Княжицкий, Ильенко или фаллос: кто победит в войне за кинематограф
Присмотритесь к фото: видите символ, который очень бы потешил дедушку Фрейда? Это, по мнению Николая Ильинского, будущее, которое ожидает украинский кинематограф. И появился он в стенах Дома Кино не просто так. О том, что ожидает кинематограф за законодательным горизонтом, что за странные законопроекты нарисовались на нем внезапно и куда теперь бежать собственно киносообществу, его представители собрались выяснить на общественном обсуждении. И мнение свое уважаемые мэтры высказывали, как видите, без купюр, так что не стану церемониться и я.
Чтобы эта история была понятнее, начну с небольшого пролога. Как вы уже знаете, в июле усилиями представителей индустрии собралась инициатива #КіноКраїна - с помощью и при поддержке Госкино участники рынка решили, что давно пора реформировать отрасль. Помимо всего прочего, то есть создания нового украинского контента и нового украинского дискурса, #КіноКраїна озаботилась и юридической поддержкой вопроса: собирала круглые столы, совещалась с представителями профильных союзов и общественных организаций, вела переговоры с Кабинетом Министров и готовила новый реформационный законопроект, который обеспечил бы эффективную деятельность всех участников рынка.
Но 14 сентября 2015 года главный законотворец медиаполя Николай Княжицкий и его постоянный писарь Юрий Крайняк внезапно зарегистрировали законопроект «Про господдержку кинематографа» №3081, в котором предлагают альтернативную реформу кинематографа. Потому что индустрия и ее инициативы предполагают, а нардепы располагают.
Киносообщество в лице Национального союза кинематографистов Украины было, мягко говоря, в шоке от такого внимания к своей отрасли - очень неожиданного после долгих лет игнорирования проблемы. И собралось на общественное обсуждение текста законопроекта. А чтобы не быть голословными, адресовать все свои вопросы и замечания решили Николаю Княжицкому, Юрию Крайняку, и также третьей стороне - Филиппу Ильенко и не наделенным государственной властью представителям #КіноКраїни.
Старая гвардия на низком старте, и, поверьте, им есть что сказать
Модерировать дискуссию доверили Владимиру Филиппову, главе Общественного совета при Госкино
Заинтересованных вопросом было много: продюсер Елена Фетисова
Актер и продюсер Олег Щербина
Программный директор ОМКФ Антельм Видо
Аниматор Владимир Лыков
«Да так и стульев на всех не хватит!» - забеспокоились в президиуме встречи
Но в Доме Кино стулья всегда найдутся
Если что, Сергей Трымбач свои поднесет
Главные «противники» - Николай Княжицкий
и Филипп Ильенко - дали интервью телеканалу «Культура». И в бой
Сергей Трымбач открыл заседание кратким приветствием собравшихся и пожеланием успехов
После чего все точки над «i» расставил Филиппов:
- У нас на повестке дня два законопроекта. Хотя говорят, даже о третьем идет речь. Мы в Общественном совете уже много слышали об идеях Филиппа Ильенко и #КіноКраїни, с ними мы знакомы. Но теперь речь идет о другом законопроекте, предложенном комитетом ВР по вопросам культуры и духовности. Об этом законопроекте мы не знаем ничего. Поэтому правильно будет выслушать Николая Княжицкого, потом ответ Филиппа Ильенко, а затем обсудить. И очень хотелось бы, чтобы пан Княжицкий обратил особое внимание на то, почему в его проекте так много внимания уделяется созданию Киноинститута, и так мало - другим важным аспектам кинематографа, таким как развитие проката и дистрибуции, промо. Почему в предложенной им бальной системе украинскому языку уделается всего 4 балла. Ну и почему проект был зарегистрирован, а мы о нем ничего и не слышали?
«Я болен!» - сразу предупредил Княжицкий
- Идеология законопроекта... Философия нашего законопроекта фактически в том, что мы взяли за основу польскую систему регулирования киноиндустрии.
- Да он полностью списан с польского закона! - раздался крик из зала.
- Во-первых, хочу сделать ударение на том, что текст законопроекта не окончательный, в него еще могут вноситься правки.
- Его будут слушать уже через три дня! - раздался еще один возмущенный крик.
- Мы проводили общественные обсуждения - прямо в этом зале! Спросите у ГО «Телекритика»! - возмутился Николай Леонидович. Зал недоуменно переглянулся, но промолчал. - Так вот, философия законопроекта в том, что существует телевидение, но это бизнес. В Европе телевидение - это коммерческий проект. И с точки зрения этой философии, государство не должно заботиться о тех сериалах, которые снимает телевидение. И то, что вам предлагает #КіноКраїна - это лоббистские интересы телеканалов. У Ильенко как у главы государственного агентства тоже есть свои лоббистские интересы. А у меня их нет! Мне просто кино нравится.
Даже прожженные кинематографисты, чье обсуждение я успешно подслушивала, удивились противоречивости Николая Княжицкого. Где логика: о запрещении чего-то телеканалам государство заботиться должно, а как помогать - не должно? Неужели и к кино у нардепа будет то же отношение? Да и к лоббистским интересам Филиппа Ильенко в зале отнеслись с естественной симпатией - как-никак, а кинематографистов он и лоббирует.
Но Николай Княжицкий не сдавался:
- Наша идея в том, чтобы создать Украинский институт киноискусств, который будет независимым учреждением. Независимым в первую очередь от госбюджета. И этот институт будет иметь независимого руководителя. Не поймите неправильно - я считаю, что и Филипп Ильенко, и его предшественница Катерина Копылова были отличными менеджерами. Но они были политическими назначениями. Сменилось правительство - сняли Копылову, сейчас сменится правительство после выборов - снимут Ильенко. А вы, кстати, будьте готовы, что сейчас у нас, как в Италии, правительства будут сменяться каждые полгода.
Чтобы киноинститут был независимым от бюджета, мы создали схему финансирования, по которой кино будет финансироваться напрямую от сбора с государственных лотерей. Подробнее вам все изложит Юрий Крайняк.
«А на вопросы мои он так и не ответил», - сообщил Сергею Трымбачу Владимир Филиппов
«Речь ведь не о «сборе с лотерей», - задались вопросом в зале. - «И чем этот Киноинститут будет независимый? А как быть с украинским языком? А что по поводу дистрибуции, проката, промо?»
Николай Княжицкий и правда был болен, судя по всему, и передал слово Филиппу Ильенко
Глава Госкино, со своей стороны, в боевых действиях заинтересован не был
- Главное - не то, чей законопроект примут, а чтобы система зафункционировала. Киноиндустрия сейчас находится в сложной ситуации. С января 2016 года заканчиваются льготы на НДС для индустрии, и льготы по земельному налогу. Уже в течение месяца после окончания этих льгот можно считать, что все государственные киностудии - банкроты. Ни один - даже самый скромный по бюджету - фильм в Украине не может стать успешным в прокате. По той простой причине, что у нас нет достаточного количества экранов и кинотеатров. Если в столице и крупных городах этот вопрос сам собой решается, то в городах с населением меньше 250 тысяч зритель уже забыл, что это такое - ходить в кино вообще. Я молчу уже о том, чтобы ходить в кино на украинский фильм. Да и откуда зрителю знать о том, что украинский фильм есть, если никто не занимается его промо, за редким исключением? Мы много говорили и о «налоговых» возвратах - о том, чтобы иметь возможность привлечь иностранные инвестиции в Украину. Наш законопроект говорит также и о борьбе с пиратством в интернете, которое позволит, наконец, зарабатывать и в этой сфере.
Я знаю, что естественная для нас ситуация - это когда телеканалы вроде бы против кинематографистов. Но ведь во всем мире это не так! Во Франции телеканалы снимают кино, в Италии, в Чехии, в Венгрии - тоже. Наши медиахолдинги бесплатно - бесплатно, я это подчеркну - занимались промо украинского кино. В случае с фильмом «Поводырь» - даже два конкурирующих медиахолдинга! Ни копейки не взяв с продюсеров, они крутили дорогую телерекламу фильма в своих эфирах. Потому что преследовали какие-то свои лоббистские интересы, как вы думаете? Нет, потому что и телевидение, и кинематограф - это все одна индустрия производителей контента, и нужно создать такие условия, при которых всем в ней будет комфортно работать.
- Законопроект Николая Княжицкого - действительно новшество. Хочу подчеркнуть, что я как глава Госкино вообще не против создания Киноинститута. Мне вообще все равно, как это будет называться, хоть Фонд, хоть Агентство, хоть что угодно, лишь бы работало. Естественно, никто не против и создания прямого фонда финансирования кинематографа из сбора с лотерей - более того, это уже и так предусмотрено законодательно. Мы считаем, что нужно идти по пути объединения, а не раздора в индустрии, - продолжил Ильенко.
После того, как Президиум высказался, зал закипел вопросами и претензиями. Николай Княжицкий потребовал: «Если у вас есть конкретные опасения, выскажите их! Я не понимаю»
Тут свои весомые пять копеек добавил в общий кон Владимир Филиппов:
- Конкретное опасение есть у меня. Как продюсер, я имею тонну замечаний к законопроекту Филиппа Ильенко и инициативы. И такую же тонну замечаний к вашему. Но разница в том, что ваш законопроект будет голосоваться на следующей неделе. Помимо того, что объективно не хватает времени внести в него правки, есть опасение, что любой следующий проект Верховная Рада воспримет в штыки. Мол, мы же только что за закон о кино голосовали, чего они еще хотят? И наши вопросы невозможно будет вынести в зал еще несколько лет!
Но я хочу подчеркнуть, что мы в целом не нападаем сейчас на законопроект, и не хочу, чтобы вы подумали, что нам это не надо. Все эти замечания - с целью его улучшить.
Филипп Ильенко прикидывал, успеет ли за неделю составить мировую
А Николай Княжицкий, похоже, проблемы в том не видел вовсе
- Так в чем опасение? Мы примем Закон, по которому кино в следующем году гарантировано получит финансирование. Будет создан независимый киноинститут с независимым от правительства главой. А телеканалы пускай разбираются сами.
Николаю, видимо, понравилось своими художествами, далекими от сути процессов в индустрии, стравливать телеканалы.
Режиссер Любомир Левицкий почувствовал, что сейчас начнется цирк, и начал снимать короткометражку
Людмила Добровольская же недоверчиво смотрела на президиум - что, и прокатчики с дистрибуторами должны разбираться сами?
Игорь Савиченко тоже не был в восторге от предложения
А Олег Фиалко - категорически против предложений Княжицкого:
- Вы хотели услышать наши опасения? Во-первых, если оставить финансирование кино на договорные отношения между Институтом и лотереями, а госбюджет просто умоет руки, мы не получим ни копейки из этих средств! Лотереи без государственного контроля никогда не отдадут деньги киноинституту добровольно.
Это мнение разделяли, кажется, все собравшиеся
Отношение к озвученным законодательным перспективам читалось в глазах Ольги Вагановой и Игоря Коваля
Сергей Васильев тоже не понимал, как все это укладывается в рамки здравого смысла
Юрий Крайняк попытался возразить
- Но заключение договора будет обязательным условием получения лицензии.
Юристы в зале тут же выпали в осадок. Коллективное возмущение тем, что принудительные договорные отношения не согласуются ни с гражданским, ни с хозяйственным кодексом, ни даже с теорией права, а уж заставить лотерею выполнять условия такого принудительного договора в украинских реалиях - вообще невозможно!
Иван Козленко, директор Центра Довженко, выступил со своим рациональным замечанием
- Надо определиться, что же за Институт предлагается создать. Если это будет отдельный Фонд, который будет управлять негосударственными средствами - это хорошо и правильно. Это разделение - госфинансирование через Госкино, негосударственное - через отдельный фонд и Институт. Если же Институт будет заниматься и госбюджетным, и независимым финансированием, то нет никакого смысла множить сущности, потому что Институт будет автоматически подвергаться тем же проверкам, что и любое госучреждение - а это КРУ, проверки, требования по госзакупкам и т.д.
«И вообще знаем мы, зачем вам Киноинститут» - начал Николай Ильинский
- Вы создаете киноинститут по указке Сергея Таруты (члена комитета ВР по культуре и духовности, главой которого является Николай Княжицкий, - МН). И он хочет видеть во главе этого Института Катерину Копылову. Которая уже довела наш кинематограф знаете до чего? Я вам покажу иллюстрацию! Она уже разворовала более полумиллиарда гривен госбюджета.
Возмущение кинематографистов выплеснулось на собрание ливнем, да так, что цитировать неудобно
И снова поднялся вопрос украинского языка - попросили разъяснить, как этот вопрос с 4% за украинский язык в определении украинскости фильма решает законопроект Ильенко и #КіноКраїни
Ответ держала Евгения Дербал
- Согласно нашему проекту, балльная система используется. Точнее, даже три балльные системы - потому что речь идет отдельно об игровых, о документальных и об анимационных фильмах. Но требование о том, что в украинском фильме основная звуковая дорожка была на украинском языке, не касается балльной системы.
- Это не всего 4%, а 4 балла из 20! - возразил автор законопроекта Юрий Крайняк
- Не 20, а 38, - тут же документально подтвердили из зала
Пока продолжались скандалы
И выяснения отношений
Виктор Андриенко внес рационализаторское предложение
- А давайте вместе с игровым еще и наркобизнес легализируем, и налог на кино пустим.
В общем, шоу с общественным обсуждением законопроекта зритель смотрел с благодарностью
Смеялись даже юристы
Но терпения хватило не всем
И не надолго
К важному вопросу - почему в законопроекте Николая Княжицкого единственная форма отношения продюсера и Киноинститута - это займ, и почему продюсер после 5 лет должен передать права на свою работу в библиотеку Института, а не оставляет их за собой - публика разбежалась. Зря!
Общественное обсуждение решением Владимира Филиппова в итоге постановило два законопроекта объединить, все противоречия - вынести в сравнительную таблицу, и постараться как-то привести к согласованию все вопросы до голосования Закона в первом чтении.
Позволю себе небольшую ремарку. В известной притче про рыбу и удочку мораль сей басни уже озвучена, но ее, похоже, придется еще не раз повторить: киноиндустрия, как и телеиндустрия - выгодный бизнес, который не попрошайничает у государства и ходит с протянутой рукой, а наоборот, платит в казну достаточно большой налог, и даже в таких условиях себя отлично чувствует. И это не миф о Голливуде, а реалии очень многих стран мира. И любой законопроект о государственной поддержке кинематографа должен работать в двух направлениях - инфраструктуры, которая сделала бы эту индустрию прибыльной для всего государства (то есть развития условий, в которых фильмы могли бы сами себя окупать), и создания фонда, который бы финансировал социально важные проекты на госзаказе - идеологические фильмы, детские фильмы и просветительское кино. И в пылу баталий законопроектов хотелось бы напомнить, что самодостаточность отрасли все же важнее, чем вопрос, кто посидит на распиле госбюджета следующие несколько лет. Тогда, может, и индустрия перестанет напоминать тот самый фаллический символ на картинке.
Фото Кирилла Авраменко