«Нужно делать хорошее кино. Но важно найти зрителя и убедить его посмотреть». Создатели фильма «Інфоголік» о секретах киномаркетинга
Обычно на мастер-классы я иду с намерением написать как можно более краткий конспект, чтобы быстренько и в сжатой форме все вам пересказать. Но для любого правила рано или поздно находится исключение. Как, например, мастер-класс, он же case study и сеанс групповой психотерапии от команды фильма «Инфоголик». Не скрою, мне хотелось цитировать почти каждое слово, и только большая просьба организаторов не выкладывать сразу все карты на стол меня остановила.
В случае «Инфоголика» есть о чем говорить. С одной стороны, это дебют канала «НЛО TV» и продюсера Ивана Букреева в большом кино, с другой - дебют в украинском кино (если не считать долгоиграющей, но пока так и не дошедшей до экранов комедии «Давай танцуй!») дистрибутора MMD, ну а с третьей - это первая успешная адаптация формулы фильмов студии «Квартал 95» маленьким продакшеном, маленьким бюджетом и сугубо для внутреннего рынка.
Представляю вам краткое резюме вчерашнего разбора полетов. Но напоминаю, что если вы имеете какое-то отношение к кинопроцессу, или просто хотите, чтобы фильмы в Украине не только снимались, но и доходили до зрителя, и вдруг неподалеку от вас авторы «Инфоголика» решат повторить это мероприятие - обязательно идите и проверьте все лично.
Дистрибутор фильма Роман Мартыненко (MMD) и продюсер Иван Букреев ждут, пока гости освоят мини-фуршет
Алене Ницко тоже есть что рассказать о фильме, ведь премьера прошла в кинотеатре «Синема-Сити», и во многом фильм успешен благодаря работе с кинотеатрами
Но на самом деле собравшихся увлек не фуршет, а подарки от создателей фильма.
И даже не забрендированый блокнот
А схематический план промо-кампании фильма
Если вы интересовались, почему мастер-класс платный - кроме вполне весомого багажа знаний посетители вынесли оттуда и вполне прикладные документы. Которые только бери да применяй.
Кстати, о тех, кто применять собрался:
Режиссер «Инфоголика» Валентин Шпаков (еще одного режиссера Владислава Климчука не нашла)
Директор кинотеатров «Магнат» и «Бумер» Сергей Зленко и сооснователь агентства по промо фильмов C4 Валерий Козлитинов
Елена Мартынова, которая знает цену хорошей маркетинговой стратегии (а Плюсы как раз заактивничали на ниве создания полных метров собственного производства, комбайн купили)
А вот семейство Ногиных работает посменно. Первую половину мастер-класса слушала Олеся...
А потом ее сменил брат Андрей. Может, Final Cut собрались «Светскую жизнь» экранизировать?
Нана Суханова (Selena Films) собралась экранизовать Прохасько, так что ценные советы ей сейчас в самый раз
Марина Орехова, «специалист по Чернобылю», тоже знает, что лучше учиться на чужом опыте
А Геннадий Кофман своим примером доказывает, что документальное кино - это еще не повод отказываться от маркетинга и продвижения
Спросите пиар-див «Медиа Группы Украина» Сабину Абляеву и Елену Шрамко
Владимир Яценко тоже мотает на ус - и со стратегией продвижения «Ворошиловграда» сравнивает
Если присмотритесь внимательно, то и представителей студии «Квартал 95» найдете
И даже представителя «Инсайтмедиа» Аллу Овсянникову
Ну а пока кто-то своим присутствием валил горизонты...
«Инфоголик» валил устоявшиеся предубеждения при полном аншлаге - правда, в небольшом зале
Иван Букреев начал с главного - обозначил ряд задач, которые перед фильмами стоят, и проблем, которые нужно обойти
Итак, во-первых, по версии Ивана, в украинском кинематографе очень мало медийных актеров, знакомых публике и способных придать ускорение проекту. Здесь продюсеры решили пойти путем выращивания собственных звезд (в связи с этим, кстати, обещают что «Инфоголика» вполне может хватить на трилогию, а то и на пенталогию).
Во-вторых, «Инфоголик» пытался популяризовать в массах идею «концепт-трейлера» (а в месте с ней и совсем уж чуждую украинским кинематографистам идею long lead и того, что фильм нужно начинать рекламировать кинотеатрам еще до начала производства).
Роман добавил, что многие кинотеатры пока не уверены, что у украинского кино есть будущее и возможность собирать кассу, и их нужно не принуждать, перегибая через колено, а убеждать на практике - и даже рассказал, как именно
Кинотеатры в лице Алены Ницко добавили, что доверяют не только продукту, но и людям, которые его производят - а «Инфоголик» произвел на них впечатление, сравнимое только с эффектом «Квартала 95»
А еще Алена обратила внимание, что это исторические костюмированные драмы можно снимать годами, если не десятилетиями. А фильмы о современности устаревают очень быстро, поэтому те, кто презентуются на кинорынках из года в год, но никак не доснимут проект, теряют доверие кинопоказчиков.
С 2013 года в прокате образовался вакуум - запретили российские комедии, один из самых востребованных на рынке жанров, а украинцы замены не предложили. Так что «Инфоголик» случился очень вовремя.
Промо, как уточнил Иван, началось с августа 2016 года - с момента старта съемок
Роман добавил, что дистрибутор подключился уже на этом этапе, и кроме профессиональной прессы информацию long lead получали от них и кинотеатры. И подробно рассказал, как именно продвигать продут в медленной и активной фазах, когда и кому какую информацию рассылать, и кого из звезд фильма продвигать.
Также Роман объяснил, как «Инфоголик» работал с продакт плейсментом, и какие промахи допустил в этом процессе
И еще акцентировал разницу между концепт-трейлером и кинотеатральным трейлером, и как их правильно производить
Ольга Захарова, Алена Ницко и Роман Мартыненко обсудили, какой охват у рекламы кино на телевидении, в интернете, на радио, наружки и промо непосредственно в кинотеатре, и как ее использовать
Кстати, касса «Инфоголика» всего на 40% была собрана в Киеве, остальные 60% бокс-офиса - регионы.
Что касается конкретики - промокампания «Инфоголика», которую можно назвать «минимальным пакетом при использовании телевидения», обошлась в 6 млн грн (хотя практически вся эта сумма была бартером, реально затраченный кэш не превысил нескольких десятков тысяч). То есть в каждом конкретном случае бюджет зависит от отношений со СМИ
Иван Букреев подчеркнул также, что все рекламные выходы были таргетированными, ориентировались четко на целевую аудиторию фильма
Бренд-менеджер «НЛО TV» Людмила Гмыря объяснила, как команда «Инфоголика» вела внутреннюю коммуникацию по промо, как выходили в СМИ, как работали в соцсетях и с соцсетями. И добавила, как важно работать в синергии представителям производителя (в данном случае «НЛО» и «Мамахохотала») и дистрибутора (MMD)
Иван признал, что со сроками активной фазы промокампании «Инфоголик» немного не успел, и в следующий раз начинать будут раньше. А также подробно рассказал, какие именно материалы хорошо сыграли, а на какие будут делать ставку в следующий раз
Алена Ницко объяснила особенности работы с мейджорами и почему украинские фильмы получают такую роспись, с какой выходят
А дальше команда фильма честно 45 минут отвечала на вопросы слушателей мастер-класса... и чем дальше, тем веселее были ответы
Но всегда конкретные
Зал аплодировал «Инфоголику» с задором...
Многие пришедшие послушать украинские продюсеры - особенно фестивально-артхаусной направленности - к сказанному отнеслись со скепсисом, а на трейлеры «Инфоголика» посматривали косо. Но слова из песни не выкинешь. Если предположить, что зритель - это ягодная поляна, то, конечно же, через лес к ней можно попасть множеством разных тропинок. Главное, что должен понять продюсер, как показалось после мастер-класса лично мне - это то, что искать эту полянку и прорываться иногда через заросли должен именно он. А положить на обочине приманку и ждать, что земляника отрастит нижние конечности с сама в корзинку прыгнет, наивно даже в Припяти.
Со своей стороны хочу поблагодарить продюсеров «Инфоголика» (а также некоторых их коллег), которые не считают стыдным откровенно рассказать о таких, казалось бы, базовых вещах, как бюджет, особенности проката и сборы, и даже делятся такими тонкостями, как детали маркетинговой стратегии и личным опытом о том, что сработало, а что - нет.
Для украинского кинематографа, который только-только дорос до осознания того, что он - бизнес, «Золота дзиґа» - это черная икра, а вот такие знания и навыки - хлеб с маслом. Приятного аппетита.
А об особенностях продвижения фильмов мы с вами совсем скоро еще поговорим, так что следите за обновлениями.
Фото Кирилла Авраменко