«ОНО» страшное
«Она бежала сквозь сон, сквозь тишину, а может быть, просто сквозь время. Годы шли быстро. Годы бежали. Годы летели. Если вы повернетесь и побежите за своим детством, вам не нужно сдерживать свой бег». Бегите – и в какой-то момент окажетесь в той точке, где-то в середине 1990-х, когда сидите в одиночестве в темной комнате перед телевизором, а на экране недобрый клоун Пеннивайз одного за другим поедает детишек городка Дерри. И вам, кажется, по-настоящему страшно. Настолько, чтобы включить настольную лампу, но не настолько, чтобы выключить телевизор.
Если сегодня, много лет спустя, захочется повторить этот опыт – welcome в кино. Правда, настольную лампу там не включишь. Но, скорее всего, и не потребуется, ведь теперь пугают совсем другие вещи.
Новая экранизация романа Стивена Кинга «ОНО» вышла спустя 27 лет после телеадаптации и через 31 год после первой публикации книги. Довольно трудно заспойлерить один из самых популярных романов Короля ужасов, в свое время спровоцировавший всплеск коулрофобии (боязни клоунов) по всем миру, но, возможно, кому-то все же стоит напомнить сюжет.
Итак, в маленьком городке Дерри (любимом кинговском «проклятом месте», где также происходят события «Ловца снов», «Розы Морены» и многих других романов) каждые 27 лет массово пропадают дети. Их затаскивает в канализационную систему и поедает там монстр в обличье клоуна, питающийся не столько даже плотью, сколько детским страхом и отчаянием. Ему противостоит «Клуб Неудачников» – ребят, объединенных не только желанием избавиться от чудовища, но и целым комплексом типичных детско-подростковых проблем (включая преследование со стороны банды старших парней). В итоге «неудачникам» все-таки удается ранить Пеннивайза: как им кажется – смертельно. Но, подозревая, что это не конец, дети клянутся вновь снова сразиться с монстром, если это когда-либо потребуется. И, конечно, через 27 лет наступает время, когда им нужно сдержать (или не сдержать) свою клятву.
В двухсерийной телеэкранизации режиссера Томми Ли Уоллеса 1990 года обе временные линии романа объединены. Но в нынешней киноадаптации режиссер Андрес Мускетти («Мама») решил сосредоточиться только на первой части истории, не усложняя ее флешбеками. А вторую – взрослую – часть оставить для следующего фильма. И ему однозначно быть, ведь сборы первого уик-энда уже прогнозируют на уровне $80+ млн, и это при том, что бюджет «ОНО» – всего $35 млн.
Во многом таким оптимистичным прогнозам поспособствовали позитивные оценки критиков: на Rotten Tomatoes у фильма рейтинг 90% (7,1/10), на Metacritic – 71, на IMDB – 8,4/10.
В плюс фильму ставят уместное перенесение времени действия из 1950-х в 1980-е, приближающее события к современной аудитории, а также бережное обращение с оригиналом. В картине постарались максимально сохранить детали кинговской истории. Правда, как и в первой экранизации, убрали сексуальные сцены – важные в контексте взросления персонажей, но более чем сомнительные с точки зрения проката.
Кроме того, отдельно хвалят каст – особенно глазастого Финна Вулфхарда, звезду «Очень странных дел», органично вписавшегося и в этот «ужастик 80-х» в роли Ричи Тозиера. Да и с Пеннивайзом тут тоже все хорошо (ну точнее плохо, что в данном случае хорошо). Мертвенно-бледный зубастый клоун с перекошенными глазами пугает вполне убедительно (кстати, отказавшись от услуг CGI-мастеров, косил Билл Скарсгард сам).
Одним словом, у Мускетти получилась вполне достойная экранизация Кинга. Или точнее даже – визуализация: ты видишь пасторальный Дерри, классический Старый Страшный Дом, яркие цветовые пятна ярко-желтого детского дождевика и кроваво-алого воздушного шарика. Плюс, конечно, детальные «иллюстрации» детских кошмаров – от солдата без головы до истекающего слизью прокаженного. Видишь – но как-то не слишком сопереживаешь, постоянно отвлекаясь на сценарные алогичности в стиле «давайте держаться вместе!» с последующим разбеганием в разные стороны или чье-то нервное «ой, бл…!», вырвавшееся в момент появления очередной жути.
Тебя же здесь почему-то пугает совсем другое. Например – мамаша маленького Эдди, выдумавшая сыну кучу несуществующих болезней, чтобы крепче привязать его к себе. Или – «заботливый» отец рыжей Беверли, который хочет от «своей девочки» совсем не того, что может хотеть папа от дочери. Или – озлобленные подростки, пытающиеся застрелить ни в чем не повинную кошку (спойлер – кошка выживет). В общем, те вещи, к которым зубастое инопланетное зло, живущее в канализации, не имеет ну никакого отношения. И которые, увы, можно встретить не только в Дерри.
«Мы повзрослели. Мы не представляли себе, что такое может случиться, во всяком случае, тогда, во всяком случае, с нами. Но это случилось, и, если я переступлю порог, тайное сделается явным: мы все – взрослые». И разве это не страшно?..
P. S. Впрочем, как показал мини-опрос тех взрослых, кто раньше «ОНО» не читал и не смотрел, клоун из нового фильма и сам по себе способен таки напугать не по-детски – безо всяких отвлеченных рефлексий. Так что любителям жанра есть чем заняться на выходных – и внести заодно свою лепту в оправдание оптимистичных кассовых прогнозов.
Фото - kinomania.com.ua