Как Цекало школу прогуливал, и другие особенности зимнего кинорынка
Вопреки расхожим утверждениям, что всех объединяет ненависть, игроков в сфере кино с 10 по 12 декабря объединила любовь к важнейшему из искусств - теперь дважды в год. На три дня кинотеатр «Киев» отдал свои залы на откуп профессионалам индустрии для проведения первого в Украине зимнего кинорынка. Специалисты разбирались, что, почем и как часто, ну а я подсматривала и подслушивала, чтобы рассказать вам о самом главном.
Новшество зимнего кинорынка - технологическая секция - привлекла внимание всех гаджетоманов
А все остальные сгруппировались вокруг фуршета. Предвидя такую ситуацию, организаторы угощали гостей до, во время и после каждой презентации
Первое лицо кинорынка Алена Турлова-Осипенко пристально инспектировала все столы
Пока компании готовились в коридорах к своим презентациям
Букер «Линии кино» Виктория Добровольская и директор компании «Вольга Украина» Вероника Ясинская сразу нашли массу общих тем для обсуждения
Думаю, и о подарках гостям речь заходила
Хотя главный посыл был все же не меркантильным, а патриотическим - со сцены пиар-директор «Вольга Украина» Дарья Дерская говорила не только о своем новом продукте, но и о Евромайдане
А вот представленные фильмы революционным духом похвастать не могли. Зато познакомили с персонажем, который уже сегодня, думаю, окажется главным героем демотиваторов
Нелли Бондаренко из «Аврора Фильм» и технический директор «Кіносвіт Діджитал» Сергей Слепак сетовали, что их часто фотографируют в неудачных ракурсах, поэтому решили позировать
Не фильмами едиными жива киноиндустрия - параллельно с новыми релизами презентовались попкорн и слаши для кинотеатров
Самое интересное происходило, как всегда, не на презентациях, а между ними - в кулуарах
Об этом хорошо осведомлен Денис Иванов из «Артхаус Трафик», который всюду успел и со всеми переговорил, в том числе и с Сергеем Голубом, генеральным директором «Кіносвіт Діджитал»
Международная команда производителя кинооборудования Dcinex поступила проще - пообещали гостям кофе и шоколад
... и пробники Lancome. К кинорынку отношение косвенное, но ажиотаж получился тот еще
За бельгийским шоколадом выстроилась целая очередь, но и шоколад «КіноСвіта» пользовался огромным спросом
Dcinex еще и индивидуальные призы разыгрывали - знают ребята толк в маркетинге
Пока одни разряжали обстановку, другие в кулуарах обсуждали серьезные вопросы - некоторые даже многоопытного Алика Шпилюка в тупик поставили
Директору Ukrainian Film Distribution Андрею Дяченко, видимо, попадались менее требовательные собеседники
А это... всего лишь дегустация разных видов слашей
Андрей Алферов развлекал присутствующих эксклюзивами с собственного телефона. Об их содержании остается только догадываться
А в это время к презентации готовились продюсеры Руслан Сорокин и Александр Цекало, которые привезли на рынок свое детище «В спорте только девушки» (да-да, по мотивом того самого фильма с незабвенной Мэрилин)
Александр Цекало признался в трогательном волнении: оказалось, выступать в кинотеатре «Киев» для него особенно важно, ведь вырос он на улице Леси Украинки, и в этот кинотеатр, наряду с «Кинопанорамой», бегал еще подростком - школу прогуливать.
Свой новый проект «Киевский торт» представляли режиссер «Эскимоски» Алексей Шапарев и исполнительница главной роли Вита Чигрина - вот и рассекретилось, в каком фильме снимаются Юрий Горбунов и Андре Тан
Разобравшись с голливудскими и российскими предложениями, второй день кинорынка почти полностью посвятили украинскому кино. Впервые за всю историю независимости у наших производителей набралось достаточно фильмов, чтобы им можно было посвятить специальную секцию, с чем я от души поздравляю всех, приложивших к этому руку.
Началось все утром - с круглого стола.
Режиссеры, продюсеры, представители кинофестивалей, прокатчики и кинотеатры делегировали своих жаворонков с самого утра обсудить, чего же они хотят от украинского кинематографа, и какой фильм нужно сделать, чтобы остальные смогли и захотели им заняться
Критериев в итоге было много, как и предложений
Услышанное резюмировал продюсер Владимир Филиппов: «Украинское кино должны снимать мы, про нас и для нас». Вот такой нехитрый рецепт
По результатам круглого стола участники получили тему для обсуждений
А затем собрались на презентацию Государственного агентства Украины по вопросам кино, посвященную проектам, которые должны выйти в 2014 году
Презентаций оказалось 11 - и речь шла далеко не обо всех проектах. Чем не свидетельство настоящего ренессанса украинской кинематографии? Оказалось, что у некоторых фильмов уже и прокатчики есть, да и остальные вряд ли лягут на полки. Об этом я и пообщалась со Станиславом Притулой, начальником управления госрегулирования и реализации кинопроектов, который заменял на кинорынке приболевшую Катерину Копылову.
- Сразу на злобу дня - как вы прокомментируете приостановление шестого конкурса кинопроектов Госкино?
- Пока нет бюджета, мы не можем знать, какой суммой Госкино располагает, соответственно, не можем ее распределить. Было бы нечестно по отношению ни к фильмам, ни к экспертной комиссии продолжать работать над отбором, если мы пока не можем гарантировать государственную поддержку этим фильмам.
- Раньше, как известно, организовать дистрибьюцию украинского фильма было достаточно сложно. А каковы сегодняшние реалии проката украинского кино?
- Прокат украинских фильмов - такой же бизнес и такая же история, как и с любым другим фильмом. Идут те же переговоры и нельзя говорить, что существуют какие-то проблемы. Сейчас украинские фильмы выходят в достаточно широкий прокат.
- Это правда, но раньше получить такой широкий формат украинскому продукту представлялось невозможным. Почему переломилась ситуация, как вы считаете?
- Ну, «Той, хто пройшов крізь вогонь» начинал с 10 копий, был увеличен до 20 копий на втором экране. А буквально в октябре вышли три украинских фильма, которые нашли своего зрителя и получили широкий прокат.
- А какие из новых фильмов уже имеют своих прокатчиков?
- Пока-что речь идет о широком прокате «Трубача», «Зеленой кофты», «Киевского торта».
- По вашим оценкам, какие проекты Госкино в 2013 году можно считать успешно прокатавшимися?
- Самыми усрешными из вышедших фильмов стали «Иван Сила», «Параджанов», «Ломбард» и картина Киры Муратовой «Вечное возвращение»...
- Но Госкино ведь не принимало участия в работе Киры Муратовой?
- Да, Госкино не поддерживало «Вечное возвращение», но это же украинский фильм. Доля украинских фильмов среди зрителей - менее 1%, что нашему потенциалу не соответствует. Так что в 2013 году произошел пробный запуск одновременно определенного количества украинского контента, который должен был показать, что украинские фильмы и качественно, и по содержанию могут конкурировать с западным и российским производством. То, что они вышли в прокат, а не легли на полку - уже огромный успех всего кинематографа.
- На конференции «Кинобизнес» говорили о создании на базе Госкино дистрибьютера, который будет заниматься прокатом украинских фильмов. Есть ли какие-то новости об этом проекте?
- Мы двигаемся в этом вопросе, но говорить, что эта организация будет при Госкино, не совсем корректно. Это некая структура, которая будет заниматься расширением кинопроката как такового. Речь идет, помимо дистрибьюции, о расширении сети украинского проката. Этот проект находится в стадии разработки, переговоров, и я предлагаю вернуться к этой теме, когда мы сможем презентовать что-то более конкретное.
К слову, из своих источников мне стало известно, что Центр Довженко, выпускающий в прокат уже третий цикл короткометражек «Нова українська хвиля», займется прокатом и украинского полного метра, в частности, проектов Госкино. Уж не об этих ли переговорах речь?
Поскольку в расписании значился очередной обед,
пришло время обсудить все вопросы в спокойной обстановке
Прокатчики ведут свои переговоры - обратите внимание, как заинтересовалась Ольга Скрипачева
Организаторы и киностудии - свои
Но итогом все равно оказались поздравительные тосты
Я же, полностью поддерживая всеобщее ликование, отправилась с несколькими вопросами к хозяйке бала Алене Турловой-Осипенко.
- Алена, расскажите, почему появился еще один, зимний кинорынок?
- Несколько кинорынков в год - обычная практика в мире. Собственно, зимний кинорынок возник целиком и полностью по инициативе самих кинотеатров. Ведь дистрибьюторам не реально заявить релизы на год вперед. К тому же, некоторые дистрибьюторы все равно проводили в конце осени и начале зимы свои презентации весеннего сезона. Поэтому мы просто учли положительный опыт летнего кинорынка, спрос на зимний и организовали стихийный процесс.
Программа Зимнего кинорынка существенно расширилась за счет мини-выставки и образовательной секции - Школы киномехаников, о которой также просили кинотеатры. На летнем кинорынке огромной популярностью пользовался семинар о том, как правильно организовать кинобар, и представители кинотеатров попросили что-то подобное для киномехаников. Мы, естественно, пошли навстречу их пожеланиям. Киномехаников же сейчас никто специально не обучает, а ведь технологии меняются, уходит пленка, приходит цифра.
- Я знаю, что переход с пленки на цифру - большая проблема для многих кинотеатров, и кинорынок этим вопросом занимался.
- На летнем кинорынке мы провели панельную дискуссию, посвященную данной теме. Проблема острая.. Выпускать фильмы на пленке мейджорам экономически не выгодно. Однако даже если кинотеатр сегодня принимает решение и заказывает новое цифровое оборудование - должно пройти не менее полугода, прежде чем оно заработает, ведь нужно привезти, установить, обучить... Летом эта дискуссия, к сожалению, ушла в другое русло - в вопросы государственного финансирования переоборудования кинотеатров.
- Но воз и ныне там?
- Не совсем. Так совпало, что в ноябре-декабре все фильмы одного из крупнейших дистрибьюторов Украины вышли в цифре – голливудские студии предоставили релизы только в формате DСР. Безусловно, в 2014 году еще будут картины на пленке, да и другие дистрибьюторы продолжают выпускать фильмы на данном носителе, но для кинотеатров это стало набатом, на который они наконец отреагировали и поняли, что могут остаться без работы вообще. То есть, процесс сложный, и идет он долго. Однако мы его возглавить никак не можем - кинорынок является площадкой для общения всех участников процесса: кинотеатров, дистрибьюторов, технических компаний, киностудий… И отстаивать интересы одной из групп будет не корректно.
- Но если они «выпадут из обоймы», уменьшится и количество экранов, а соответственно, возможности и без того не самого широкого проката.
- Количество экранов не уменьшается, ведь развиваются кинотеатральные сети. А вот одно- и двузальным кинотеатрам, наверное, следовало бы, объединиться и отстаивать свои интересы более активно. К сожалению, процесс этот небыстрый. Но кинорынок - возможность встретиться, пообщаться между собой, найти какие-то решения.
- Расскажите о специальной дискуссионной панели зимнего кинорынка.
- Это были круглые столы на тему того, каким должен быть лучший украинский фильм. Дистрибьюторы ведь часто недовольны кинотеатрами, которые не берут украинские фильмы для показа, и режиссерами, которые «сняли что-то, и непонятно как это прокатывать». Режиссеры недовольны, что сняли шедевр, а их не берут в прокат. Мы собрали всех вместе, чтобы все участники процесса понимали, какие критерии для кого важны, и как сделать проект успешным. Ведь конечная цель, по сути, у всех одна - донести продукт до зрителя.
- Какие же тенденции сейчас в украинском кино, куда оно движется в 2014 году?
- Один факт того, что вы задаете этот вопрос - уже положительный момент. Еще год назад вы бы не смогли мне задать этот вопрос, потому что не было достаточно украинских фильмов, чтобы говорить о каких-то тенденциях. Теперь ситуация другая: в этом году вышло 8 украинских фильмов, в следующем - почти в два раза больше.
У нас впервые в рамках кинорынка прошла презентация фильмов, выходящих приподдержкеГосударственного агентства Украины по вопросам кино – опять же, по просьбам представителей кинотеатров. Летом такой питчинг прошел в рамках профессиональной секции, и кинотеатры жаловались, что не успели посетить из-за насыщенной программы самого кинорынка, а им интересно, и нужно понимать, когда фильмы предлагают в прокат, о чем речь.
- То есть интерес к украинскому продукту возрос?
- Конечно. У нас целый день был посвящен презентациям голливудских и российских проектов, а украинские представлялись полтора часа. Но это не «всего», а «целых» полтора часа, как мне кажется. Показательно, что в зале присутствовали и дистрибьюторы.
Другое дело, что не все продюсеры оказались готовы к мгновенному интересу со стороны кинотеатров и дистрибьюторов. Вот только что прокатчик подошел ко мне и говорит, что ему понравилось три проекта – просит познакомить с режиссером или продюсером. А творческие группы некоторых фильмов сразу ушли… Конечно, мы помогли им обменяться телефонами, так что дистрибьютор продюсера в итоге нашел.
- То есть, хэппи-энд у истории будет.
- Мы в этом заинтересованы - ведь кинорынок является в первую очередь площадкой для общения. Многие видят друг друга впервые именно здесь.
- Какую-то принципиальную разницу между летним и зимним кинорынками вы для себя отметили?
- Да. Зимний кинорынок более расширенный: у нас больше эксклюзива, больше звезд, больше новинок оборудования, больше возможностей.
- А с чем это связано, как вы думаете?
- Летом в рамках Одесского кинофестиваля и без того много значимых событий, мы планируем свои мероприятия с учетом премьер, эксклюзивных показов основной программы ОМКФ, работы профессиональной секции. Зимний же кинорынок автономный, и мы можем программу разнообразить своими ресурсами.
Что ж, судя по всему кинорынок удался, и если все пойдет по плану, будущий год для украинской киноиндустрии окажется весьма насыщеным. Я для себя уже приметила интересные проекты, к которым обещаю присмотреться. И о них обязательно расскажу вам подробнее.
Фото Иванны Зубович