Камермены против смартфонов. Как мы снимали концерт группы Океан Ельзи
Концерт группы Океан Ельзи состоялся. На сто восторженных статусов в соцсетях –примерно два-три раздраженных. И нужно сказать, что люди, открыто сообщающие миру о том, что они не понимают всеобщего помешательства на ОЕ, сегодня сильно рискуют.
А кроме комментариев, признаний в любви, споров о месте ОЕ в истории Украины и даже парочки хороших репортажей, Интренет, источник наших знаний, наполнился видео и фотографиями, сделанными зрителями со смартфонов. Так что о том, что происходило на НСК «Олимипийский» в субботу, 21 июня, не знает только ленивый: «о боже, это было круто, мы их любим, он такой крутой, первый состав такие няшки, новый состав супер-молодцы, метро продлили до 2-х часов ночи, мы потеряли голос»... Нынче ведь каждый – сам себе режиссер и кинодокументалист, репортер и музыкальный критик.
Но нам, медийщикам, рано уходить на покой! Мы, как говорится, не сдадимся без боя. И скорости реагирования и эмоциональности высказывания можем противопоставить только одно: качество контента. И за то, что впервые за 20 лет существования ОЕ FILM.UA решили профессионально записать их концерт, нам обязательно скажут спасибо. Как фаны группы, так и будущие историки Украины.
На концерт пришло, по разным оценкам, от 70 до 100 тысяч человек. Самые преданные и дисциплинированные из зрителей, ровно в 18:00, когда был открыт вход в стадион, ворвались на него, и наперегонки помчались по футбольному полю, застеленному специальным покрытием, в надежде занять места под самой сценой. Их не пугала перспектива простоять 3 с лишним часа в ожидании кумиров. Любовь не менее требовательна, чем работа.
Но не они первые были в чаше Олимпийского. Там уже в течение нескольких суток «жила» большая команда «Океанов» и компании «Зинтеко», которая готовила стадион к действию.
Построить сцену, установить звуковую и световую аппаратуру, проверить звук, выстроить его так, чтобы огромный стадион, к концертам не слишком приспособленный, смог зазвучать – задача почти невыполнимая. Поэтому публика, которая приходит на стадионы, обычно снисходительна к звукорежиссерам. Чего нельзя сказать об артистах, а уж тем более о конкурирующих фирмах. Поругать звук после концерта – святое дело. Но мы этим заниматься не станем.
В этот раз подготовка к шоу была осложнена тем, что помимо работы команды Океанов там трудилась еще и съемочная группа телевизионной версии концерта. На протяжении двух дней шла круглосуточная работа: продюсеры и режиссеры придумывали схемы, техники устанавливали оборудование. За сцену спрятали от глаз публики самую мощную в Украине ПТС. Было задействовано более 80 человек со стороны FILM.UA и наших подрядчиков: компаний «Операторские технологии», ISTIL Studios, Patriot Rental.
Из Британии к нам прилетел оператор - постановщик Энди Хорнер с командой из пяти человек. Почему британец? Да потому, что них там большие рок-концерты - обычное дело, и снимать их они умеют и любят. А в Украине это был первый опыт. Вот мы и решили воспользоваться опытом зарубежных коллег. А им, я уверена, очень пригодится опыт, полученный в Киеве.
Вечером, накануне концерта, пошел дождь. Оборудование спешно укрыли специальными чехлами и полиэтиленом, камермены накинули дождевики, но работе погода не помешала. До часу ночи Вакарчук и его музыканты проверяли звук, пели перед пустым стадионом, операторы «пристреливались» к картинке, звуковики выбирали места для микрофонов. Себя никому не было жалко, беспокоились только о технике. А вот наша документальная съемочная группа во главе с Сергеем Буковским погоде была даже рада: прожекторы выхватывали из темноты струи дождя, и картинки ночной репетиции получались драматичные и красивые.
Микрофоны на партикабле
Микрофоны в фанзоне
Микрофоны на сцене
Энди Хорнер, наш британский друг, оператор–постановщик съемки
Сергей Михальчук, оператор-постановщик документального проекта, посвященного ОЕ, и прекрасная камера Алекса
Сергей Буковский, режиссер документального проекта, посвященного ОЕ
Сергей Степанский, звукорежиссер документального проекта, посвященного ОЕ, и повелитель микрофонов
Дарья Галаева, линейный продюсер съемки телевизионной версии концерта
Алексей Миронченко, технический директор съемки. Человек, отвечавший за все огромное количество железа, свезенного в НСК Олимпийский
Андрей Ризванюк – исполнительный продюсер проекта
С утра накануне концерта – снова проверки, репетиции, последние приготовления... В тот момент, когда наполненный до отказа стадион взревел в честь появления на сцене Вакарчука, у нас уже все было готово. Андрей Ризванюк, исполнительный продюсер проекта, все держал под контролем и на любые вопросы отвечал одной и той же фразой: «Сейчас все будет». И все было.
17 камер, установленных по всему стадиону (2 из них – на кранах, 3 – на телегах, 4 – непосредственно на сцене, одна из них – TOWER CAM, 3 возле звукорежиссерского пункта в конце первой фанзоны, за второй фанзоной, в самом дальнем секторе стадиона для общих планов)... Словом, наше «всевидящее око» охватывало все, что происходило на Олимпийском и предавало информацию в FULL HD качестве в ПТС.
Там было именно так, как полагается в центре управления полетами или в башне Саурона: пока люди пели, аплодировали, кричали от восторга, поднимали плакаты и выпускали в небо шарики, британско-украинская команда сосредоточенно работала, не отрывая глаз от мониторов. Посторонние и любопытствующие туда заходили с опаской и благоговением. Допрошенный после концерта оператор-постановщик, Энди Хорнер, сообщил нам, что все было круто: и концерт, и артисты, и публика, и съемочная группа.
Впрочем, и этого нам показалось мало. Над стадионом во время исполнения любимой народом «Кiшки» взмыл специальный вертолет с камерой. Картинка, записанная с высоты, даст представление о масштабе происходящего.
А для того, чтобы показать, как Олимпийский менялся, как строилась сцена, устанавливалась техника, как воздвигались партикабли, как в день концерта чаша наполнялась десятками тысяч зрителей, а потом - огромный стадион снова вернулся к обычной жизни, мы решили воспользоваться техникой Time Lap. Олег Фингер, проснувшийся знаменитым после того, как он сделал Time Lap о Киеве, в течение несколько дней с помощью своей команды с разных точек снимал Олимпийский.
Но телевизионная версия концерта – это не только картинка, но и достоверно воссозданный звук. Зрителю должны быть слышны не только песни, которые исполняет группа, но и мощное дыхание стадиона. Собственно говоря, то, как зрители и артисты перекачивают от сцены в зрительный зал энергию музыки и то, что можно ощутить только во время живого концерта.
Чтобы создать иллюзию вовлеченности в этот процесс, мы сильно заморочились. В конце первой фанзоны, прямо над пультом звукорежиссеров, на двухметровом партикабле была установлена конструкция из 8 микрофонов на полуметровых стойках. Эти микрофоны писали все, что происходило вокруг: то, как стадион пел вместе с группой любимые песни, кричал «Слава Украине – Героям Слава», как ревел и аплодировал во время пауз, как вызывал артистов на бис. Помимо этой конструкции, которую звукорежиссеры назвали «звукокаброй», в зале было еще несколько точечных микрофонов, привязанных к камерам. Даже у самой дальней из них – в 60 секторе – был индивидуальный микрофон. А еще по залу бродили люди с «удочками», которые «ловили» наиболее эмоциональных зрителей и записывали их реакцию. Ну, и конечно, все это – лишь дополнение к основной потрековой фонограмме концерта, для которой звук со всех инструментов и микрофонов записывается раздельно. Все это потом, во время монтажа, сведется в единое звуковое полотно, которым мы очень надеемся порадовать зрителей. И, возможно, те, кто никогда не был на «живом концерте» Океанов Ельзы поймут, почему люди так их любят.
К счастью, дождя или других неприятностей, в этот вечер не было. «Мы дотянули до первого биса», - радостно сообщил съемочной группе концертный директор Океанов Ельзи в конце концерта. Но публика расходиться не хотела. Вакарчук и его команда выходили на бис 5 раз. А потом, когда музыка стихла, включились громадные прожектора и зрители покинули чашу, на стадионе остались только ночные бабочки, слетевшиеся на свет, и техники, сосредоточенно собирающие оборудование и загружающие его в камервагены.
Пользуясь случаем, хочу извиниться перед зрителями за все неудобства, которые мы могли им причинить. Впрочем, это уже сделал Святослав Вакарчук. «Конечно, запись концерта – это всегда непросто и несколько неудобно, - сказал он со сцены. - Но мы пошли на все эти сложности, чтобы сохранить этот вечер не только в нашей памяти».
А увидеть то, что получилось, и насколько это круче любительских роликов, мы сможем совсем скоро.
Следите за анонсами!
Фото - Роман Орел, Анастасия Миронова