Невероятное внимание к деталям - еще одна составляющая подхода, сделавшего «Игру престолов» главным сериалом современности. И лучше всего тщательность создателей в вопросе конструирования воображаемой среды иллюстрирует внешний вид каждого из героев. Давайте пройдемся по самым впечатляющим нюансам.
За все, что касается нарядов, в команде сериала отвечает художник по костюмам Мишель Клэптон. В ее подчинении - два первых ассистента Александр Фордхэм и Хлоя Обри и около 300 человек из Департамента костюма (и это без учета некоторых швей, вышивальщиц, закройщиков и прочих профессионалов, привлекающихся извне, когда рук на все не хватает).
У каждого в Департаменте - своя очень конкретная специализация: от создателей детских костюмов и одежды массовки до оружейников, ткачей, красильщиков и специалистов по состариванию.
Работа Мишель над сериалом началась с создания общего стиля каждого королевства и подбора материалов, соответствующих этому стилю: «За 14 недель до начала съемок мы с ассистентами обсудили общее направление костюмов каждого героя и групп персонажей - как на их одежду влияют место проживания, климат, характер и так далее. Чтобы разобраться во всех этих нюансах, я также встречалась с художником-постановщиком Джеммой Джексон, шоураннерами и продюсерами. После обсуждений мы создали «доски настроения» для каждого из «объектов», на которые накалывали образцы тканей, фотографии прототипов, рисунки по теме и пр., которые мне очень помогли в создании концепции. Тогда же мы начали отправлять гонцов в Италию, Париж, Мадрид и Лондон, чтобы выбрать необходимые ткани».
Так костюмы выглядели в эскизах
Все, что было нужно для старта производства, изготовили в мастерских за 10 недель. «Мы стараемся сделать как можно больше ручной работы, потому что это практично и выглядит намного убедительнее. В 99% случаев я запрещала швеям пользоваться оверлоком, а ручная отделка даже на костюмах массовки поощрялась на 100%, - продолжает Мишель. - У нас есть собственные ткачи, вышивальщицы и художники, печатающие узоры на тканях. Большинство костюмов мы создаем с нуля».
Когда костюм готов, его фактурят - этим занимается команда из десяти человек, в том числе специально обученные художники по текстилю, умеющие придавать свежесозданной одежде вид поношенной. «Сначала мы красим ткань, потом обрабатываем, затем фактурим, треплем и штопаем. За короткий срок придать одежде вид, будто ее носили 10 лет, невозможно: если вы просто заляпаете костюм краской и припорошите грязью, он будет выглядеть именно так».
Для каждой королевской семьи сериала художники разработали герб и символ, которые затем разместили повсюду: на знаменах, оружии, аксессуарах и вышивках платьев:
Старки и их символ лютоволк
Баратеоны и - олень
Ланнистеры - лев
Ручная вышивка на одном из платьев Серсеи
Талли - рыбы
Не уверена, что зрители особо обращали внимание на воротники, но, как я уже говорила, каждая деталь здесь - уникальна
Таргариены - дракон
Дотракийцы - конь
Все костюмы соответствуют статусу и месту обитания героев: например, парни из Дозора одеты максимально просто, тепло и функционально
А на стиль Сансы влияют те, кто ее окружает: сначала она одевается как мать
Затем начинает подражать Серсее
На ее платье для свадьбы с Тирионом появляется лев, что говорит нам: девушка полностью во власти Ланнистеров. Далее по сериалу вы можете проследить эту зависимость самостоятельно
Разрабатывая стили некоторых героев, Мишель отталкивалась от костюмов разных народов мира: одежда дотракийцев, например, вдохновлена костюмами афганских наездников, американских индейцев и африканских племен, мужчин из Ночного Дозора - гималайской, монгольской и эскимосской культурами, дорнийцев - иллюстрациями Камасутры.
Некоторые одеяния получились очень громоздкими и тяжелыми, так что актерам приходилось подолгу учиться в них ходить (о боевых сценах вообще молчу), а основой некоторых (например, у Джона Сноу) стали жилеты, устроенные по принципу грелки (в холодное время года в них можно было заливать горячую воду, чтобы согреться, а в жару - холодную).
«Я понятия не имела о том, каким сложным будет крой костюмов, их потрясающе детально разработали! - удивлялась в начале съемок Софи Тернер. - Только представьте: корсет, который я носила под платьями в Королевской гавани, был расшит стрекозами, а ведь его ни разу не было видно на экране!»
Больше о магии костюмов в «Игре престолов» можно узнать из этого ролика:
Главный по прическам в сериале - дизайнер Кевин Александр. В его команде - около 30 стилистов и специалистов по парикам.
Поклонники сериала наверняка в курсе, что Лина Хиди и Эмилия Кларк на самом деле брюнетки,
и все восемь сезонов отработали в париках.
Но знали ли вы, что парики Дейенерис стоили от $7 тыс. каждый (всего их три)? Да и обслуживание белоснежных локонов обходилось недешево: чуть ли не каждый день стилистам приходилось отмывать их от пыли, копоти, искусственной крови и прочих «радостей» съемочной площадки. Парик же Серсеи сделали из натуральных прядей различных оттенков блонда и не окрашивали, стремясь получить «ланнистеровский» цвет. Жаль, наверное, было безбожно кромсать это произведение постижерского искусства в сцене перед «позорным шествием».
А ночью парики превращаются… Шучу. На ночь их надевали на пластиковые манекены, повторяющие форму голов актеров.
В целом во время съемок команда Александра постоянно использовала от 50 до 100 париков, большинство из которых были сделаны из натуральных волос, свезенных из разных стран мира.
Гвендолин Кристи (Бриенна Тарт) и Мейси Уильямс (Арья Старк) подстриглись по-настоящему, чтобы соответствовать своим образам. Но в сцене, где волосы Арии срезают ножом, использовался парик. Точнее, 6 париков - по количеству дублей
Для имитации засаленных кудрей стилисты использовали смесь вазелина и пудры для волос темных оттенков
По задумке Кевина Александра, Джон Сноу должен был выглядеть как «сексуальное божество» - на создание его образа стилистов вдохновил Джим Моррисон
С прическами Сансы - та же история, что и с костюмами: они менялись на разных этапах жизни героини. Есть версия, что каждый раз, когда влияние на Сансу оказывала находящаяся рядом сильная женщина, ее прическа менялась «под стать»
По словам Кевина, разработанный им стиль причесок основан на культуре племен индейцев майя и картинах прерафаэлитов. Правда, свои творения он называет отнюдь не столь возвышенно: иногда - косами, иногда - «колбасками».
В конструировании сложных прическах благородных дам команде стилистов пришлось применять максимум фантазии: например, в сцене свадьбы Джоффри и Маргери волосы невесты поддерживал 12-сантиметровый каркас. Как она при этом двигалась - не спрашивайте.
О гриме в «Игре престолов» было рассказано немало. Дизайнер Барри Гауэр раскрывал секреты создания «лиц» Белых Ходоков (на пластический грим каждого актера тратится от 4 до 8 часов):
Делился подробностями появления серой хвори (художники имитировали последствия проказы, а затем создали для Иэна Глена (Джорах Мормонт) специальный силиконовый протез):
И приоткрывал завесу над процессом появления зомби:
Если коротко, то над пластическим гримом работают три команды: одна создает объемные накладки, вторая - раскрашивает их, третья - занимается «оволосением», так что с одним актером могут возиться до 20 человек. Еще несколько мастеров рано утром всю эту красоту на человека наносят, а вечером - снимают. Главная задача при этом (помимо реалистичности) - чтобы актер мог работать в гриме целый день. Это значит, что накладка должна быть не слишком тяжелой и давать коже дышать.
Вот еще несколько впечатляющих работ, на которые были потрачены долгие часы работы:
Листочек
Вун-вун
Каменный человек
Стир
Варг теннов
Кстати, некоторые решения в контексте грима актеров также принимались в пользу натуралистичности: например, Дейенерис и Визерис изначально снимались с линзами, поскольку в книгах у Таргариенов были фиолетовые глаза. Увидев «картинку», шоураннеры Бениофф и Уайсс задумку гримеров отменили - мол, актеры играют в том числе и глазами, а линзы сильно мешают передаче эмоций.
Неотъемлемая часть образа практически каждого персонажа «Игры престолов» - оружие. Глава оружейников Томми Данн признавался, что проектирование и сборка колюще-режущих для сериала потребовали от его команды «крови, пота и слез»: только для седьмого сезона они вручную собрали примерно около 15 тыс. стрел, не говоря уже о другом оружии.
Меч из валирийской стали, который Бриенна получает в подарок в четвертом сезоне, Данн выковал сам - и в жизни, и на экране:
Для создания этого кинжала Данн купил настоящий обсидиан и обтачивал его, пока камень приобрел форму, которую оружейник смог воссоздать из резины. «И вы никогда не заметите разницы», - улыбается он.
Такую конструкцию кинжала Томми выбрал, чтобы рука колющего (в данном случае - колдуна) не перекрывала отверстие, и зрители видели, как из горла жертвы хлещет кровь
Оружие в «Игре престолов» может многое рассказать о своем владельце. Например, меч из валирийской стали, подаренный Джоффри и названный Вдовий Плач: красный кристалл Сваровски на рукояти символизирует Ланнистеров, а оленьи рога, традиционно ассоциирующиеся с Баратеоном, - совсем маленькие, что намекает на истинное происхождение Джоффри.
Оружие Белых Ходоков напоминает сосульку, и не просто так. Во время съемок в Исландии Данн сфотографировал множество осколков льда, напоминающих сталагмиты и сталактиты, а затем сымитировал их, отлив из прозрачной смолы.
Секиру Арео Хотаха Данн называет одной из самых сложных, над которыми он работал, и одной из самых любимых, потому что здесь можно было поиграть с дизайном. Секира должна выглядеть по-богатому, поэтому Томми обернул ее листами бронзы, чтобы продемонстрировать «характер» лезвия, он вырезал лазером филигрань, а затем добавил камни и солнечные лучи, ассоциирующиеся с персонажем. «Это прекрасный предмет, - говорит оружейник. - Я получил море удовольствия, делая его».
Данн обещает, что в восьмом сезоне будет «самое жесткое» оружие, которое он когда-либо создавал. Что ж, ждем с нетерпением, а пока можно посмотреть видео, в котором Томми еще немного рассказывает о своей работе: