Медиа как пустыня, или Почувствуйте разницу
Хоть и работает в Украине немало российских журналистов, а многие наши, в свою очередь, подрабатывают на российском рынке, не очень у нас принято отслеживать происходящее в тамошней журналистике. А зря, очень интересно.
В Look at me появились наблюдения русско-американского главного редактора GQ Михаила Идова о некоторых покоробивших его особенностях московской (она же в России преимущественно московская) прессы. Заголовок говорит сам за себя: «Печать зла: Как выжить иностранному журналисту в России».
По сути, это расширенный вариант вредных советов от Идова, разлетевшихся по соцсетям:
Юным журналистам
Любую тему лишь украсит
Немного авторского "я".
Начни статью про что угодно
С того, как ты ее писал.
Когда придуманный источник
Редактор просит подтвердить,
Скажи ему "я Хантер Томпсон,
А вы ничтожное говно".
Для умножения доходов
Нам бог синонимы послал.
Две трети слов в статье заменишь,
И можно снова продавать.
Твой лучший текст на сайт не ставят -
А ты залей его в фейсбук,
А на фейсбук дай ссылку в твиттер.
Твой голос им не задушить!
Когда в Париж за кучу денег
Пошлет тебя один журнал,
Продай статьи еще в четыре:
Хэмингуэй ты иль холоп?
В конце любого репортажа
Последней фразой опиши,
Как ветер что-нибудь колышет:
А вот как откликнулся в фейсбуке на идовские страдания другой главный редактор – Дмитрий Ольшанский, представляющий «Русскую жизнь», самый сильный, пожалуй, медийный онлайн проект последнего времени.
«На самом деле, - пишет Ольшанский, - тут важна разница между русскими и западными медиа. Там это огромная бюрократическая система. Конкуренция 1000 человек на место, отделы проверки, ассистенты, стажеры и адвокаты, каждый шаг фиксируется, есть правила, как писать 2-й и 6-й абзац вашего текста, добьешься успеха - купишь квартиру и получишь Пулитцер и проч. и проч. В общем, похоже на СССР.
Здесь - ровно наоборот. Здесь пустыня. В этой пустыне ты ищешь талантливого человека, ищешь долго, мучительно. Когда находишь, немедленно выясняется, что он алкоголик, сумасшедший, у него ультрарадикальные взгляды, райтерс блок, он только что потерял все документы и вообще отстаньте вы все от меня. Но ты все-таки должен достать из него текст - примерно как воду в Сахаре. И это при том, что почти во всех СМИ (ну, разве что кроме «Сноба») заплатишь ты ему деньги, равные от силы паре походов в приличный ресторан, где он и так уже сидит, пьяный в жопу и очень недовольный».
Почти всем ситуациям, описанным Идовым, найдутся аналоги в отечественных медиа. А Ольшанского хочется просто обнять и расплакаться у него на плече, так он прав. Только у нас проблемы начинаются на еще более раннем уровне: где у москвичей беда с талантами, там у нас дефицит минимально профессиональных авторов. Соответственно, про таланты даже заикаться неудобно.
И если несчастный российский автор отправляется пропивать гонорар в приличный ресторан, и ему удается растянуть удовольствие на два раза, нашим в средней руки кафе не получится разгуляться.
Да, и «Сноба» тут нет. А в остальном мы такие же. Некоторые продолжают верить, что даже лучше, но они просто нас хотят поссорить.