Каждая из составляющих «Игры престолов» - результат коллективной работы большого количества специалистов. Впрочем, и из этого правила есть исключение: музыку ко всем сезонам сериала написал один-единственный человек - немецкий композитор Рамин Джавади (его отец в молодости эмигрировал из Ирана, отсюда и столь экзотичное как для немца имя).
В 1998 году, окончив музыкальный колледж Беркли, Джавади устроился в компанию Ханса Циммера Remote Control Productions, создающую музыку к кино и играм. Там он приобрел солидный опыт, долгое время работая как ассистентом самого Циммера (в том числе на фильме «Бэтмен: Начало» и первых «Пиратах Карибского моря»), так и самостоятельным автором саундтреков к фильмам (например, «Железный человек», за который Джавади получил номинацию на «Грэмми»), мультфильмам («Сезон охоты») и сериалам (за главную тему к драме «Побег» Рамин был номинирован на «Эмми»).
В команду «Игры престолов» Джавади попал по счастливой случайности. Для написания саундтрека создатели сериала зафрахтовали английского композитора Стивена Уорбека - обладателя «Оскара» за музыку к фильму «Влюбленный Шекспир». Тот поработал с пилотным эпизодом и… вышел из проекта. На календаре было 2 февраля 2011 года, до премьеры оставалось 10 недель.
Музыкальный супервайзер сериала Эвьен Клин, прекрасно знавший, что нужно HBO (на тот момент он проработал музыкальным консультантом канала более 18 лет), предложил шоураннерам Рамина Джавади. «Я посмотрел пилот, несколько дней думал, и на встрече с Бениоффом и Уайссом сказал, что им нужен кто-то вроде Рамина. Шоураннеры не были с ним знакомы, но, послушав его музыку, быстро со мной согласились», - вспоминает Клин.
Уж не знаю, что там случилось с предыдущим композитором «Игры престолов» (есть версия, что он попросту не справился с задачей), но в разговоре с Джавади создатели сериала сразу выдвинули четкое требование к музыке: никаких флейт, солирующих скрипок, вокализов и прочих элементов, четко ассоциирующихся у зрителя с фэнтези. «Они не хотели, чтобы музыка создавала ощущение средневековья - это было бы слишком ожидаемо. Они хотели чего-то более современного, - говорит Рамин. - И, честно говоря, такие ограничения мне очень помогли, значительно ускорив поиск творческих идей».
Композитор задумался, с какими инструментами хотел бы работать. «Игра престолов» - преимущественно «темный» сериал, и я решил, что для основной музыкальной темы отлично подойдет виолончель. У нее выразительный звук, широкий диапазон», - вспоминает Джавади. И признается, что на создание главной темы его вдохновила первая версия заставки шоу. «Уже на утро после премьеры сериала Бениофф и Уайсс прислали мне ссылку на YouTube - первый кавер на мою композицию. Это была рок-версия, где парень сам играл на всех инструментах. Было так здорово увидеть, что это вдохновляет на творчество других людей».
Сегодня главную тему «Игры престолов» знают даже те, кто не смотрел сам сериал, а сосчитать количество ее кавер-версий невозможно
«Первое, что мы обсудили с Бениоффом и Уайссом, - как сделать музыкальное сопровождение цельным, - продолжает композитор. - «Игра престолов» имеет чрезвычайно сложную структуру: десятки главных персонажей и множество событий, одновременно происходящих в разных местах. Мы решили, что у каждого дома и у каждой сюжетной линии будет собственный мотив, который поможет зрителям ориентироваться». Второй проблемой для Джавади были диалоги: в некоторых случаях приходилось отказываться от уже написанной музыки, чтобы она не отвлекала зрителей от разговоров героев. Третью - скорее, не проблему, а задачу - автор поставил себе сам: «Чтобы человек, услышав саундтрек, сразу понял: это «Игра престолов», - объясняет Рамин. - Чтобы музыка сама рассказывала историю и вела зрителя за собой без слов».
Как композитор добивался такого эффекта, можем проследить на примере все той же главной темы сериала: мелодию открывают струнные инструменты в минорной тональности, которая со временем меняется на мажорную, а затем опять возвращается в минорную. По словам Джавади, таким образом он хотел показать драматическую непредсказуемость сериала, когда затишье и «буря» сменяют друг друга поочередно. Затем начинается соло виолончели, сопровождаемой скрипкой - согласно задумке автора, это отражает взаимодействие между персонажами. Потом мелодию повторяет весь оркестр, что Джавади описывает как «чувство приключения», затем включается хор из 20-ти женских голосов (его, как и инструментальные части, записывали в Праге). Заканчивается главная тема сочетанием цимбал и кантеле, которые создают «мерцающий» звук, предвосхищая начало эпизода.
Как же Рамин это делает? «Сначала я просто смотрю серию, не играю, стараюсь поймать темп, - говорит композитор. - Когда поймал, начинаю с партии одного инструмента. Набрасываю форму сцены, а когда готово, приступаю к аранжировке, по слою добавляю инструменты. Каждую сцену приходится пересматривать десятки, а то и сотни раз. Дело в том, что в момент написания музыки у меня всегда работает картинка на заднем плане, и во время аранжировки к сцене приходится возвращаться снова и снова. С каждым таким возвращением возникают новые идеи, я по-настоящему привязываюсь к сцене, и, если бы не дедлайны, мог бы доделывать и оттачивать бесчисленное количество раз».
Помимо музыкального фона каждой серии, Джавади создавал лейтмотивы отдельных мест и персонажей. Из-за обилия героев далеко не каждый удостоился собственной музыкальной темы сразу, но по мере развития сюжета это менялось. «Хорошим примером может быть Теон Грейджой, - рассуждает Рамин. - Поначалу у него не было собственной темы, но когда он стал чаще выходить на первый план, мы решили, что пора написать для него отдельную композицию».
А первой собственную музыкальную тему получила Арья Старк - уже в третьей серии первого сезона:
«Локации - дополнительный источник вдохновения для меня, - добавляет композитор. - В сценах с Белыми Ходоками события разворачиваются в ледяной пустыне, поэтому тут я предпочитаю эмоционально холодную тему с высокими нотами (для темы Белых Ходоков использовался редкий инструмент стеклянная гармоника, издающий звуки, от которых прямо веет холодом, - МН).
Когда речь идет о Дейенерис и дотракийцах, я выбираю другой мотив, с перекличкой высоких женских и низких мужских голосов, большим количеством ударных. Иными словами, в творческих поисках мне очень помогают различные элементы сюжета».
По признанию автора, любимым персонажем всегда была Дейенерис, но с шестого сезона его увлек Джон Сноу. «У него была своя собственная тема, и очень интересный характер. Очевидно, что возвращение к жизни - это большое дело; затем он принимает не всегда правильные решения, и это музыкальная тема тоже должна была отражать. Это очень эмоциональная тема - ее можно услышать во время «Битвы бастардов», когда вы думаете: сейчас Джон погибнет. Затем появляется надежда, потом все снова и снова повторяется, а потом вы понимаете: «О, нет! Все кончено».
Отдельного внимания заслуживает композиция Light of the Seven из 10 серии 6 сезона, в которой Джавади впервые использовал пианино как солирующий инструмент. Вдохновившись заговором Серсеи Ланнистер, который уничтожил ее врагов, композитор решил написать нечто, выпадающее из музыкального языка «Игры престолов», и начал пробовать разные инструменты, например, арфу. Но все они не давали нужного эффекта. «Мигель (режиссер эпизода Мигель Сапочник, - МН) спросил: «Как насчет пианино?» - вспоминает Рамин. - Мы долго обсуждали, вспомнили об органе, который использовали для Серсеи в предыдущем сезоне, но все же остановились на пианино. Это большой сюрприз, эффект, которого мы и хотели достичь. У пианино огромный динамический диапазон, которого практически нет у других инструментов. Он может играть очень низко и очень высоко, у него есть атака и есть долгое угасание… Сцена длится 9 минут, и в ней почти нет диалогов. Я начал с минимума, затем позволил нотам зазвенеть, затем создал эффект ожидания - здесь музыка сама ведет зрителей. Все время хочется поставить видео на паузу и задаться вопросом: «Что вообще происходит? Куда бегут дети?» Затем вступает оркестр: очень хотелось заставить его «взорваться» раньше, но я чувствовал, что было бы неплохо подождать, пока не подействует визуальный эффект лесного пожара и зритель не поймет, что происходит.
Когда мы начали говорить о сцене концептуально, я спросил: «Ну, а как насчет детей? У нас бегают дети. Как насчет сольного вокала? Вокала мальчиков?» Мы решили, что голоса добавят всему этому еще один уровень: два мальчика, поющих в унисон, время от времени неточно попадая в одну и ту же ноту - это помогает усилить напряжение». При этом мальчиков записывали на студии по отдельности, солирующие скрипки и виолончели - тоже. «На пианино я играл, - скромно добавляет Джавади, - и на органе тоже. А потом собрал все это воедино».
«Обычно у меня есть несколько недель, чтобы закончить эпизод, но на эту конкретную тему ушло намного больше времени, потому что она сильно отличалось от всего остального»
Музыку композитор создает в своей студии в Санта-Монике. Пока серия в работе - саундтрек остается «в цифре».
«В большинстве случаев режиссерам или продюсерам довольно сложно понять, как будет звучать та или иная тема в оркестровой аранжировке, если я сыграю им ее на фортепиано. Это словно показать съемку сцены на фоне хромакея и сказать, что все будет выглядеть великолепно, когда добавятся спецэффекты. Поэтому я записывают инструменты, оркестр, полную аранжировку на компьютере - чтобы они могли услышать все сразу. В результате, когда мы начинаем записывать саундтрек с музыкантами, ни у кого не возникает лишних вопросов», - говорит композитор. И добавляет: «Во время записи, когда я слышу, как играют музыканты, у меня мурашки по коже бегают. Это вознаграждает все усилия и очень вдохновляет».
Несмотря на то, что шоураннеры «не шарят» в музыке, они, по словам Рамина, очень тонко чувствуют ее в своем сериале: «Мне нравится их видение. Например, они могут сказать: «Слишком рано. Как насчет того, чтобы подождать, пока Серсея скажет вот это?» - и мы корректируем музыку на 10 секунд. Или наоборот: «Знаете что? Возможно, мы должны были начать музыку на 30 секунд раньше», - и я снова пишу начало композиции, а затем мы снова проходим весь процесс. Это отличный процесс!»
Музыка к «Игре престолов» получила более 10 наград, включая «Эмми» и премию Американского общества композиторов, саундтреки к каждому сезону в виде альбомов разлетаются на Amazon, в iTunes, Spotify (и, разумеется, в пиратских копиях) как горячие пирожки, а если позвонить на один из номеров офиса продакшена сериала, то вместо привычных гудков можно услышать тему, которой открывается каждый эпизод сериала.
«Приятно видеть, что «Игра престолов» подходит к концу, - признается композитор. - Здесь я старался свести музыкальный материал всего сериала воедино, поставить финальную точку». Какой она будет, узнаем уже сегодня.