Спасти Сенцова и кино. Кто, как и зачем открывал иную, майскую «Молодость»
В последнее время украинские кинематографисты перешли на новый календарь, с которым сверяются прежде любых других. Поэтому не лишним будет сказать, что Киевский международный кинофестиваль «Молодость», который открывали 27 мая на Почтовой площади, на самом деле открывался не в мае, не на День Киева, а на 14-й день бессрочной голодовки политузника РФ, украинского кинорежиссера и сценариста Олега Сенцова.
Который, напомню, с Украиной «разом i до кiнця». И со стороны украинцев было бы странно не ответить ему взаимностью. Они и ответили, по крайней мере на «Молодости».
Призыв спасти Олега, дружно понимая собственное бессилие перед безжалостным катком «правосудия» в Российской федерации, повторяли абсолютно все. Римма Зюбина, например, по традиции прошлась по красной дорожке в наряде, призывающем дать свободу Олегу.
Оранжевый постер с надписью #FreeSentsov мог получить любой желающий гость церемонии открытия. Желающими были все (например, Елена Узлюк).
На церемонии открытия об украинском режиссере, который голодает уже две недели и незаконно удерживается в России с 2014 года, говорили много. Призывали дипломатов и иностранную прессу пытаться влиять на решение президента РФ Владимира Путина, выражали солидарность. Впрочем, все понимали, что от призывов - и даже от давления - может оказаться очень мало проку. А некоторые и вовсе утверждали, что любые акции солидарности только усложняют возможный обмен Олега. Но об этом мы поговорим уже завтра.
А сегодня - расскажу вам, как открывалась «Молодость». И, что важнее, зачем.
Первым к сцене на Почтовой площади прошел директор фестиваля Андрей Халпахчи. Привыкайте: редкое фото «Молодости» обходится без этого Фигаро
Если он не сопровождает очередного «дорогого гостя», то гость сам находит Халпахчи
Кстати, в этом году, в рамках 47-го КМКФ «Молодость» покажут 176 фильмов на шести новых киевских локациях. Среди них - open-air площадки Почтовая площадь и клуб «ЮБК» на Трухановом острове. «Молодость» впервые с 1970-х задействует открытые площадки: что поделаешь, в ноябре (раньше фестиваль проходил именно в конце осени) особо не позаседаешь в парках на свежем воздухе. Май в этом смысле куда как благополучней.
Год назад перенос «Молодости» на май в узких кругах кинокритиков и поклонников фестиваля вызвал бурю осуждения. У меня есть что им возразить - но обсудим это, как только досмотрим все фото.
Кинокритик и редактор отдела «Культура» издания «Левый берег» Дарья Бадьер и режиссер Марина Степанская, которые в этом году вошли в состав жюри «Молодости», кажется, не произвели должного впечатления на самую юную гостью церемонии открытия (на руках у Андрея Исаенко)
А вот гостья чуть постарше, в нежно-розовом, кажется, прониклась интересом к продюсеру Юлии Чернявской (которыая вместе с Олегом Щербиной получила не только свой аккредитационный пакет, но и постер в поддержку Сенцова)
ОМКФ в лице Антельма Видо и Юлии Синькевич - за Олега,
Как и продюсер Андрей Суярко
Или режиссер-документалист Сергей Буковский
Ну и, естественно, главный рулевой патриотичного кино Украины - министр культуры Евгений Нищук. Который не только распоряжается средствами на патриотические фильмы, но и лично в каждом снимается
Римма Зюбина, кстати, выходила на красные дорожки в нарядах с Олегом Сенцовым до того, как это стало модным
Лариса Кадочникова не изменяет себе: кажется, над актрисой совершенно не властны ни погода, ни актуальная повестка дня
А вот Роман Балаян - в курсе всего самого важного
Мэр Киева Виталий Кличко тоже не упускает из виду актуальную повестку дня, но только в той части, которая касается его работы
А Алексей Тритенко в очередной раз подтверждает свой статус самого решительного в вопросах black tie. И не только black
Большей солидарности, чем когда ведущие церемонии попросили поднять постеры в поддержку Олега Сенцова, я среди украинский кинематографистов не припомню...
Кстати, вот они: Тоня Ноябрева, Виктория Трофименко, Вячеслав Довженко и Роман Луцкий. По профессии мальчики - в кадре, то есть актеры, девочки - за ним, то есть режиссеры. Но роль ведущих всем удалась
Как минимум, публика смеялась над шутками...
поддерживала флэшмобы и внимательно слушала спикеров
Кстати, о спикерах: на церемонии выступил вице-премьер-министр Украины Павел Розенко. Он призвал к освобождению Олега Сенцова и других украинских политзаключенных в РФ
Виталий Кличко же напомнил, что его задача как мэра - привлекать как можно больше разных мероприятий и событий в Киев
В чем задача министра культуры Евгения Нищука, по крайней мере в части патриотического кино, выяснять будем отдельно
«Фестиваль был основан в 1970-м, как обзор фильмов студентов Карпенко-Карого. И «Молодость» проходила весной. Мы возвращаемся к своим корням», - объяснил генеральный директор кинофестиваля Андрей Халпахчи.
«Корни», в данном случае - это отказ от традиционного дворца «Украина» и его несколько нафталиновых интермиссий, упрощение дресс-кода, и вообще стремление быть ближе к народу. Причем к вполне конкретной его части - той самой «молодости», которая стала для фестиваля титульной.
И если сейчас главный трибьют от нашего округа 12, узник Капитолия Олег Сенцов - больше символ для молодежи, чем живой человек, то и фестиваль вполне естественно его идентику заимствует.
Фильмом открытия фестиваля, после по-молодежному бодрой церемонии, стал триумфатор Берлинале этого года, проект «Рыло» Малгожаты Шумовской (о которой, кстати, мне в эксклюзивном интервью рассказала режиссер Агнешка Холланд). Ну а те, кто фильм уже видел, оставили церемонию открытия кинолюбителям, отправившись за шампанским и светской беседой.
Среди них - ведущие СТБ Ольга Волкова и Надежда Матвеева,
Дмитрий Томашпольский и балерина Катерина Кухар,
с недавних пор кинопродюсер, что объясняет Ray Ban Special Edition, Юрий Горбунов,
И внезапно сменивший футболку с Сенцовым на рубашку и галстук Розенко
Семейство Шуровых обычно не пропускает ни одного крупного кинособытия Украины
Ну и самопровозглашенному «лучшему сценаристу Украины» Андрею Кокотюхе вообще можно прогуливать все подряд, но «Молодость» он открыть обязан
Юрию Минзянову достаточно улучить всего минутку, пока Роман Луцкий не на сцене, - и тут же начинается обсуждение их совместного фильма «Секс и ничего личного». И правда, ничего личного
Впрочем, главное - что весело
Ну а теперь, когда «Молодость» с чистой совестью открыта, давайте обсудим, что до 3 июня нужно не пропустить в рамках фестиваля. А заодно выясним, почему он теперь майский, и зачем все эти пертрубации.
«На открытой площадке на Почтовой площади, которая прекрасно реконструирована, все показы будут бесплатными», - неспроста подчеркнул на церемонии открытия гендиректор фестиваля Андрей Халпахчи. Показы, кстати, которые будут проходить ежедневно до конца кинофорума - при строительстве сцены зал накрыли и установили специальный экран, что позволит смотреть фильмы даже в очень солнечную погоду.
Кстати, днем на Почтовой проходит конкурс фильмов для подростков Molodist Teen Screen, вечером - показы лучших фильмов из программы «Фестиваль фестивалей» - то, что кинокритики часто с презрением называют «попса», но для аудитории - самые интересные, как минимум потому что знакомые или хотя бы узнаваемые ленты.
На Трухановом острове, кроме afterparty, тоже проходят показы, и тоже открытые.
Давайте посмотрим, почему. Оставим за скобками то, скольких преданных поклонников «Молодости» перенос фестиваля на май сильно удивил: уверена, «ядро» фестивальной аудитории из киноманов, кинематографистов и представителей околокиношных профессий быстро адаптируется, другое дело, насколько это ядро многочисленное.
Кинофестиваль, как и любое регулярное мероприятие, имеет свой жизненный цикл. И «Молодость», увы, еще полтора года назад во многих смыслах справедливее было называть старостью - кинофорум пришел к неизбежному завершению очередного цикла. Посещаемость фестиваля стагнировала (точнее, стабильно падала), зрители становились с каждым годом старше, «молодости» в фестивале становилось все меньше и меньше. Так что решение о полном ребрендинге - более чем своевременное.
Можно, конечно, усмотреть в переносе «Молодости» на май «руку Кличко» - мол, городская администрация захотела под зонтиком «Молодости» реализовать свои культурно-туристические начинания. Но логичнее предположить, что если молодежь не идет к фестивалю, то Магомет встал и пошел к горе: нашел и даты, и локации (открытые городские пространства, бесплатные показы там, где молодежь уже есть), исходя из запросов той самой целевой аудитории.
Увы, если не идти прямо к зрителю, именно молодая аудитория, как показывает опыт, предпочтет кинотеатрам торренты, а фестивальным программам - очередных Мстителей в переводе пиратской студии, которая не стесняется в выражениях. Беда ведь не в том, что сегодняшние подростки не могут заплатить за билеты в кино - когда это молодежь была богатой, а в том, что новое поколение часто и не понимает, зачем им кинофестиваль и его фестивальные программы с их «нишевым» и «авторским» артхаусом.
Авторское кино, составляющее костяк конкурсной программы (а в этом году она состоит и вовсе сплошь из «жесткого артхауса», как единодушно выразились критики), не претендует на массовую аудиторию, но если даже не пытаться привлечь новое поколение зрителей на «Молодость», хэппи-энда у истории быть не может.
К счастью, судя по первым дням фестиваля, открытые площадки с их ударением на подростковую аудиторию пока что вызывают не слишком бурный, но стабильный интерес той самой молодежи.
В полнометражном конкурсе «Молодости» в этом году 12 фильмов, собранных с разных фестивалей, – срез самых интересных дебютов прошлого года и начала этого. Это и «Наследницы» Марчело Мартинеси, призер Берлинале-2018, и «Зимние братья» Глинура Пальмассона, побывавшие в Локарно и Торонто, и «Я не ведьма» Рунгано Нуони.
«Фестиваль фестивалей» в этом году обещает показать участника прошлых Канн «Фабрика ничего» Педро Пиньу, локарнскую «Мадам Хайд» Сержа Бозона, берлинскую, а затем и оскароносную «Фантастическую женщину» Себастиана Лелио, и многие другие.
Из украинских премьер на фестивале представлены: «Счастливые годы» Светланы Шимко, «Качели» Валерии Сочивец, «Штангист» Дмитрия Сухолиткого-Собчука, «Вне зоны» Никона Романченко, «Пастухи» Игоря Стрембицкого, сделанный в технологии виртуальной реальности, «Господин Никто» Александра Фразе-Фразенко, «Лысая гора» Романа Перфильева и No one Льва и Владимира Прудкиных.
Как отметил программный директор «Молодости» Игорь Шестопалов, полгода назад, когда у «Молодости» был промежуточный национальный конкурс «Пролог», отборочная комиссия опасалась не набрать украинские дебюты в достаточном количестве на майский фестиваль. Но всего за полгода подоспели 22 картины.
Ну и главное нововведение - «Молодость» ответила на пятилетие «Чилдрен Кинофеста» тем, что ушла с территории, на которой приходилось конкурировать за немногочисленные детские фестивальные фильмы, в пресловутый «голубой океан». Переформатированный из детской программы конкурс Molodist Teen Screen теперь ориентируется на зрителя 12+. В этой программе - шесть фильмов: польское фентези «За синей дверью», сербская драма «Охотники на ведьм», индийские приключения в Мумбаи «Детский билет», хорватский детектив «Переполох на Зеленом холме», бразильское роуд-муви «На колесах» и кенийская драма в поджанре inspirational «Супер-мода» (продюсировал которую, кстати, Том Тыквер).
И за тем, придут ли эти самые вожделенные зрители 12+ смотреть программу на Почтовой площади, и останутся ли благодаря этому в вихре фестивального кино, я буду пристально следить.
Ну а пока - просто поддержу главный призыв «Молодости»: #FreeSentsov.
Фото - facebook.com