«Вы не поверите, сколько сценаристов пропадали, получив ответ на заявку: «Хорошо. А дальше?» Скрижали мудрости для телесценаристов на «Медиазавтраке MRM»
В мире сценариев, особенно сценариев телевизионных сериалов, существует своя внутренняя логика. Даже сценаристы, продюсеры и их гибрид - шоураннеры - с этим соглашаются. Да и в рамках написания и реализации сценария все друг с другом согласны, как выяснилось 27 июня на «Медиазавтраке с МРМ».
Так что я заранее извиняюсь, но мне приходится транслировать с «Медиазавтраков» такие противоречивые послания потому, что они там прозвучали, а не потому, что у меня не по сезону обострилось раздвоение личности. По результатам первого «Медиазавтрака» мы выяснили, что со сценаристами на рынке беда, по результатам второго - (СПОЙЛЕР) что все прекрасно, никаких проблем нет.
Впрочем, меня такой когнитивный диссонанс не устроил, и путем проб, ошибок и допроса с пристрастием нескольких участников процесса я выяснила, под каким именно кустом рылась собака и почему правда, как обычно, где-то посредине.
Но обо всем по порядку. Вначале - завтракаем.
Андрей Бабик, Олеся Лукьяненко и Елена Васильева предпочитают еде общение
А уж чтение-то!
Вообще гости обходились на завтраке водой, кофе и чаем, игнорируя круассаны. На диете все, что ли?
Ну Артему Вакалюку простительно - он модерирует, нельзя же с полным ртом вести дискуссию
Андрею Бабику тоже - он вещает
Дискуссии в том виде, которого вы, наверное, ожидали, не получилось - все со всеми были любезны, во всем согласны и всячески друг к другу благосклонны. Поэтому вместо диалектики просто процитирую вам самое яркое. От Андрея Бабика, например:
- «Сценаристам нужно завязывать с инфантилизмом, учиться вести переговоры и самим следить за тем, чтобы с ними были заключены договоры на устраивающих их условиях».
- «Сценарная заявка должна давать продюсеру четкое представление о бюджете проекта. Для этого больше двух страниц не надо».
- «Заявка - это хорошо, но продюсеру она не нужна. Ему нужны 20 сценариев по 45 страниц, а не гениальные идеи».
- «Мой совет начинающим сценаристам - уберите подальше свое эго, первые 5-7 лет в профессии вы будете никем. Карьеру вам сделают ваши скромность и трудолюбие».
- «Прежде чем сценарист начнет искать себе агента, он должен понять, зачем? Ему нужен агент или менеджер?»
- «Сценарист, который громче всех требует роялти, должен трезво оценивать, за что он может это роялти получить. Сколько раз его сериал продали за границу, сколько раз продали формат?»
- «В Гильдии сценаристов Украины 12 членов. Это общественная организация, членство в ней добровольное. Когда заходит речь о взносах хотя бы по 50 грн с члена, все сразу возмущаются. При этом требовать от Гильдии всего, что в ее компетенции и что в нее даже не входит, горазд каждый».
Олеся Лукьяненко говорила примерно о том же, но с позиции продюсера:
- «В FILM.UA Group самый простой путь - прислать свою заявку или сценарий креативному продюсеру на e-mail. Единого подхода к оценке сценариев у меня нет. Ну разве что самые широкие - чтобы он был интересный, оригинальный и жизнеправдивый».
- «Все наши контакты легко найти. На рынке не так много каналов и продакшенов».
- «Какой пакет нужен от начинающего сценариста? Заявка, синопсис, затем поэпизодник, сценарий серии. Одной заявки недостаточно - нужно понимать, способен ли автор написать сценарий, а не только заявку. Вы не поверите, сколько сценаристов пропадали после того, как в ответ на их письмо с заявкой я говорила: «Хорошо. А дальше?».
- «МРМ издали книгу о том, как в Голливуде сценаристы становились шоураннерами. Обязательно к прочтению. Начинающие авторы должны понимать, что это дело не одного года».
- «Настоящий ад для продюсера - это место, где он круглосуточно вынужден смотреть все то, что наснимал».
- «Мы рассчитываем на то, что в следующем году Госкино начнет поддерживать производство сериалов. Пока же денег на производство высокобюджетных сериалов ни у вещателей, ни у продакшенов нет».
Елена Васильева много говорила и о позиции телеканалов вообще, и Плюсов конкретно:
- «Сценаристу, по большому счету, не должно быть интересно, успешен ли продукт, снятый по его сценариям. И даже снят ли он вообще. Из своего опыта работы на Западе могу сказать, что из 15-ти проектов 14 умирали на стадии преродакшена. Естественно, и сценаристы, и продюсеры испытывают фрустрацию от невозможности реализовать свою идею, особенно, если в нее вложено много сил. Но тут важно построить отношения так, чтобы получить свои деньги вне зависимости от того, началась ли съемка проекта и вышел ли он в итоге на экраны или в эфир».
- «О стоимости серии предпрайма не могу вам сказать ничего. На Плюсах давно в этом слоте уверенно себя чувствуют покупные сериалы из Турции. Для прайма мы снимаем от $40 тыс. за час. Да, раньше о таких расценках мы говорили только в контексте закупного контента, но это наши реалии».
- «Сериалы - это не станок, печатающий деньги. Упали прибыли всех - и каналов, и продакшенов, и сценаристов. Сейчас это вопрос выживания для всей индустрии. Да, рынок вышел из пике с ущербом для всех его участников, но ведь вышел».
- «Глупо обвинять телеканалы в том, что они злоупотребляют мелодрамой и в том, что они не экспериментируют. На «1+1», например, комедии намного больше, чем мелодрам - порядка 60%. Мы экспериментируем с несколькими проектами в год как минимум. «Последний москаль», «Столетие Якова», «Кандидат» - все эксперименты. Что видно и по рейтингам: некоторые заходят, некоторые проваливаются».
- «Не путайте украинское телевидение с платными американскими каналами. Подписка на HBO, на Showtime - это под $120 в месяц, и для американской семьи тоже недешевое удовольствие. Поэтому каждый раз - сознательное решение. В Украине по-настоящему платных каналов два - это «Футболы».
- «Продюсеры тоже имеют определенный запас прочности и смелости, и с каждым провальным проектом этот запас исчерпывается». Поэтому, добавлю от себя, требовать от них постоянно рисковать, да еще и большим бюджетом, можно только, если сценарист может доказать свою успешность кассовыми или рейтинговыми проектами в фильмографии.
- «Репертуарные изменения на телеканалах, причем радикальные - вопрос трех-пяти лет».
Алексей Терентьев из Star Media говорил о высоком:
- «Писать должны носители языка, поэтому для англоязычной аудитории нам пишут испанские авторы». Вы тоже заметили в этом тезисе противоречие?
- «Предпочитаю короткие заявки - суть проекта и сколько это стоит. Если заявка на 5-6 страниц, к третьей я обычно уже засыпаю».
- «Вся работа у нас движется к Writers Room». Кстати, здесь остановлюсь подробнее - это единственная тема, вызвавшая на завтраке спор. Ну как спор... Все понимают, что writers room эффективен, работается так быстрее, но каждый отдельно взятый сценарист на «Медиазавтраке» - кот-одиночка и предпочитает гулять сам по себе. Единственное, что за глаза «Квартал 95» женили, сказав, что они, как и остальные выходцы из КВН, работают как раз в авторских коллективах, и работают отлично. И этому можно научиться. Только все предпочтут, чтобы учились этому некие сферические сценаристы в вакууме.
- «Я работаю со сценаристами, которые делают так, чтобы мне было удобно с ними работать. Если они ценят мое время - я ценю их усилия».
- «Важно «попасть в обойму», поработать на площадке, общаться с продюсером. Если у меня, например, появляется идея, есть сценаристы, которым я могу позвонить, потому что я с ними работал».
Алина Семерякова больше хвасталась:
- «Я без работы не сижу уже 10 лет. Сейчас разморозили и запустили в девелопмент, например, мой байопик о Фаине Раневской».
- «Меня знают как сценариста, у которого телеканалы, «Первый», РТР, принимают сценарии без правок. Потому что я регулярно работаю сценаристом на телевидении, я знаю, чего они хотят».
А вот самый решительно настроенный сценарист Игорь Швецов немного даже возмущался:
- «Заявка на две страницы дает работу как минимум сотне человек. Поэтому сценарист должен быть уважаемой профессией».
- «Индустрию постоянно штормит, то влево, то вправо. Сейчас состояние стало «стабильно плохое». Это хорошо, это хуже, чем «плохо в динамике».
- «У меня эта работа вызывает часто фрустрацию. Сколько раз сценарии выкупают, но не снимают! Потому что продюсер хочет потратить денег, снять хорошо».
- «Рынку по-настоящему хорошие сценаристы и не нужны вовсе. Те, кто развивается, кто в курсе новых мировых трендов, кто прокачанный, их сценарии канал или продакшен сейчас просто не снимет - им нужно что-то попроще».
Вот в таком тоне «Мир, дружба, жвачка» и прошел «Медиазавтрак». Не хватало только костра в центре комнаты и дружного запевания про солнышко лесное.
Впрочем, у слушателей было что возразить.
Часть сценаристов возмущалась, что гонорары им платят украинские, а продукт потом продают на российские рынки, где все это стоит гораздо дороже
Ольга Гудзь призадумалась
Возмущались так же и тем, что на каналах работают редакторы, они же - псевдоагенты, которые требуют откаты за то, чтобы пропустить сценарий дальше. Продюсеры, уточню, такой практики не поощряют.
Я же, внимательно выслушав все претензии, задала сценаристам вопрос попроще: в течение года в действие вступают новые законодательные нормы, а с ними - языковые нормы. Готовы ли авторы писать на украинском языке? Сценаристы дружно ответили, что готовы. Продюсеры же сказали, что проблема чаще не в сценарии, а в актерах, не способных хорошо прочесть украинский текст. Спорить не буду, но вне стен «Медиазавтрака» я слышала и менее радужные оценки ситуации.
Впрочем, если вы не заметили, на «Медиазавтраке» поговорили о наболевшем далеко не все сценаристы Украины. За столом собрались преимущественно авторы драм и детективов для телевидения (комедийных авторов я не заметила вообще) и продюсеры, непосредственно в процессе съемок сериалов участвующие. Заметила это не я одна - так же на мой вопрос ответил и Андрей Бабик.
- Здесь собрались не те продюсеры, что на прошлом мероприятии. Там были генеральные продюсеры каналов, здесь - креативные продюсеры, которые непосредственно со сценаристами работают. Конечно, у них другая оценка ситуации. Поэтому и тезисов про «катастрофическую нехватку сценариев и сценаристов» больше не звучало.
- Зато звучали вопросы к профессиональной Гильдии, которую вы возглавляете.
- Я повторюсь - это добровольное объединение. В нем никто не платит членские взносы. Что можем, мы делаем - да, возможно, нужно встречаться чаще, работать больше.
- В частности, вы немного попробовали свои силы в лобби - работе в Общественном совете при Госкино.
- Да, это был очень полезный опыт.
- Не считаете, что сейчас самое время активизировать лобби-активность Гильдии? Ведь разрабатываются процедуры, по которым будет работать индустрия ближейшие пять-десять лет.
- Посмотрим.
- Вернемся к вопросу Госкино. Завершился Десятый конкурс, последний по «старым правилам».
- Да, со следующего питчинга уже предположительно заработают нормы новых законодательных и подзаконных актов о государственной поддержке кинематографа, питчинги будет проводить уже Экспертный совет, на них будут слушаться как кинопроекты, так и сериалы.
- Не считаете ли странным, что в Экспертной комиссии нынешнего состава был всего один сценарист, и тот скорее кинокритик?
- Мы подавали две кандидатуры, но они не прошли. Видимо, кто-то посчитал, что сценаристы среди экспертов менее важны, чем актеры и режиссеры.
- Не собираетесь ли выдвигать от Гильдии кандидатов в Экспертный совет?
- С одной стороны, конечно, важно, чтобы сценарист в состав вошел. С другой - неэтично, если сценарист будет в составе совета, участвовать в питчинге со своим сценарием.
- Ну вот продюсеры из пока действующей комиссии не стеснялись подавать свои проекты.
- Это на их совести.
- Ну и наконец, не считаете ли, что на питчингах Госкино проекты сериалов и кино должны оценивать разные люди?
- Конечно! Надеюсь, так и будет.
Ну и вместо резюме - и для сценаристов, и для продюсеров.
Предполагая, что генеральных продюсеров и директоров каналов на «Медиазавтрак» со сценаристами ждать нет смысла, я превентивно задала ряд вопросов топам. И услышала их видение ситуации. Сценаристов не хватает, потому что не хватает сценариев на украинском здесь и сейчас. Квоты вступают в силу уже совсем скоро, запускать в производство украиноязычный контент нужно прямо сейчас, и его должно быть очень много. Сценаристов не хватает настолько же, насколько и актеров, и режиссеров, и вообще всех специалистов, чтобы успеть уложиться в дедлайны, установленные новым законодательством.
Так что обижаться тут творческим натурам действительно не на что, лучше - воспользоваться советом, не раз прозвучавшем на завтраке: чуть-чуть усмирить свои эго и амбиции, учиться работать в writers room и продолжать искать с продюсерами общий язык. С креативными - они для того и существуют, чтобы генеральные продюсеры каналов не обрушивались своей мощью на одного маленького писателя со своей заявкой. Ну и воспользоваться другим советом: не обижаться, если проект не зашел в производство или его заморозили, а договариваться так, чтобы всегда получать свои деньги, даже за нереализованные сериалы.
А лично я буду с нетерпением ждать следующего «Медиазавтрака». Похоже, это ежемесячное мероприятие вскроет еще не одну проблему индустриального масштаба, надо только подождать.
Фото Кирилла Авраменко