Каждый кинематографист знает: хочешь грандиозного кино с максимальным размахом – смотри в сторону исторических сюжетов. Вот уж где душа каждого члена съемочной группы может сначала развернуться, а затем свернуться, и так несколько раз (в зависимости от бюджетов).
Правда, в этом жанре есть свои подводные камни, и самый острый из них – несоответствие деталей, в которых одновременно прячутся и дьявол, и красота. К счастью, последней в украинской национальной традиции ощутимо больше, и не использовать такой бэкграунд в кинематографе было бы настоящим преступлением. Что ж, сейчас я вам подробно расскажу, как это лучше сделать.
Вы, конечно, уже знакомы с проектом «СПАДОК», созданным компанией FILM.UA Group. Эти потрясающие ролики, посвященные украинскому костюму, уже успели покорить Украину (во время «Евровидения») и весь мир (с помощью Amazon). Сегодня же я хочу показать вам их создателей и рассказать о подноготной работы с нашим наследием – почему о нем важно знать и помнить, и как показать его так, чтобы в итоге аплодировали даже завистники.
В общем, устраивайтесь поудобнее, широко открывайте глаза и наслаждайтесь. А когда надумаете снимать отечественное историческое кино – пользуйтесь этой шпаргалкой, и ни один эксперт не упрекнет вас в игнорировании деталей.
Для начала – пару слов о создателях: консультантами проекта выступили фольклористки Маричка Квитка и Людмила Климук, режиссер роликов – Алексей Гуз, оператор – Юрий Бакун, продюсер – Елена Малкова, графику подготовила компания Signal Red. О работе над проектом я подробно расспросила его продюсера и режиссера, но для начала предлагаю вам интерактивную карту:
Красными геомаркерами на карте отмечены регионы, вошедшие в «СПАДОК» – кликнув на них, вы сможете посмотреть собственно ролики проекта, а также узнать немного нового об их героинях, процессе создания и некоторых нюансах продемонстрированных костюмов. Для тех, кто не хочет заморачиваться с картой, предусмотрено меню (слева), с помощью которого также можно перейти к просмотру видеоконтента. И не игнорируйте раздел Backstage: в нем я познакомлю вас с прекрасными людьми – коллекционерами и экспертами, приложившими все силы к тому, чтобы «СПАДОК» получился максимально информативным и достоверным.
Так, с технической частью разобрались – поговорим непосредственно о проекте. О том, как, кем и для чего он создавался, мне рассказала Елена Малкова:
- Елена, расскажите, как родилась идея проекта «СПАДОК»?
- Наша студия уже работала в направлении digital – у нас была «КиноКухня», были «КиноКоктейли», нам в принципе нравилось что-то делать в коротких формах. Мы общались на эту тему с Сергеем Созановским, который любит все новое, интересное и модное – в общем-то, идея о том, чтобы посмотреть в сторону украинского костюма, впервые прозвучала от него. А потом к нам пришли Алексей Гуз и его жена Росава, и они впоследствии стали режиссером и участницей, вдохновительницей проекта. Они тоже делали короткие ролики (не о костюмах) и показали то, что у них есть. Ребята занимаются аутентикой, нам интересно это направление – все сошлось. Они же нас познакомили с Марией Квиткой и Людмилой Климук, консультантами-фольклористами из Украинского института истории моды, и мы все вместе придумали сам проект и форму его подачи – что будем показывать и как.
- Почему лично вам было интересно поучаствовать в таком проекте?
- Как я уже сказала, студия и раньше работала в digital-направлении, мы думали, что еще в нем можно развить. У нас с Полиной Толмачевой и Мариной Булгаковой была идея целого канала, посвященного не только костюмам, но каким-то культурным вещам в целом. Пока что получилось воплотить в таком виде и теперь это переросло в отдельный большой проект.
- В чем вы видите ценность, миссию проекта?
- Лично для себя я легко могу это сформулировать. Дело в том, что я – обычный советский ребенок, который практически ничего не знает о том, что было до. Но я точно знаю, что какая-то традиционная подача, «шароварщина», меня бы не только не заинтересовала, но и оттолкнула. Суть же нашего проекта в том, чтобы как можно больше людей заинтересовались нашей культурой, поэтому мы подаем информацию вкусно, красиво и модно. Соответственно, уникальность проекта заключается именно в форме подачи – так люди смогут увидеть, насколько наша история красива, полюбить ее и понять, кто мы такие. Считаю, что очень важно интегрировать эти знания в современное общество.
- Расскажите о героинях роликов. Кто занимался их отбором?
- Здесь нужно отдать должное Маричке. Я изначально предлагала, чтобы героиней всех роликов стала Росава. Мы долго спорили, и в итоге Маричка нас всех убедила в том, что под каждый регион нужно подбирать отдельную девушку. Сейчас я понимаю, что это было очень правильное решение. Кстати, все участницы так или иначе связаны с идеей проекта, каждая их них соприкасается с этим прекрасным миром фольклора, аутентики и нашего наследия. То есть мы не собрали случайных людей – они этим живут. Кстати, некоторые вещи для наших видео мы брали из их частных коллекций.
- А как происходил сам кастинг – вы подбирали лица в зависимости от регионов?
- Непосредственно кастингом занимались, опять-таки, Маричка и Люда. Вообще, мы хоть и называем их консультантами, но они отвечали не только за подбор костюмов, но и за стиль каждого ролика в целом. Это касается и подбора участниц – именно Маричка и Люда говорили, что вот эта девочка будет представлять, скажем, Одессу, а вот эта – Полтаву.
- Кто написал музыку к роликам и почему вы взяли именно ее?
- Изначально мы планировали взять песни Росавы – лично меня просто заворожил ее альбом с колыбельными. Но в итоге поняли, что они не вписываются в общую концепцию, поэтому саундтреки были написаны специально под проект.
- Сейчас «СПАДОК» насчитывает 16 роликов, остались области, которых вы не коснулись. Это значит, что стоит ожидать продолжения проекта?
- Безусловно, продолжать будем, и уже сейчас об этом думаем. В планах у нас еще 9 роликов – восемь оставшихся областей и Крым.
- А о мужском костюме думали?
- Думали и продолжаем думать. Как я уже сказала, мы намерены продолжать и развивать проект, в нем будут следующие сезоны. Мы вообще все время делаем акцент на том, что украинский женский праздничный костюм – это первый сезон большого цикла. У нас даже было много комментариев в фейсбуке, люди прямо настойчиво просили показать мужской костюм. Пока мы думаем, как это лучше реализовать: сам по себе мужской костюм не имеет стольких деталей, и показывать его в той же форме не получится – это не будет так же красиво и зрелищно.
- Вы несколько раз упомянули большой цикл. Что еще, помимо мужского костюма, возьмете в работу?
- Свадебная мода, условно семейный костюм, повседневная одежда, которую мы тоже думаем показать. Кроме того, «СПАДОК» – это история не только о костюмах, она гораздо больше. Есть прически, обряды, традиции, всевозможные предметы быта, музыка, кухня… Словом, копать можно очень много и долго. Да и по форме это могут быть не только короткие ролики: мы позиционируем «СПАДОК» как большой кроссплатформенный проект, который будет представлен не только в digital, видео и интернете.
- А как проект попал на «Евровидение»?
- Это была настоящая синергия. Конечно же, мы с самого начала понимали, что «СПАДОК» отлично вписывается в формат – это же как раз о нашей стране, очень хороший способ показать ее культуру и наследие. Что касается переговоров, то они шли долго: не секрет, что на «Евровидении» несколько раз менялась команда организаторов, и с каждой из них мы общались (улыбается). Но в итоге все получилось.
- Были ли какие-то сложности?
- Нет, особых сложностей не было. Да, были нюансы по поводу того, как и где в рамках конкурса можно использовать наш проект, но в итоге все получилось очень хорошо.
- Получили ли вы какой-то фидбэк после «Евровидения»?
- Да, просто сумасшедший, мы же открывали конкурс вместе с Монатиком (смеется). У этого ролика на данный момент около 2 млн просмотров. Я внимательно прочитала все комментарии – их было очень много. Понятно, что процентов 80 посвящены Дмитрию и его прекрасному выступлению, но остальные касаются наших роликов – костюмов, музыки, героинь. Мы видим, что очень много обращений и к нам, и к нашим друзьям из института истории моды.
- Не думаете о продаже роликов на каналы или еще куда-нибудь?
- Мы пока не спешим, но такие планы действительно есть. Очень хотели бы попасть на общенациональный канал, ведь интернет-аудитория достаточно узкая, а проект стоит того, чтобы его увидели люди со всей Украины. Да и поводов достаточно – тот же День Независимости. Мы встречаемся и общаемся с каналами, но ничего конкретного по этому поводу пока сказать не могу. Хотя нет, могу: наш проект продан на Amazon, и его могут увидеть зрители США и Канады.
- Есть ли у вас любимый ролик, любимый костюм?
- Я так ждала, когда же мне кто-нибудь задаст этот вопрос (улыбается). Конечно, есть! Я очень люблю Харьков и Одессу.
- Почему они?
- Мне очень нравятся героини этих роликов. Вообще, моя любовь вызвана не только костюмом, а роликом в целом – героиней, энергетикой, музыкой. Впрочем, когда я начинаю об этом думать, то понимаю, что люблю все ролики – Черновцы, в Хмельницком у нас такая прекрасная пани Лидия…Тернополь…
- Были ли какие-то нюансы в производстве, которые вам особенно запомнились?
- Если честно, нет – все происходило настолько легко и органично, даже удивительно. Конечно, с кем-то работалось проще, с кем-то, наоборот, сложнее. Например, проще всего было с героиней из ролика о Черновцах – она буквально зашла в кадр и мы сразу все сняли. Еще одна запоминающаяся история – с Закарпатьем. Там была такая деталь, «куришка», как аромалампа или кадило – поджигаешь веточку, кладешь ее в эту «куришку». Когда мы это сделали, то очень переживали, чтобы не сработала сигнализация – было столько дыма, что мы почти не видели друг друга. В остальном же все прошло легко, да и как иначе может быть, если работаешь с людьми, которые очень любят свое дело?
Разговор о проекте невозможен без его режиссера. Тем более, что у проекта «СПАДОК» режиссер особенный: Алексей Гуз – муж «музы» и одной из героинь проекта Росавы. Естественно, рассказать о работе над роликами я попросила их обоих:
Росава: Эта идея зрела у меня с тех пор, как ко мне в гости приехал друг-иностранец, и у него в руках оказался путеводитель, который он взял в аэропорту – такая брошюрка про Украину и Киев. Первое, что он увидел в нем – вульгарное изображение полуголой украинки в веночке. «Смотри, – сказал он мне. – Вот – первое, что я узнал об Украине, сойдя с самолета». С тех пор мне хотелось сделать что-то качественное, чтобы достойно представить Украину миру. В определенный момент у нас случилась синергия с компанией FILM.UA, которая тоже хотела снять что-то качественное, интересное, имиджевое. Так и родился этот проект.
Алексей: Работать с женой я привык – мы вместе сделали пару проектов, нам легко работается вдвоем. Хотя больше всего требований, конечно, всегда предъявляешь к родному человеку.
Пожалуй, самым сложным этапом во всем процессе стало нахождение костюмов: почти все они – в частных коллекциях, поэтому собрать их было довольно сложно. И порой ожидание костюмов тормозило весь проект. Спасибо Маричке Квитке, которая провернула всю эту работу.
Героинь мы подбирали по типажам регионов – все-таки, у жителей каждой области Украины есть своя специфика во внешности. При этом каждый регион у нас представляют женщины известные: радиоведущие, этнографы, художницы, музыканты. Как такового большого кастинга не было, героинь искали своими силами: часть привел я, часть – Маричка.
Самыми сложными, пожалуй, стали съемки ролика Хмельницкой области с Лидией Афанасьевой – старшей из героинь. Она так испугалась съемочного оборудования и количества людей на площадке, что видео с ней мы отсняли минут за 20. Тем не менее, на экране Лидия получилась вполне веселой и улыбчивой.
Самые «смешные» съемки получились с Александрой Бойко (Винницкая область, - МН): она – человек настолько эмоциональный, что постоянно улыбалась, смеялась, где надо и не надо.
А во время съемки пилотного ролика, в котором снялась Росава, на площадке оказалась наша дочка. Ей было месяца 3-4, и мы решили и ее поставить в кадр. Долго думали, во что же ее завернуть, были ли тогда какие-то детские одежды. И в результате просто завернули ее в сорочку.
Общий стиль роликов, все визуальное решение проекта вплоть до черного фона и того, как должна двигаться камера, придумал я. И во время съемок пилотного видео даже стоял за камерой. Для остальных работ взял уже оператора: понял, что не потяну физически.
С самого начала мы решили, что каждая история должна быть на черном фоне, и ничего не должно отвлекать от костюма. Есть только героиня, которая коротко рассказывает о костюме и своем регионе. Особенных ноу-хау мы не применяли, но сами съемки были необычными, потому что героиня каждого ролика все время в движении.
Что касается главной песни проекта, которую исполнила Маричка Квитка, то мы хотели, чтобы этно в ней соединилось с современностью. У Марички есть свой композитор, и мы попросили его написать один длинный трек минут на 15 – композиция одна и та же, но мелодия периодически чуть меняется. В эту 15-минутную композицию мы вместили тексты разных народных песен. Когда песня была готова, и мы ее утвердили, я попросил композитора сделать отдельные треки – дорожки струнных инструментов, ударных и пр. Потом мы это все собрали, повырезали, где что надо (я немного знаком с музыкой), и отдали ему, чтобы он все красиво свел.
Так же было и с графикой: Signal Red делал ее с разными вариациями – что, где, как, откуда может вылетать – а потом уже Олег Кусий расставлял эти варианты по регионам. Снимали мы специально так, чтобы под графику оставалось место.
За смену, 10 часов, снимали 3 ролика – причем переработки у нас ни разу не было. Работа над графикой тоже проходила достаточно быстро. Не в день по 3 ролика, конечно, но тем не менее.
Росава: Нашей целью было создать имиджевый проект высокого качества. Который бы нам самим показывал, какими мы были и какими можем быть, в котором через культурный контекст были бы видны наша история, архетип, достижения, эстетика, красота.
Думаю, эта работа поможет нам всем найти в себе эти корни. Это, по сути – знакомство украинцев с самими собой.
Кстати, FILM.UA собирается снимать ролики об оставшихся областях, а потом, возможно возьмемся и за мужской костюм, и за детский – такие мысли у нас были изначально. Так что продолжение следует!