Как журналисты пытали Грицака, а Грицак - журналистов. Первые итоги «Евровидения» от НОТУ
Не успела я выяснить у Тимура Мирошниченко, как на самом деле проходило «Евровидение», если смотреть на него по другую сторону камеры, как работники НОТУ подкинули мне очередной повод для радости. Рассудив, что пришло время собрать немного камней, исполнительный продюсер конкурса Павел Грицак созвал пресс-конференцию, на которой собрался рассказать народу о предварительных результатах мероприятия. Я надеялась на более подробный отчет, но с иллюзиями пришлось проститься практически сразу: Грицак заявил, что серьезный и детальный разбор полетов нам покажут только в июле, а нынешняя пресс-конференция - попытка отбиться от несправедливых обвинений, которые выдавал, например, Евгений Рыбчинский.
Другими словами, осознав, что речь сейчас пойдет о деньгах и их производных, я приготовилась внимательно слушать спикеров - самого Грицака, заместителя исполнительного директора по техническим вопросам Романа Керика и модератора Ольгу Козыренко
Моему примеру последовал и обнаружившийся в зале Александр Ксенофонтов - надо же поддерживать старых друзей и давних бизнес-партнеров
Но, вообще-то, журналисты мероприятию должного внимания не уделили - вон, смотрите, сколько свободных мест
Грицака это, впрочем, не остановило, и, традиционно вооружившись ручкой, он принялся раскладывать «Евровидение» по денежным полкам
Отдельно отмечу, что перед тем, как начать жонглировать цифрами и фактами, Павел сотоварищи пообещали, что ответят на все вопросы журналистов, но позже. Сперва нужно отстоять свою часть и рассказать, во сколько на самом деле Украине обошлась организация конкурса европейского масштаба
«Сейчас у нас намного больше времени для общения со СМИ, так что бы будем уделять этому вопросу максимум внимания, - сходу обнадежил Грицак и, наконец, перешел к сути. - Как вы уже, наверное, знаете, на конкурс было продано 64 тысячи билетов, около 40% из которых приобрели иностранцы. У нас очень хорошие показатели доходов от продажи билетов: при плане в 44 млн грн поступлений, мы перевыполнили его на 65% и заработали 72,5 млн грн».
Павел, конечно, своим спичем рассчитывал добиться другого эффекта, но лично во мне он с первых же минут посеял сомнения. Дело в том, что во мне еще живы воспоминания об увлекательном квесте одной журналистки, покупавшей билеты на конкурс, а также о том, что изначально в стенах НОТУ планировали заработать 77 млн грн. Откуда сегодня взялась цифра в 44 млн - науке неизвестно… Но не будем отвлекаться, тем более, что Грицак уже покончил с билетами и решил восстановить у собравшихся хронологию событий в ходе подготовки «Евровидения».
А благодаря заботе пресс-службы организаторов, я могу показать вам ее наглядно
«Я приступил к исполнению своих служебных обязанностей в качестве исполнительного продюсера «Евровидения» 14 декабря 2016 года, - пустился в воспоминания Павел. - Вы могли встречать в СМИ обвинения, что после этого в течение нескольких месяцев ничего не делалось, но, как вы видите, уже в 20-х числах декабря нами были заключены первые договоры».
Еще немного пройдясь по датам, Грицак как бы между прочим напомнил, что до его прихода никаким «Евровидением» в НОТУ, можно сказать, и не пахло - договоры не заключались, планы не составлялись, да и вообще, вся телекомпания была занята собственной реорганизацией. И тут, как в сказках, появился Он…
Но я снова отвлеклась, а речь, меж тем, уже зашла о, как сказал Павел, самой интересной части презентации - расходной. Сперва его вниманием завладел вопрос закупок, большая часть которых, как выяснилось, совершилась в марте-апреле 2017 года. «А до 15 декабря, повторюсь, не было заключено ни одного договора», - как бы невзначай напомнил Грицак.
В основном, освещение данного вопроса свелось к озвучиванию цифр на очередном слайде, так что я просто покажу его вам:
Апрель наглядно демонстрирует любовь украинцев откладывать важные дела на последний момент
Впрочем, как объяснил Павел, это было связано еще и с тем, что организаторы добровольно согласились на проведение всех связанных с «Евровидением» закупок через систему Prozorro: «Да, это заняло у нас определенное время, но при этом позволило и значительно сэкономить», - объяснил спикер.
Чтобы зря не тратить время, которого и так оказалось катастрофически мало (а еще ведь есть вопросы от журналистов, как вы помните), Грицак попытался объяснить, в чем именно эта экономия заключалась. Для начала присутствующим показали, во что Украине вылилось «Евровидение» в целом (20,4 млн евро вместо мелькающих в прессе и различных заявлениях 30 млн) и сравнили это с затратами других стран в минувшие годы. И, надо сказать, инфографика получилась весьма красноречивой:
Вы же помните слова Тимура Мирошниченко о том, что главный песенный конкурс Европы обошелся Украине сравнительно малой финансовой кровью? Вот и оказательство
«Как видите, Австрия в 2015-м потратила на «Евровидение» 38 млн евро, а Швеция в 2016-м - 23 млн, из которых 13 млн выделило шведское телевидение и около 10 млн - город Стокгольм. Подобную модель использовали и мы. Кстати, информация о том, что Швеции организация конкурса обошлась в 9 млн евро, не соответствует действительности. Мы в этом уверены, поскольку делали письменные запросы организаторам», - похвастал Павел.
Разобравшись с тем, что на самом деле «Евровидение» в Киеве получилось самым бюджетным (но только материально, а не качественно) за последние 9 лет, Грицак остановился на том, как и куда распределялись выделенные на конкурс деньги.
По его словам, из 738,9 млн грн плановых расходов 455,7 млн грн представляли средства госбюджета Украины, 200 млн - средства из бюджета Киева и 83,2 млн грн - средства от других поступлений (спонсорские деньги, продажа билетов и тому подобное).
«Важно, что было выделено 655,7 млн грн государственных средств, из которых потрачено лишь 520 млн грн. Мы пытались экономить каждую копейку, хотя то, что конкурс приходилось организовывать в чрезвычайно сжатые - немногим больше четырех месяцев - сроки, за которые фактически с нуля оборудовали павильон, закупили оборудование, смонтировали сцену и заключили необходимые контракты, накладывало дополнительные расходы», - объяснил он.
Если к этому моменту вы запутались в цифрах и мало что понимаете, то на помощь снова придет инфографика:
Вот так выглядели затраты организаторов,
а вот так - та самая экономия
На этом этапе у меня сложилось впечатление, что Грицак о «Евровидении» мог бы говорить часами, но он вовремя вспомнил, что рядом с ним сидит Роман Керик, которому тоже есть, что поведать
В задачи последнего входило рассказать о технической стороне организации конкурса. Зная о силе слайдов, Роман именно в них вложил всю самую ценную информацию, и ему оставалось только озвучивать картинки.
«Поскольку «Евровидение» - это, в первую очередь, телевизионное событие, то и основной упор мы делали именно на телетрансляцию. А ее, в свою очередь, делал преимущественно компьютер, поскольку на событии такого масштаба нужно максимально исключить сюрпризы прямого эфира», - объяснил Керик все возможные упреки в адрес организаторов, после чего показал еще одну красноречивую картинку.
Сухие цифры «Евровидения» выглядят почти так же захватывающе, как и само шоу, не правда ли?
В принципе, итоги в этой части тоже можно было бы подбивать целую вечность, однако о том, что журналисты жаждут задавать вопросы и получать на них ответы, вспомнили сами журналисты.
«Вы подводите итоги уже почти час, время в пресс-центре заканчивается, а нам еще даже не дали слова», - перехватила инициативу в свои руки журналистка Плюсов Валентина Мудрык.
Спикеры были вынуждены согласиться, поэтому первый (и практически единственный, как оказалось позже) вопрос задала сама Валентина. Касался он финансовой части конкурса, а именно - количества заработанных Общественным на «Евровидении» денег.
В очередной раз отметив, что нынешние результаты - промежуточные (поскольку НОТУ еще не успела рассчитаться с львиной долей подрядчиков и получить спонсорские и рекламные средства), Грицак снова принялся показывать слайды с цифрами, которые могли запутать кого угодно. Именно это и произошло с Валентиной, которая в течение добрых минут 20-ти пыталась подловить Павла и компанию на недомолвках.
Их разговор выглядел приблизительно так: журналистка пытается выяснить, почему поступления от билетов записаны в расходную часть госбюджета - Грицак показывает ей слайд, на котором эти поступления вписаны в расходную часть НОТУ; журналистка спрашивает, где учтены средства от ЕВС - Грицак отвечает, что пока нигде, поскольку до этого еще не дошли руки; журналистка недоумевает, почему до сих пор не расплатились с украинскими подрядчиками - Грицак советует поднять контракты, в которых указаны сроки по ним.
Последний вопрос был задан не просто так: у Плюсов, как оказалось, был припрятан козырь в рукаве, а именно - директор по продажам компании «Тоі-Тоі» Олег Бурханов, который и являлся одним из подрядчиков, ждущих оплаты своего труда. Суть его претензий сводилась к тому, что в подписанном с НОТУ контракте речь шла о том, что все расчеты с компанией организаторы «Евровидения» произведут до 31 мая, а по состоянию на вчера - 1 июня - этого так и не случилось.
Грицак на это начал отвечать, что услугами «Тоі-Тоі» (а это, чтобы вы понимали, установка и обслуживание биотуалетов) организаторы остались довольны, о долге знают и он обязательно будет погашен.
Вы не поверите, но на этом спикеры решили свернуть пресс-конференцию, и Ольга объявила, что пресс-центр пора освобождать
Но от журналистов избавиться не так-то просто, и, как только выпала такая возможность, они обступили Грицака в надежде задать свои вопросы
Впрочем, радоваться было рано: Валентина, так и не разобравшись в финансовых нюансах, решила, что все время спикера принадлежит ей, и снова и снова пыталась добиться от Павла четких ответов. Но его так просто не проймешь, он проявил себя мастером запутанных формулировок, и практически все оставшееся время было посвящено именно им.
Единственное, что удалось мне - задать вопрос о том, почему Стюарта Барлоу уволили с должности шоу-продюсера и правда ли, что он был против выступления Русланы на финале конкурса. На что Грицак, следуя своей загадочной стратегии, ответил, что Кристер Бьйоркман, занявший пост Барлоу, очень опытный и профессиональный человек. Да-да.
В общем, пресс-конференция получилась очень эмоциональной, но совершенно бесполезной. У меня сложилось стойкое впечатление, что на вопросы журналистов спикеры отвечать очень не хотели и максимально тянули время, демонстрируя красивые рисунки. Возникает закономерный вопрос: зачем тогда вообще было что-то организовывать, когда легко можно было обойтись выкладкой слайдов на сайте? Да и журналисты, не накануне профессионального праздника будет сказано, могли бы вести себя корректнее, ну или как минимум осознавать, что интервью от пресс-конференции отличается тем, что на последней собирается много коллег, у которых тоже могут быть вопросы.
Ну а о «Евровидении» теперь либо хорошо, либо никак - в конце концов, его посмотрели 180 млн зрителей по всему миру, и каждый из них увидел, что Украина - красивая и гостеприимная страна. А это, как сказал Грицак, дороже любых денег.
Фото Кирилла Авраменко