тоже начинал с КВН и студенческого юмора. Каналы должны уметь рисковать, в том числе - своими долями.

KYIV MEDIA WEEK, MRM, Телевидение как бизнес, ИТК, Иван Букреев, Алексей Бланарь, Алексей Гладушевский, Елена Васильева

Иван Букреев перевел разговор на другую тему - что самое сложное? У кого какие проблемы? Как они решаются?

- У «Дизель студио» нет проблем, только задачи, которые мы должны решить вместе с вами, - признался Бланарь.

Ирина Костюк со сменой темы не согласилась: «Сценаристы талантливые, а каналы - какашки, так получается?» Иван Букреев в ответ предложил сакраментальную истину: считать какашками только какашки.

Анна Елисеева тоже встала на защиту телевидения: «У всех каналов есть бренд. Все экспериментируют, потому что денег нет, а контент нужен только дорогой, потому что зрители балованые».

KYIV MEDIA WEEK, MRM, Телевидение как бизнес, ИТК, Иван Букреев, Алексей Бланарь, Алексей Гладушевский, Елена Васильева

Елена Васильева признала заслуги авторов: «Два года шел премьерный контент в эфире «1+1», на всех каналах группы в прайме - до 80% времени. Профессионалы пошли нам навстречу, берут гонорары не в долларах...»

«Мы не даем в долларах», - рационально заметил модератор панели.

«Они же не крепостные, могли уехать, но остались же. Артисты раскрылись, авторы раскрылись, проявили гражданскую позицию», - возразила продюсер Плюсов.

Поддержал дискуссию и Алексей Бланарь: «Я безумно люблю «Маски-шоу». Вспомните, что мы видели в их 30-минутных сериях, а потом им дали денег, и они сняли эту полнометражную историю в ресторане, которую не смотрел никто. С 2014 года мы постепенно запретили въезд контента и звезд из России. Все думали: вот сейчас мы увидим в Украине эти новые лица. Руководство даже шло навстречу - музыкантам, например, давали залы и зеленый свет. Прошло три года, давайте вспомним, кто собирает концертные залы? Кто появился? Олег Винник, и все? По индустрии юмора то же самое, должно быть постоянное пополнение новыми молодыми авторами. У нас разная реальность: все хотят, чтобы это нравилось их маме, но разница в возрастах мам - 30-40 лет».

Это заявление Алексея вызвало категорическое непринятие как минимум у одного человека в зале: Снежана Егорова встала напомнить всем, что она журналист, звезда и мать пятерых, поэтому ей виднее, все вокруг неправы, а все самое лучшее и вообще будущее телевидения - на телеканале «Прямой», потому что там выходит ее шоу. Вы тоже запутались? Расшифровать Егорову я, к сожалению, не смогла - что она пыталась сказать, останется на ее совести.

KYIV MEDIA WEEK, MRM, Телевидение как бизнес, ИТК, Иван Букреев, Алексей Бланарь, Алексей Гладушевский, Елена Васильева

Иван Букреев предложил вернуться к теме и поговорить о монетизации

Алексей Бланарь рассказал, что ценность хорошего юмора в его повторяемости: «Наше шоу «На троих» простое, как двери, но выдерживает массу показов. Там 94 серии, их повторили 4 раза только в этом году, сейчас пошел пятый. «Дизель шоу» мы показываем в прайме, через неделю повтор - тоже в прайме, и цифры даже лучше, чем в первый показ. Вот в этом ценность комедийного контента. Монетизация за пределами телеканала: у нас есть опыт работы с YouTube, но ничего особенного. Вова Зеленский бы рассказал больше - они выходили и на Netflix, и на Amazon, и Fox продавались, и на Vimeo они есть».

Елена Васильева с коллегой согласилась: «На YouTube монетизация не такая, как нам бы хотелось, по другим платформам - ведем переговоры с показами за два дня до премьеры, там уже более ощутимые суммы. Пока не скажу, что за платформы - по этому поводу будет объявление в следующем месяце, по контенту, который готовится на новый сезон».

И тут же продюсер «1+1» признала печальную реальность несостоятельности их собственного комедийного контента: «Мы просчитываем рентабельность с учетом трех показов, но пока наш собственный телеконтент этой планки не достигает». Если вам интересны подробности - добро пожаловать в мои еженедельные «Игры с долей».

А вообще стало очевидно, что ценность комедийного контента и его повторяемость редко коррелирует с затратами на производство: дешевые комедийные шоу и скетчи попроще часто оказываются более популярными, чем дорогие в производстве сериалы.

KYIV MEDIA WEEK, MRM, Телевидение как бизнес, ИТК, Иван Букреев, Алексей Бланарь, Алексей Гладушевский, Елена Васильева

Алексей Гладушевский тему повторов контента подхватил с радостью:

- «Кто сверху» хорошо идет в повторах, и будет идти еще очень долго, со всем остальным сложнее. Что касается продаж - мы только начинаем щупать эту почву. YouTube именно для «Нового канала» - больная тема, это ведь наша аудитория, для них YouTube более важная платформа, чем телевидение.

Для меня лично серьезный удар - проект «Топ-модель», где просмотры в YouTube существенно отличаются от всех проектов, с которыми я имел дело, там нереальные цифры, если сравнивать доли в телевидении и то, что творится в YouTube и на других платформах, то именно там «собака зарыта» и серьезная монетизация. На этом мы теряем реальные деньги.

KYIV MEDIA WEEK, MRM, Телевидение как бизнес, ИТК, Иван Букреев, Алексей Бланарь, Алексей Гладушевский, Елена Васильева

Сценарист «Дизель студио», уж не знаю, по предварительной договоренности с Бланарем или нет, задала вопрос из зала: «Готовы ли телеканалы инвестировать в, скажем, сценарные курсы?»

Ответить решился модератор панели Иван Букреев - его коллеги, видимо, стеснялись.

- Школа КВН в том, что у тебя есть право на ошибку. Вышел, сделал глупость - все тебе простили. Приглашать на традиционный мастер-класс по комедии профи из других стран - каналы могут это обсудить, в таком подходе есть свои подводные камни.

«А будут ли каналы перечислять авторам процент от прибыли комедийного сериала?» - подхватил тему еще один сценарист из зала.

- Процент от прибыли будет, когда прибыль будет генерироваться, - уточнил Букреев. - Каналы пока что борются за то, чтобы выйти в ноль. Юмор потому и заказывают, что он умирает медленнее. За год за все проекты в сумме канал зарабывает на YouTube десятки, может, сотню тысяч долларов. Процент от прибыли на каждом одном отдельно взятом проекте - это какие, по вашему, деньги? $20?

KYIV MEDIA WEEK, MRM, Телевидение как бизнес, ИТК, Иван Букреев, Алексей Бланарь, Алексей Гладушевский, Елена Васильева

И вдруг Гладушевский нашел крайнего

- Когда-нибудь у нас появятся шоураннеры - люди, которые могут в себя впитать все эти аспекты. Они снимают все сливки, если проект успешный, но они рискуют головой, несут ответственность за все. Сценаристы, которые хотят получать, как шоураннеры, должны и рисковать так же. Мы пока не видим платформы, где все это можно объединить и их воспитать. В США нет КВН, но не переводятся комедийные таланты - там работает школа stand up, например. Сейчас в Украине его тоже много, много концертов, правда, половина из них - заезжие беларусы. В любом случае, сценаристы будут за все отвечать.

Зал с Алексеем Гладушевским полностью согласился, и на этом решил разойтись.

Поняли все? Теперь кто назовется шоураннером - полезай в лукошко быть крайним и получать по голове. А сценаристы и продюсеры будут жить дружно. Кроме тех, кто работает с комедиями - слишком уж они любят подшутить друг над другом. Впрочем, это тема для совсем другого круглого стола. KYIV MEDIA WEEK, бери на заметку.

Фото Кирилла Авраменко

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...