Яркие, неоднозначные и нешаблонные герои – одна из главных составляющих успеха как книг Джорджа Р. Р. Мартина, так и снятого по ним сериала. С ними легко ассоциировать себя или кого-то, кого ты знаешь. И при этом их действия – так же, как и действия настоящих людей – тяжело предугадать.
Но тяжело – не значит невозможно. Чтобы разобраться в том, что на самом деле движет ключевыми персонажами, какие стратегии они выбирают, в чем их сила и слабость, мой блогер Анна Давыдова встретилась с психологом Роксаной Ящук – кандидатом в транзактные аналитики в области психотерапии и автором нескольких авторских курсов по направлению сказкотерапии.
Для анализа мы выбрали 10 ключевых персонажей, которые были живы на момент окончания 7-го сезона и чьи действия которых могут значительно отразиться на развитии сюжета финала.
Конечно, мы не собираемся «лечить по фотографиям»: безусловно, придуманные герои в фэнтези-мире и настоящие люди в реальной жизни – разные, и измерять их одной меркой нельзя. «Мне бы не хотелось ставить героям диагнозы, – подчеркивает Ящук. – Мой подход здесь – это фантазии и рассуждения на тему характеров: что это за люди. И порассуждать есть о чем, ведь у каждого из них своя правда и каждый борется за свое».
Эксперт решила анализировать героев «Игры престолов», применяя концепции транзактного анализа. Транзактный анализ (ТА) – это метод, придуманный Эриком Берном, автором международного психологического бестселлера «Игры, в которые играют люди». ТА изучает, описывает и анализирует поведение человека, как индивидуально, так и в составе групп. Основная концепция метода – теория эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок – это три состояния нашего «Я», которые есть в каждом из нас.
Итак, персонажи «Игры престолов» – кто они внутри, за что борются и куда это может их привести – слово Роксане.
Дейенерис Таргариен
Дейенерис выросла в изгнании, зная, что она – законная наследница трона Семи Королевств (и не зная о правах на престол Джона Сноу, – МН). Желание вернуться домой, получить то, что принадлежит тебе по праву рождения, – это нормально: и для королевских семей, и для обычных людей. По сути это значит – получить психологический ресурс от своего рода.
Почему Дейенерис сразу же не пошла на Вестерос, как только вырастила драконов и собрала армию? Она действовала, исходя из своих ресурсов. Ее стратегия – выбирать из двух зол наименьшее. И это, пожалуй, отличает ее от Серсеи: Дейенерис не ставит свое желание превыше всего, а прислушивается к мнению советников и старается найти решение, приносящее меньший урон. Хотя это не всегда приводит к желаемому результату, и, возможно, лучше было бы слушать себя и действовать в своих интересах. Хотя во всем есть нюансы. Вспомните: Дейенерис действует импульсивно – и теряет дракона.
Что движет этой героиней? Основную установку Дейенерис хорошо иллюстрируют ее видения в Доме Бессмертных: они сводятся к тому, что цена жизни – смерть. Будто она – Дейенерис – достойна жизни только, если принесет огромную жертву. И этот сценарий отыгрывается в ее судьбе раз за разом. Она достойна получить свободу, только если убьет брата (пусть и не своими руками); она достойна получить признание и славу, только если погибнет ее муж; она достойна получить драконов, только лишившись возможности иметь детей. И, накануне последнего сезона, цепочку можно продолжить таким предположением: она достойна получить любовь своей жизни, только если произойдет что-то не менее трагическое. Или, если основываться на одной из фанатских теорий, предполагающих, что у Дейенерис и Джона Сноу будет ребенок, то его «цена» – убитый Королем Ночи дракон.
Жертва и плата – лейтмотив образа Дейенерис: словно ей нельзя получить что-либо ценное для нее просто так.
В реальной жизни этот паттерн, сформированный детской травмой, может усиливаться с помощью контрприказаний – запретов, которые транслируют родительские фигуры ребенку как вербально, так и невербально (список 12 запретов, разработанный психотерапевтами Бобом и Мэри Гулдинг, – это перечень усвоенных в раннем детстве негативных установок, которые сказываются на последующей жизни человека, – МН). Например: Не существуй, Не чувствуй, Не будь близким...
На основе этих запретов формируются решения и убеждения о себе – к примеру, «Я не достоин жить», «Я плохой». Это невыносимо для ребенка, и тогда он находит для себя выход в бессознательном импульсе поведения – драйвере (по Тайби Кайлеру). Как это проявляется? Например, в формировании позиции «Я хороший, если…»: слушаюсь (драйвер «Радуй других»); делаю все идеально («Будь совершенным»); терплю («Будь сильным») и т.д.
Драйверы способствуют запуску различных сценарных процессов. По Эрику Берну, один из таких процессов называется «После» (его суть – «я могу радоваться сегодня, но завтра я должен за это заплатить»), еще один – «Пока не» («я не буду счастлива, пока не выйду замуж»).
Другими словами, все время есть какое-то условие, без которого не выжить и не получить того, что хочешь.
Такая установка «помогает» оправдывать жертвенное положение и не достигать желаемого. Однако она может быть и ресурсом длительный период времени – создавая контрсценарий.
На контрсценарии человек движется по жизни, находясь в сильнейшем напряжении, борясь с самим собой, подавляя свои истинные чувства и желая доказать миру, что он достоин жизни, успеха, любви. Ему даже может казаться, что еще чуть-чуть и он получит желаемое, но ресурс оказывается ложным и приходит выгорание, разочарование или новые испытания.
Драконы Дейенерис, ее приказ им Dracarys! – это своеобразный метафорический внешний символ ее внутреннего напряжения и ярости.
В реальности у людей такого склада к 40 годам – если не раньше – начинаются панические атаки, приступы и так далее: потому, что они долго жили в напряжении – не чувствуя, не отдыхая, не заботясь о себе, все время что-то доказывая миру и пытаясь что-то заслужить. А заслужить ничего невозможно. Можно только разрешить самому себе.
Но разрешить самому себе – сложная задача. Чтобы получить «разрешение на разрешение» нужна родительская фигура. Кто-то за этим приходит в психотерапию, и терапевт становится такой фигурой. Кто-то – ищет условные родительские фигуры в своем окружении (это могут быть начальники, жены, мужья и пр.) и хочет от них этого разрешения. А те не понимают, чего от них ждут, и зачастую лишь усиливают фрустрацию человека своими требованиями к нему.
Если привести пример персонажей мифологии и сказок, то Геракл и Золушка хорошо показывают этот процесс: чтобы папа Зевс признал тебя достойным, нужно совершить множество подвигов. И вот все сделал, но что-то одно не получилось – «не зачет»: богом тебя не признают. А Золушке: пока не переберешь всю чечевицу - на бал не поедешь.
Если вернуться к Дейенерис, то у нее нет опыта позитивной родительской фигуры. Такой фигурой для нее мог стать Джорах Мормонт, но в ее глазах он ее предал – так же, как ее брат и родители (смерть/отсутствие мамы и папы подсознательно воспринимается ребенком как предательство, независимо от объективных обстоятельств, – МН). Дейенерис приняла Джораха обратно, но все равно сделала вывод, что на этого родителя положиться нельзя. Это укрепило запрет «Не доверяй» и уверенность в том, что нужно быть сильной. Сильнее всех – «родителей», друзей, слуг, других правителей… Этакая неуязвимая и идеальная королева.
Серсея Ланнистер
По ней – по ее характеру – можно написать красивую диссертацию о нарциссическом расстройстве личности, переходящем в социопатию.
Стремления Серсеи – власть, признание, любовь. Она хочет то, что хотела бы получить от мамы, которой у нее не было. Поэтому она так и ненавидит Тириона – за то, что он фактически убил их мать своим рождением. Отсутствие материнской любви, постоянная необходимость доказывать отцу, что она – его идеальное продолжение, сделали Серсею такой, какой она есть: циничной и расчетливой.
Для Серсеи все сводится к простой формуле – «Я хочу!» Я хочу – и всё. Позиция трехлетнего ребенка, где не важны интересы других. При этом, что бы она ни получила, ей всегда будет мало. Например, получила трон, но ей нужно поклонение. И даже глобальная угроза ею игнорируется.
По Эрику Берну, психологические игры – это серии постоянно повторяющихся двойных транзакций, которые приводят к предсказуемому результату. Другими словами, игра – это процесс, когда что-то либо делают, имея скрытый мотив. И это приводит к тому, что каждый получает свою расплату. Игры (и расплаты за них) бывают трех степеней: для игр первой степени расплата находится на уровне неприятных чувств – неловкости, смущения; второй – ущерба, о котором сложно и стыдно говорить; третьей – на уровне непоправимых последствий: сумасшествия, тюрьмы или смерти. И Серсея безудержно играет в такие игры, проводя экскалацию от первой степени до третьей.
Она уничтожает всех, кто не согласен с ней, при этом переступая даже через своего ребенка – ведь, по большому счету, это ее действия подтолкнули Томмена к самоубийству. И, судя по намекам из прошлого сезона, теперь она намерена родить себе совершенное дитя, которое точно будет отвечать всем ее эталонам. Человек такого склада в нынешнем состоянии Серсеи – это человек заигравшийся, не видящий реальности. Он словно сидит на дороге, на него несется фура, а он заявляет «нет, я не уйду отсюда, пока она не остановится!». А фура не остановится – она сейчас просто тебя сметет.
Серсея vs. Дейенерис = Злая Королева vs. Белоснежка
Именно борьба Серсеи и Дейенерис – один из главных сюжетных драйверов всего сериала. Этих героинь принято противопоставлять. Но таки ли уж они разные?
Есть мнение: Серсея – четко негативный персонаж, а Дейенерис – позитивный, для которого травмы послужили развитием. Но если присмотреться – чем одна социопатка отличается от другой?
Они напоминают архетипичную сказочную пару – Злая Королева (Серсея) и Белоснежка (Дейенерис). Что в оригинальной сказке, что во многих ее вариациях, всегда есть лейтмотив – Злую Королеву Белоснежка раздражает, просто бесит. Здесь та же история: Серсея постоянно злится на Дейнерис – да что все нашли в этой выскочке?! За такую реакцию ответственен завистливый внутренний Ребенок, который хочет такого же преклонения и восхищения. Он словно говорит: ну почему этой Дейенерис (или – Белоснежке) все дается просто так?! И объективные факторы, чужие травмы просто игнорируются. К примеру, то, что Дейенерис – сирота, выросла на чужой земле, подвергалась унижениям и всю жизнь, вплоть до недавнего времени, фактически была рабыней.
Сказочная Белоснежка имела очень схожую историю – тоже выросла без мамы, в лишениях и ограничениях: ей, как и Дейенерис, очень многое было нельзя. Но ведь, если подумать, очень похожее прошлое было и у Серсеи (как и у Злой Королевы): росла без матери, должна была соответствовать высоким ожиданиям отца, была, фактически, лишена нормального детства. И можно понять ее реакцию, когда вдруг появляется некая «звезда», которая катается на драконах: в Серсее внутренний Ребенок словно кричит – «да у нее еще и игрушки есть, и такие классные!». При этом у самой Серсеи «игрушек» – то есть детей – больше нет.
Джон Сноу
Он, как и Дейенерис, в младенчестве лишился родителей, его вырастил родной дядя Эддард Старк, которого Джон считал отцом, – вырастил, как своего сына, пусть и незаконнорожденного. Правда, рос он с мачехой, леди Кейтилин, которая его ненавидела, хотя и пыталась справиться со своими чувствами.
Джон – человек-сомнение. Такое впечатление, что им постоянно управляют. С ним все время что-то происходит – по воле обстоятельств, а не его собственной. В основе этого – психологические запреты, схожие с запретами Дейенерис. Запрет «Не живи» сформировался под влиянием Кейтилин Старк, которая фактически говорила ему «лучше бы ты не родился». Также у Джона есть запреты «Не принадлежи» (своей семье), «Не будь близким». Его драйвер – «Старайся», а жизненная программа – докажи, что достоин жизни. И не только жизни как бастард, но и как король, которым он является по праву.
Если Дейенерис нуждается в разрешении от родительской фигуры, то для Джона Сноу такое разрешение – это официальный статус.
Да, судя по тому, как развиваются события, вероятно, уже в самом начале финального сезона Джон получит это официальное подтверждение, узнает, что он не бастард Сноу, а полноправный Таргариен. Но поможет ли ему это? Не факт – слишком долго он был Сноу и слишком долго зависел от обстоятельств.
Есть такое понятие – человек в шизоидном процессе. Джон напоминает шизоидного мальчика, который на социальном уровне старался изо всех сил быть нужным и хорошим, а на психологическом – был сам в себе долгие годы. Словно пребывал в «заморозке» и, чтобы «разморозить» его – поднять в нем бурю, ярость – должно случиться нечто экстраординарное: или смерть Дейенерис, или что-то, связанное с их ребенком (если он будет). Или – должно стоять на кону выживание человечества. Да, по сюжету такая ставка уже сделана, но не хватает какой-то последней капли.
Что может сломить такого человека? Он не переживет второго предательства. У Джона этот момент уже был: когда его убили соратники из Ночного Дозора, а Красная жрица его воскресила. Но теперь, если близкие люди опять его предадут, для Джона это станет окончательной потерей смысла. Поскольку из-за внутреннего запрета ему «нельзя» жить самому – для самого себя – он жил ради других. Его путь к правде – путь к самому и себе – это выйти и сказать: «Вот я. Я – такой же, как вы». Стать, если не выше других – хотя он имеет на это право по крови, – то хотя бы вровень и не чувствовать себя самозванцем.
Тирион Ланнистер
И снова – нелюбимый ребенок. Во-первых, он родился карликом, что считалось уродством. Во-вторых – сделал это в семье нарциссов, для которых внешнее совершенство предельно важно. И рождение такого ребенка для подобной семьи – невыносимый стыд.
В таких семьях, как у Ланнистеров, дети – продолжение родителей – должны быть идеальными. Так, Серсея – продолжение своего отца: они – идеальные зеркала друг друга. Джейми немного не оправдал отцовских ожиданий, но глобально так же подходил под эту идеальную картину. А вот Тирион в нее не вписывался – и даже физически никак не мог вписаться.
При этом он своим внешним видом как бы постоянно напоминал, каковы на самом деле Ланнистеры: как внутренне уродливы при всей внешней красоте. Тирион для своей семьи – своеобразный портрет Дориана Грея.
Если говорить о запретах, то и у Тириона их сразу несколько – «Не живи», «Не будь собой», «Не высовывайся», «Не принадлежи», «Не будь близким», «Не будь здоровым»… С такими предписаниями и тотальной ненавистью отца и сестры неудивительно, что он нашел отдушину в вине, чтобы не сойти с ума или не повеситься. Поэтому алкоголизм для Тириона – своеобразная стратегия выживания.
К чему идет этот персонаж? К разрушению своей семьи. Его главное стремление – месть за непринятие, возможно, она бессознательная. Будто стерев Ланнистеров, он сотрет свое прошлое. Потому что как он для них – портрет Дориана Грея, так и они – для него: Ланнистеры воплощают все то, что он ненавидит, презирает, чего стыдится и боится. А если не останется что разрушать, для такого человека возможна потеря смысла. Что дальше в таком случае? Или спиться, или – искать новый смысл. Думается, новый смысл для Тириона, – это понять, что портрет рисует он сам, и внешняя красота Ланнистеров – это отражение его внутренней красоты, силы и ума.
Санса Старк
Говоря об этом персонаже, стоит вспомнить Драматический треугольник Стивена Карпмана, в котором есть три роли – Жертва, Спаситель и Преследователь. И Санса – до недавнего времени – типичное олицетворение Жертвы и т. н. «чуланного нарциссизма» (стремления получать внимание, признание с помощью присоединения себя к фигуре высшего статуса, положения, – МН).
Для Украины этот типаж отдельно интересен тем, что олицетворяет многое из нашего традиционного культурального сценария – образ вечного инфантильного страдальца.
Один из традиционных подходов в психологии гласит, что травмированный человек, подвергшийся в детстве насилию, потом привлекает к себе людей, склонных к насилию или совершает подобное насилие сам. Но Санса – выросшая в богатстве девочка, любимая всеми, одаренная внешне и внутренне, не переживала подобных травм. Одним словом – все было для нее. А ей – все мало, и она не чувствовала себя любимой. Почему?
Действительно ли ее не любили, как ей казалось? Или это из-за того, что она постоянно соревновалась с Арьей и братьями за внимание своих родителей? Или вечно занятый делами отец стал причиняющей боль травматической родительской фигурой, запустившей хамартический (трагический в высшей степени, – МН) сценарий унижения и насилия? Санса, игнорируя предложение отца избежать брака с Ланнистерами, сделала свой выбор – выйти замуж за Джофри и любой ценой получить внимание, признание и любовь. Но, возможно, на самом деле это была месть за «нелюбовь» ее собственной семьи.
История Сансы – это история о том, как можно заиграться в жертву настолько сильно, чтобы в итоге действительно ею стать. Создав негативный образ родителей в своей голове, Санса в итоге стала жертвой обстоятельств, где мужчины постоянно ее предавали и ею пользовались. При этом Санса обладает колоссальным внутренним ресурсом: ее лейтмотив – выжить, несмотря ни на что.
Изменение ее модели поведения в прошлом сезоне свидетельствует о том, что героиня внутренне выросла. В транзактном анализе есть концепция Треугольника Победителя. Автор Эйси Чой предлагает этот треугольник как антитезис Драматическому треугольнику Карпмана.
В Треугольнике Победителя нет обесценивания, а есть понимание и признание как своих потребностей, так и потребностей других людей, и нахождение здоровых способов их удовлетворения. Роли Треугольника Победителя – Уязвимый, Заботливый и Уверенный.
Уязвимость – это о том, что я, как и Жертва, могу страдать, у меня могут быть какие-то неприятности, болезни и пр. Но, в отличие от Жертвы, я осознаю свои чувства и признаю их. А также признаю, что такова жизнь. И такова она не только для меня, а и для людей вокруг. И уже из этой позиции – признания своей Уязвимости – я ищу способ, как с этим справляться. Или сознаю, что мне нужна помощь, и прошу о ней, или – справляюсь самостоятельно. Тогда я из своей Заботливой части могу побаловать себя, отдохнуть. Или – из роли Уверенного – реализоваться через работу, социальную жизнь.
Оставаясь в роли Жертвы, человек тоже ищет способы справляться, только это происходит с помощью игровых манипуляций и переключений в Спасателя или Преследователя, где человек изводит людей вокруг – то «причиняя добро», то обвиняя всех и вся.
В каком треугольнике сейчас Санса? Исходя из последнего сезона, из того, как она повела себя в ситуации с Арьей и Мизинцем, создается впечатление, что она вышла именно во взрослую Уверенность. Способна ли она вновь «скатиться» в треугольник Карпмана с появлением рядом Дейенерис и Джона? Возможно – если позволит взять верх обиде и злости. Но если Санса сможет и дальше открыто выражать свои чувства, договариваться, искать точки соприкосновения, то у нее есть шанс стать хорошей правительницей. Для Сансы также актуальна тема возвращения своей идентичности: еще в самом начале сериала она дает разрешение убить своего лютоволка – фактически, убивает часть себя, – а теперь она возрождает волчицу в себе.
Арья Старк
Ее основной запрет «Не быть собой». Родители пытались «слепить» из Арьи девочку, хотя сама она не хотела принимать традиционную гендерную роль. Помните ее разговор с отцом? «Маленькая леди не должна играть с мечом. – Я не играла. И я не хочу быть леди».
В итоге эта установка – «Не быть собой» – получила сильнейшее подтверждение, когда Арья попала в Черно-Белый дом Безликих. Там она осознала, что если будет собой – Арьей из дома Старков – ей не выжить: «Девочка должна стать никем». Лишь отказавшись от себя – став такой, какой ее хотели видеть другие, – она была принята Безликими.
Подобное поведение – игра антисоциала: «Вы хотите видеть такое лицо? Я вам его покажу. Но никто не знает, кто я на самом деле». Раньше Арья воевала за право быть собой, а теперь стать собой для нее означает гибель. Ведь только признав, что она не может быть собой, она стала получать желаемое. Запрет трансформировался для нее в подтвержденную стратегию.
Это очень запутано и парадоксально, но по сути получается, что на данном этапе играть кого-то другого для нее и значит быть собой. И эта стратегия хорошо подходит для реализации главной задачи и цели Арьи – мести за Старков. Куда она может двигаться дальше – после того, как цель будет достигнута? Станет самым крутым киллером Вестероса.
Если представить человека такого склада не в фэнтезийных обстоятельствах, а в реальности, то это может быть отличный шпион, работник спецслужб: одним словом – опасный человек за кадром, но не правитель, а мощнейший исполнитель.
Джейме Ланнистер
Этот образ – представитель того типа красавцев, на которых «включаются» многие женщины, не веря, что такой идеальный мужчина, мягко говоря, совсем не идеален.
Джейме – жестокий, действует в интересах своей семьи, вне зависимости от того, что семья неправа, но смотришь на него – и хочется верить, что он не такой. И его периодические хорошие поступки подпитывают это убеждение.
В нем есть двойственность. Если Серсея – патологический нарцисс, который не подлежит излечению, то в случае Джейме речь скорее идет о сильной нарциссической травме.
Он – второй близнец: всю жизнь – вплоть до последних событий 7-го сезона – был в подчинении у сестры. Словно не имел права голоса, не имел права быть собой, всегда был тенью Серсеи, всегда должен был оправдывать действия своей семьи и подтверждать ее имидж.
Первый выход из этого состояния состоялся, когда он попал в плен и встретил Бриенну. Момент, когда он вернулся за ней, показал, что в нем еще есть чувства и человечность, которых нет у его сестры. Склонность к сопереживанию и здравость мышления – вот что отличает его травму от ее патологии.
Кажется, в этом сезоне Джейме будет одним из самых здравых персонажей, который станет возвращать других в реальность. Его потребность – стать собой, сепарироваться от сестры, выйти из симбиоза с ней. Он уже сделал это – теперь ему нужно справиться с болезненными последствиями этой сепарации. И, возможно, Бриенна поможет ему обрести свое «Я». Ему нужна женщина, которая увидит в нем мужскую суть и поддержит его в этом становлении.
Бриенна Тарт
Как и в случае Тириона, особенности внешности здесь очень сказались на формировании личности и модели поведения. В случае Бриенны запрет «Не будь собой» трансформирован в «Не будь своего пола».
Если Арью хотели видеть девочкой, то здесь наоборот: выросла такой гигантской – значит, будь мальчиком, не «претендуй» на свою женственность. Но при этом Бриенна в душе женщина, а не мужчина. К тому же, при всей ее внешней мужественности и силе, внутри в ней живет какая-то совершенно детская преданность.
Бриенна созависима: такое впечатление, словно ее, как щеночка, погладишь – и она будет навеки твоя. Такой человек путает симпатию к себе и настоящую любовь, обычное дружеское объятие и прикосновения с сексуальным подтекстом, сексуальный контакт и отношения.
В Бриенне есть и другая сторона: эта героиня – как сказочный Стойкий оловянный солдатик, который не чувствует ни боли, ни страха. И в котором есть огромная жертвенность – ради других.
Ее роль – Спаситель: она не верит, что другой может справиться сам. Это хорошо видно в отношениях с Сансой. Бриенна действительно спасает Сансе жизнь, но при этом стремится помогать даже тогда, когда Санса уже вышла из треугольника Карпмана, начав справляться сама, и Спаситель ей больше не нужен. Только Бриенна-то в этом треугольнике осталась, получая свою расплату – последствия игры первой степени – в виде разочарования, неудовлетворенности, ощущения беспомощности. Ее Внутренний Ребенок растерян. Проявляясь во взгляде Бриенны и в ее попытках остаться с Сансой, он словно транслирует: «Я же все делала для тебя – почему ты меня не любишь?»
Сценарный процесс Бриены (по Берну) – «Никогда». Мифологический герой – Тантал: раз за разом испытывая невыносимые «танталовы муки», Бриена подтверждает себе, что она никогда не сможет получить желаемое.
Но на самом деле может – если пересмотрит свою роль Спасителя и примет решение, после которого будет способна оставаться сильным и заботливым другом, давая поддержку и опору как Сансе, так и другим героям.
Если отталкиваться от сюжета сериала, то свою миссию – защитить дочерей Кейтилин Старк – Бриенна выполнила, клятву сдержала. Теперь есть возможность задуматься о собственной жизни. Поможет ли ей встреча с Джейме вновь обрести себя? Если останется в той же роли Спасителя, то вряд ли. Хотя для контрзависимого Джейме она станет ресурсной фигурой.
Плохо это или хорошо? Однозначного ответа нет. Если паре комфортно в таких отношениях, то как бы мы их ни называли – созависимыми, контрзависимыми, – это лишь термины. Но если людям ОК, то ОК.
А вот если становится дискомфортно – другое дело. Если Бриенна, действуя по привычной схеме, почувствует, что ей как-то не так, то здесь уже появляется возможность для роста и изменений. В реальной, а не фэнтези-жизни, у таких людей есть возможность обратиться за помощью к специалисту с запросом «почему я все время оказываюсь в отношениях, где делаю все для партнера, а потом меня бросают». Люди такого плана очень часто чувствуют себя использованными. Но эту модель поведения можно изменить, если есть желание.
Варис (Паук)
Тоже персонаж, в формировании характера которого физические особенности (кастрация) сыграли ключевую роль. Еще – перенесенные в детстве и юности другие издевательства и насилие.
Если говорить о реальном мире, то человек такого психологического склада, как Варис, – это человек с очень сильной параноидной адаптацией. Что это значит? В этой адаптации ребенок получает такой опыт, из-за которого принимает решение считать, что мир неустойчив. И от мира – то есть от других людей, от обстоятельств, – можно ожидать всего, чего угодно, в любой момент. Вот добрый дядя тебе улыбается – и тут же он достает нож и отрезает часть тебя. Поэтому нужно все время быть настороже, контролировать все вокруг, наблюдать за всем и не выражать никаких эмоций, чтобы не раскрыть свои слабые места.
В образе Вариса смешаны параноидная и антисоциальная адаптации: параноидная составляющая формирует некую глобальную идею, системное видение, стратегию, и словно направляет внутреннего антисоциала воплощать все это в жизнь. Параноидной части претят неэтичные действия, но цель оправдывает средства. Поэтому переключаясь из одной своей адаптации в другую, Варис решает внутренний конфликт. При этом у него есть четко сформированная система ценностей, которые он сам для себя придумал: своего рода внутренняя родительская фигура, которой он подчиняется. Эти ценности и потребность им служить – главное для Вариса. И для реализации этой потребности человек такого склада готов на все, что угодно, – он не остановится ни перед чем.
Кроме того, в Варисе есть что-то от трикстера – как Локи в скандинавской мифологии: меняющиеся лики, когда ты не знаешь, кто же на самом деле перед тобой и каковы его цели. Поэтому Вариса можно считать одним из самых страшных и опасных персонажей. Если все остальные относительно однозначны – их цели понятны, действия достаточно предсказуемы, то в случае Вариса все зависит от того, что именно он считает правильным. А этого, кроме него, никто не знает, – и предугадать невозможно. Сейчас он считает правильным, чтобы королевой была Дейенерис, а завтра он может решить, что это должна быть Санса, или Серсея, или еще кто-то. И это может изменить все.
Брандон Старк
Бран – один из наиболее загадочных персонажей, жизнь которого изменила полученная травма. В реальной жизни также часто бывает, когда после пережитого околосмертного опыта, серьезной травмы или другого сильнейшего кризиса люди кардинально меняются, в них проявляется какой-то скрытый талант или дар, в том числе мистический. Таков и Бран: травмированный мальчик, который постепенно трансформировался в одну из сильнейших фигур во всем этом противостоянии, от которого зависит очень многое.
Есть одна из фанатских теорий о том, что Бран – какой-то его лик – это и есть Король Ночи. И она вполне может оказаться правдой. Говоря о Бране, можно вспомнить притчу о двух волках – добром и злом, – сражающихся в каждом из нас. Кто из них победит? Тот, которого ты будешь кормить. И вот в этой ситуации выбора – какого волка кормить – находится сейчас Бран.
Если говорить о реальной жизни, то он – человек с посттравматическим синдромом, для которого характерны такие черты как уход в себя, отстраненность. Такому человеку сложно войти в контакт с людьми, потому что ему кажется, что другие не могут его понять, ведь они не переживали подобного опыта. В этом и заключается конфликт: на самом деле нужно идти к людям – выговариваться, искать поддержки. В том числе – к людям со схожим жизненным опытом.
На этом построены анонимные терапевтические группы для алко- и наркозависимых, для людей, потерявших близких, и пр. Благодаря этому можно смириться с ситуацией, совладать со своей гордыней («это пережил только я, и никто другой!»), признать, что ты – человек, и вокруг тебя другие люди, в жизни которых тоже происходили разные вещи. Безусловно, в жизни людей с инвалидностью много трудностей. Но человек с травмой уникален не своей травмой, а просто потому, что он – человек.
Если вернуться к сериалу, то ответ на вопрос того, какого волка станет кормить Бран, зависит от того, какую стратегию он выберет: уход внутрь себя, к своим защитным механизмам, или воссоединение с миром и принятие самого себя – смирение с тем, что ты человек, не больше, но и не меньше. Каждый из нас страдал по-своему. И каждому иногда надо услышать: «Мне очень жаль. Мне очень жаль, что это случилось с тобой. Я даже не могу представить, какую боль ты пережил. Ты можешь рассчитывать на мою помощь, если ты попросишь о ней и скажешь, как я могу тебе помочь. Я могу разделить с тобой твой гнев, твою печаль. Я просто могу быть рядом». Зачастую именно за этим люди приходят в кабинет психотерапевта. Бран тоже ищет чего-то подобного, «разговаривая» с чардревами, вот только они не могут полноценно ему ответить.
Вообще, смириться с тем, что ты человек, – это, по большому счету, задача не только для Брана, и даже не только для всех остальных героев, но, наверное, и для каждого из нас, для зрителей. Возможно, потому этот сериал с такими яркими персонажами так сильно зацепил миллионы людей во всем мире.
Ведь что значит смириться с тем, чтобы быть человеком? Это значит смириться со своей с гордыней, с уязвимостью, со стыдом, страхом, гневом, и признать, что я – человек, и я могу испытывать разные чувства. И в этом я, с одной стороны, несовершенен, а с другой – может, в этом и есть мое совершенство: в спектре всех эмоций.