Олег Сенцов. Игра VS Реальность
Того гляди, что из озерных дыр
да и вообще - через любую лужу
сюда полезет посторонний мир.
Иль этот уползет наружу.
Иосиф Бродский
Это было 2 года назад в Трускавце. Там проходил фестиваль «Золотая пектораль». Маленький, но гордый.
Журналисты на такие фестивали ездят, я вам честно скажу, для того, в основном, чтобы выпивать, плавать в бассейнах или морях (что там под рукой есть), погоняться за «звездами» и потом опубликовать пару репортажей или интервью, упомянуть добрым словом организатов – а потом в душных редакциях вспоминать красивую жизнь, устроенную им неизвестным меценатом.
Примерно с таким настроем ехала и я. Но программа была настолько интересной и мастерски составленной, что бассейн ушел на второй план. И там, в сонном Трускавце, я увидела «Гамера».
Мальчик по кличке Кос с головой ушел в компьютерные игры, и это для него не развлечение, а работа. День и ночь тренируется, чтобы стать лучшим в искусстве Quake Aren. Шаг за шагом он идет к победе – и занимает второе место на чемпионате мира. Но вернувшись победителем, он переосмысливает свою жизнь.
Старая, как мир история, о путешествии в потусторонний мир, но на современном материале. Виртуальная реальность, где ты можешь быть сильнее, взрослее, жестче и умнее, чем на самом деле – на самом деле не выдумка 21 века. Так было всегда... Просто сейчас для того, чтобы пересечь границы реального мира, не нужно обладать яркой фантазией, можно обойтись без приема наркотических средств и вовсе не обязательно истязать себя молитвой, постом и медитацией. Достаточно нажать кнопку. А дальше – все становится по-другому. И какое-то время ты можешь сам принять решение, остаться здесь или вернуться на землю. А потом у тебя свободы все меньше и меньше. И виртуальный мир становится родным и понятным. А мир реальности – чужим и зыбким.
Вот о чем я думала, когда смотрела это кино, снятое режиссером-дебютантом, на медные деньги (20 тыс. долларов), с актерами-непрофессионалами. А еще я вспоминала классический фильм Франсуа Трюффо «400 ударов», который почему-то крепко запал мне в душу. Словно о брате Коса снят этот фильм, или даже о самом Косе, будь он парижанином и живи 50 лет назад...
Роскошный санаторий, построенный и декорированный в стиле пост-советского барокко, где проходил фестиваль, с изумлением взирал на это творение. И компьютерная игра, и серый, троллейбусно-диванный мир, в которой живут игроки – все это было словно из параллельной Вселенной. Но пафосному залу, затянотому красным бархатом, пришлось стерпеть аплодисменты публики.
Жюри состояло из людей, бесконечно далеких от мира компьютерных игр. Но гран-при получил тогда именно Олег. В смешном спортивном костюме и каких-то невнятных кроссовках, он вышел на сцену за дипломом. Сказал несколько неловких слов в благодарность. И когда его спросили, будет ли следующее кино, сообщил, что ищет деньги. А глаза его светились, как это бывает только у талантливых людей. И я поверила, что он найдет деньги и снимет кино. И это будет правильно и хорошо.
Совсем недавно «Носорог» Сенцова был реальностью. Идея, финансирование – все сложилось Сейчас фильм снова перешел в мир фантазии. А реальность настолько страшна, что даже думать о ней больно. Каково же Олегу, не могу себе представить. И чем помочь – тоже не знаю. Только сердце болит.
А на фильм «Гамер» я зову вас в первую очередь потому, что это отличное кино. Очень хорошее. Давайте его посмотрим все вместе. И может быть, что-то придумаем.
Приходите 4 июня в Киноклуб. А если вы хотите помочь Олегу прямо сейчас, вот номера счетов.
Фото - colta.ru, screenplay.com.ua