«Атомная блондинка»: ноги над Берлином
She's a killer Queen
Gunpowder, gelatine
Dynamite with a laser beam
Guaranteed to blow your mind
Anytime
“Killer Queen”, Queen
К сожалению, эта песня «квинов», использованная в трейлере «Атомной блондинки», в сам фильм не вошла, хотя и очень ему подходит. Впрочем, и без нее там есть что послушать: от Дэвида Боуи до Depeche Mode, от Джорджа Майкла до New Order, от The Clash до… Высоцкого. В общем – полный набор «мелодий и ритмов» 1980-х, под которые убийственно соблазнительная Шарлиз Терон курит одну за одной, крутит «вертухи» уходящими в бесконечность ногами и спасает мир от Третьей мировой.
Ее героиня Лоррейн Бротон – так же, как и персонаж песни Queen, – своего рода «девушка по вызову» высочайшего класса, но с несколько иной специализацией вызовов. Она – спецагент британской разведки MI5, которую посылают в Берлин накануне падения Берлинской стены с целью отыскать пропавший список западных шпионов, ставящий под угрозу десятки агентов по всему миру.
Также за списком охотится целая толпа агентов КГБ: все – на удивление без медведей и балалаек. Кроме того – еще один британский агент Дэвид Персиваль: в шубе и гипсе (сыгравший его актер Джеймс Макэвой сломал руку на съемках фильма «Сплит», так что в данном случае гипс – «не простое украшение»). И еще – начинающая французская шпионка (София Бутелла): с большим фотоаппаратом и еще большими амбициями.
Вся эта толпа носится друг за дружкой туда-сюда между Восточным и Западным Берлином, периодически устраивая эпические гонки на «Жигулях» и вступая в зрелищные кровавые драки. Самые зрелищные и кровавые – с участием Шарлиз.
«Атомная блондинка» – сольный режиссерский дебют каскадера Дэвида Лейтча, который ранее вместе со своим напарником Чадом Стахелски снял «Джона Уика».
Каскадерскому кино – каскадерский подход: для физической подготовки Шарлиз Терон режиссер выписал сразу 8 персональных тренеров, а также устроил актрисе «спарринги» с Киану Ривзом, готовившимся к съемкам в «Джоне Уике 2». В результате Лоррейн в исполнении Терон превратилась в настоящую боевую машину, которая по ТТХ «красота», «сила» и «смертоносность» превосходит даже ее же Императрицу Фуриосу из «Безумного Макса». Правда, не обошлось без неприятностей: во время съемок актрисе повредили два зуба. Но за настолько эффектное «взятие Берлина» двух (почти) выбитых зубов, думается, не жалко.
Эффектная – пожалуй, оптимальное прилагательное для «Атомной блондинки». Кино, снятое с относительно скромным бюджетом в $30 млн, «держит» буквально каждым кадром. Во многом, это, конечно, заслуга самой Шарлиз: сказать, что «во-первых, это красиво» – значит, ничего не сказать. Также – художника по костюмам Синди Эванс, подобравшей для природной красоты Терон достойное обрамление, (а для Макэвоя – ту самую «сутенерскую» шубу, чем-то напоминающую наряд, в котором рассекал Вин Дизель в фильме «Три икса»).
Кроме того, отличились и художники-постановщики, хорошо поработавшие над «картинкой» города за Железным занавесом конца 1980-х. Вышло вполне реалистично, хотя местами и карикатурно. Например, как в случае «ковровой комнаты», где происходит одна из самых кровавых драк фильма. Видимо, декораторам кто-то сказал, что в странах Восточного блока были очень популярны ковры, и те решили увешать и устелить коврами буквально все пространство квартиры: получился настоящий храм «Его Ворсейшества».
Вообще, определенная карикатурность характерна для всей «Атомной блондинки». Ее нельзя считать классическим шпионским фильмом, но в то же время не назвать и пародией в духе «Агентов А.Н.К.Л.» или Kingsman. Также не похожа она на кинокомикс, хотя и снята на основе графического романа Энтони Джонстада «Самый холодный город».
Если при просмотре что-то и всплывает по ассоциации, то, во-первых, классическая сцена допроса из «Основного инстинкта». Повествование в фильме идет в формате отчета Лоррейн об операции в Берлине, который она дает своим боссам в штаб-квартире MI5. И с 1992 года не было на экране такой фантастически красивой ледяной блондинки, держащей допрашивающих ее серьезных мужчин в таком подвешенном за… гхм, ну неважно, за что: просто – в подвешенном состоянии. Вот только никаких вам «нога на ногу»: в отличие от Шерон Стоун, у Шарлиз Терон другие методы – не соблазн и провокация, а природное доминирование по праву сильнейшего.
Кроме того, вспоминается старый шпионский сериал «Ее звали Никита» с еще одной боевой блондинкой, Петой Уилсон. Но и здесь нет зеркального сходства. Скорее – зеркальное отражение: героиней Петы управляли и манипулировали, героиня Шарлиз – управляет и манипулирует сама.
При всем этом фильм Дэвида Лейтча нельзя назвать и феминистским манифестом. Скорее это квинтэссенция (опять-таки – где-то карикатурная) кинотенденции последних лет под кодовым названием «девочки начинают и выигрывают».
И даже пресловутая лесбийская сцена между героинями Терон и Бутеллы, кажется, введена в фильм не столько для пикантности, сколько для того, чтобы подчеркнуть: Лоррейн – никак не «девушка Бонда», Лоррейн – девушка-Бонд.
У «Атомной блондинки» неплохие рейтинги: 7,2/10 на IMDB, 75% на Rotten Tomatoes, 63% на Metacritic. При этом многие рецензенты кино одновременно хвалят и хают. Хвалят за Шарлиз и хают, собственно, за кино: мол, все условно, бестолково и схематично, и играть ей здесь нечего. И тут сложно возразить. Разве что, если допустить, что не в каждом фильме нужно играть – в некоторых достаточно красиво махать ногами. Тем более – такими, как у Шарлиз. Тем более – так красиво.
Фото - ufd.ua, slashfilm.com