Гендиректор сети MULTIPLEX Виталий Писаренко о будущем украинского кино, квотах, партнерстве с FILM.UA и бизнесе, в который вложены миллионы
Надеюсь, вы уже пришли в себя после череды майских выходных и готовы с головой погрузиться в работу. А для тех, кому перед затяжным прыжком в круговорот повседневных дел нужен дополнительный источник вдохновения, я подготовила материал, мотивирующий к новым свершениям: его первую часть вы читаете прямо сейчас, вторую я опубликую завтра.
Как вы уже догадались, речь пойдет о сети кинотеатров MULTIPLEX. С ее генеральным директором Виталием Писаренко я подумывала побеседовать еще в конце прошлого года, когда компания заявила о планах в течение 2019-го открыть около 40 новых кинозалов. Ну а когда выяснилось, что «Мультиплекс» намерена активно инвестировать еще и непосредственно в создание украинского кино, необходимость этого разговора стала очевидной. Забегая наперед, скажу, что Виталий рассказал об очень многом из того, что меня интересовало, ну а там, где ответы покажутся вам слишком дипломатичными - читайте между строк.
- Виталий, компания MULTIPLEX искала партнера среди украинских кинопроизводителей с 2017 года. Как вы пришли к выводу, что им должна стать FILM.UA Group?
- Поворотным моментом была «Викрадена принцеса: Руслан і Людмила», в марте 2018-го установившая рекорд для украинского фильма на тот момент. Действительно качественный продукт, который вышел в правильное время. Еще в 2017-м мы побывали на студии FILM.UA, они рассказали о своих проектах, про «Скажене весілля», как-то так все и началось. Но окончательное решение мы приняли уже после «Принцессы».
- На фильме «Скажене весілля» вы уже были партнерами.
- Тогда мы решили партнерство не афишировать, как сделали сейчас, потому что для всех это был пробный проект, и мы не совсем понимали, как отреагируют наши коллеги по рынку, не будет ли какого-то негатива. Сейчас же у нас такая подборка проектов, что со стороны коллег не брать их - все равно, что выстрелить себе в ногу. Ну, это будет странно (улыбается).
- В «Скажене весілля» вы тоже инвестировали, или это был другой тип сотрудничества?
- Да, инвестировали. И инвестиции вернулись всем.
- Как вы сотрудничаете по новым пяти проектам, кроме непосредственно инвестирования в производство?
- На данный момент мы наименее вовлечены на стадии производства, потому что у нас не сформировалась собственная экспертиза, но мы над этим работаем - может быть, к моменту съемок второй части «Скаженого весілля» будем активнее участвовать на стадии производства. Сейчас же мы совместно с FILM.UA работаем над промо всех этих фильмов («Полина и тайна киностудии», «Захар Беркут», «Гарет Джонс», «Скажене весілля-2» и «Пульс», - МН).
- Каким образом?
- Если вы были на презентации партнерства, то уже почувствовали, что промо идет. Мы действуем как рекламная площадка, продвигаем фильмы в том числе в наших кинотеатрах, используем все собственные ресурсы, которые сами по себе довольно значительны. Соответственно, к моменту выхода фильмов в прокат люди, которые ходят к нам в кино (а это 800 тыс. человек в плохой месяц, а в хороший и 1,1 млн может быть), уже будут знать о них. Это большое подспорье для того, чтобы получить какой-то успех в прокате.
- На презентации вы, кроме всего прочего, говорили, что будете помогать кинопроизводителю своей инфраструктурой. Что имелось в виду?
- В первую очередь, наши рекламные возможности: доступ к миллионам людей, которые уже ходят в кино - им потенциально будут интересны эти продукты. Плюс наши соцсети: около 130 тыс. человек в Facebook, более 75 тыс. в Instagram.
- Вы наращиваете экспертизу для участия в производстве...
- Как минимум нам нужно начать разбираться в том, как производство устроено, как оно работает, сколько стоит и так далее. Начнем с базовых вещей.
- Для чего? Чтобы проводить аудит проектов?
- Например, да.
- На презентации вы назвали сборы национального кино дополнительной выручкой - сверх того, что кинотеатры получают от Голливуда. Получается, деньги, которые может принести украинский продукт, в расчеты даже не закладываются?
- Вообще для кинотеатров довольно сложно проводить бюджетирование, потому что понятный список релизов есть только на ближайшие несколько месяцев. В конце года, делая бюджет на следующий, мы не знаем, что будет в декабре, кроме пары больших релизов - условно говоря, «Звездные войны» и что-то еще. Поэтому сейчас мы, наверное, какую-то часть национального продукта уже закладываем в свой бюджет, но хотелось бы, чтобы его было больше. Простой пример - первый квартал этого года. Посмотрите на топ-10 фильмов, вышедших в прокат: к сожалению, это только голливудский продукт. В первую десятку попал лишь один украинский фильм - «Я, ты, он, она», но он стартовал еще в декабре 2018-го. И в целом три из десяти фильмов вышли в декабре 2018-го, а в топ-5 было два фильма из 2018-го.
Что получается: Голливуд не дотянул (ну, у нас еще некоторые фильмы, собравшие в Америке несколько сотен миллионов долларов, перенеслись на май), и первый квартал получился несколько ниже наших ожиданий. Ситуацию мог бы сгладить сильный локальный продукт: если бы в это время вышли какие-то значительные украинские релизы, итоги первого квартала могли бы быть намного лучше.
- Ну, вы же знаете - у нас все стараются выйти во второй половине года, с осени.
- Мне кажется, что это последствия циклов производства и привлечения финансирования Госкино. Но мы будем стараться эту тенденцию потихоньку менять. У нас «Пульс» выходит в первом квартале 2020-го.
- Для равномерного распределения?
- Конечно. Объективно говоря, если три из топ-10 фильмов первого квартала этого года вышли еще в прошлом году, значит, подборка релизов была не самая сильная, и значит, было место для каких-то мощных национальных продуктов.
- А как быть с квотой в те месяцы, когда украинских релизов особо нет?
- Мы за выполнением квоты не следим.
- Разве норма о 15% не обязательна?
- Мне, если честно, идея квотирования не нравится, я не считаю это эффективным инструментом развития национального кинематографа. Во-первых, на данный момент у нас недостаточно национального продукта, чтобы стабильно выполнять квоту. Во-вторых, тут есть пространство для симуляции: лично я очень не люблю делать вид, что мы выполняем квоту, и ставить сеанс на 8 утра, зная, что на него никто не придет.
Задача нашего бизнеса - приносить деньги. Поэтому я всегда говорю: принимая решение, поставить ли фильм, мы не смотрим только на производителя. Мы смотрим на каждый фильм в принципе, на его окружение, и делаем расписание, которое, по нашему мнению, максимизирует нашу прибыль. Мы инвестировали очень много средств в создание сети кинотеатров, в том числе показывающих украинское кино. И эти средства нужно возвращать. Это фундаментальные основы бизнеса. И когда кто-то говорит, что мы как-то не так расставили фильмы…
- Кто-то - это производители?
- Мне иногда звонят продюсеры - мол, что ж вы наш фильм неправильно поставили, он мог заработать намного больше. Честно говоря, в таких случаях мы проверяем - вдруг действительно ошиблись, потому что все мы люди и можем ошибиться. Но нет: мы все расставляем так, чтобы максимально заработать. Это логично. Намного больше развитию украинского кино способствует то, что на него выделяются деньги государством - это уже шаг вперед. Думаю, что эту историю можно развивать, и государство, вроде бы, движется в этом направлении.
- У сети кинотеатров есть возможность видеть картину по стране. Есть ли разница в кинопредпочтениях зрителей в разных регионах?
- Да, конечно. Если говорить о том же украинском кино, то западные регионы на данный момент его лучше принимают. Киев, в принципе, тоже неплохо, но на порядок ниже. Во Львове первый фильм Dzidzio собрал больше, чем «Пираты Карибского моря» - это феномен.
- Такая ситуация влияет на роспись? Условно, если во Львове интерес к отечественному кино выше - вы даете ему больше сеансов?
- Это один из примеров. А в некоторых городах, например, больше любят ужастики, а в некоторых экшн-фильмы по какой-то причине более востребованы. Мы такие нюансы, конечно, стараемся учитывать.
- А что еще учитываете?
- Формируя расписание, мы анализируем результаты всех фильмов во всех кинотеатрах. И сейчас хотим выводить это на новый технологический уровень: у нас уже достаточно большой объем данных, чтобы работать с ними более плотно.
- Каким образом?
- Больше автоматизации привносить в этот процесс, добавлять продвинутые алгоритмы.
- Вы хотите это сделать только для себя? Или монетизировать, предложив и другим кинотеатрам?
- Думаю, это возможно. Начнем с себя, конечно, а потом посмотрим, что с этим делать. Может, у нас выйдет что-то, что получится продать и на международный рынок.
- Хорошая амбиция. Раз уж мы затронули вопрос данных, поговорим о мобильном приложении, с которого, по вашим словам, должен начинаться поход в кино. Когда вы его запустили?
- В феврале 2017 года на iOS и где-то полгода спустя на Android.
- То есть наоборот?
- Почему наоборот?
- Многие компании, работающие с широкой аудиторией, если не запускают приложения одновременно, то начинают с Android, потому что пользователей этой ОС в стране намного больше.
- Больше, но пользователи iOS зачастую технологически более приспособлены к новинкам. На самом деле ответ простой - это связано со спецификой разработки. Во-первых, экспертизы в iOS у нас на тот момент было больше, а во-вторых, на iOS проще разрабатывать, потому что меньше «зоопарк»: на Android тысячи моделей с разными экранами, разными версиями, и чтобы все работало, нужно потратить больше времени на оптимизацию и т.д.
- И как приложение развивается: ваша аудитория перешла сразу или постепенно?
- У нас постоянно растет аудитория. За прошлый месяц было порядка 25 тыс. установок, но это не самый показательный месяц. А сколько всего установок, я вам скажу прямо сейчас (берет телефон).
Преимущество современных технологий в том, что ты можешь огромное количество данных получать мгновенно, главное - научиться этим пользоваться (улыбается). У нас около 800 тыс. установок.
- И какой процент установивших активно пользуются приложением? Человек же может скачать, один раз купить билет, а потом по старинке ходить в кассу.
- Как показывает практика, люди привыкают к приложению. Ежемесячная аудитория у нас - около 200 тыс. пользователей.
- А кого больше - тех, кто покупает в приложении или в кассе?
- Пока что больше в кассе, примерно 55%, но у нас есть цель переводить людей в онлайн - в приложение или на сайт. Люди пользуются тем, что удобно. Все очень просто: если какой-то фильм сильно востребован - билеты покупают заранее. На «Мстителей» мы продали очень много билетов онлайн.
- Сайт не обвалился?
- Нет, у нас сайт хорошо работает (улыбается). В Америке, я знаю, обвалились, но у них там очень специфическая история.
- В Украине тоже есть своя специфика - у «Планеты кино» лег сайт, потому что все хотели в IMAX.
- А у них лег сайт? Я даже не знал.
- Да, в первый день продаж.
- У нас в новый зал IMAX тоже были солд-ауты практически сразу. На самом деле это большое событие. В Днепре наш зал IMAX уже 2,5 года работает, и наконец-то мы открыли такой в Киеве, самом топовом кинотеатре сети и одном из топовых кинотеатров страны (в ТРЦ Lavina Mall, - МН).
- Вы стараетесь привести как можно больше людей в онлайн, чтобы лучше исследовать аудиторию?
- В том числе, но главная цель - оптимизировать процессы для того, чтобы облегчить работу команды и в масштабе сети равномерно распределить нагрузку при продаже билетов.
- Прошлой осенью вы начали тестировать программу лояльности и боялись, чтобы она не пошла компании в убыток. Чем все закончилось?
- У нас была шутка, что не прошло и трех лет с тех пор, как мы должны были ее запустить. Но три года прошло (улыбается). Получился супердолгострой, потому что на момент появления идеи мы многого не знали. А потом начали познавать мир: создали сайт, приложение, личный кабинет, и не прекращаем во все это инвестировать, потому что оно должно постоянно развиваться. Сейчас мы столкнулись с новыми вызовами, начали переделывать IT-архитектуру, и все снова задерживается... Если честно, за эти три года я многое о ней успел подумать и уже не знаю, насколько программа лояльности нужна нам и насколько нужна нашим зрителям. Мы развиваем проекты, которые по сути являются альтернативой программе лояльности и которые с уже существующими привычками людей будут более востребованы.
- Можете привести пример?
- Не могу. Расскажем, когда будем запускать.
- У вас достаточно много IT-разработки: это собственная команда или подрядчик?
- Разные подрядчики, но как минимум функция поддержки по большей части уже находится у нас. Может, какие-то доработки будем делать у себя. Но не полностью: держать столько народу неоправданно.
- Свои разработчики - это история про оптимизацию?
- Тут нужно всегда искать баланс. На том этапе пользоваться аутсорсом более массированно, мне кажется, было правильным решением. Сейчас все переходит в стадию поддержки, и уже целесообразнее перевести часть функций в инхаус.
- Каким образом сеть позволяет оптимизировать процессы? Это договоренности с подрядчиками, которые поставляют вам материалы для стройки, когда-то вы рассказывали, что наняли штатного дизайнера…
- И не одного - у нас целая команда дизайнеров и архитекторов.
- И это тоже процесс оптимизации.
- Ну да, если говорить о дизайнерах, то в нашем случае это оказалось отличным решением, потому что речь не только об оптимизации расходов, которые мы могли бы нести, сотрудничая с каким-то дизайн-бюро, но и о формировании команды, заточенной именно на строительство кинотеатров. Она понимает, как работают кинотеатры, что в них нужно, потоки, специфику и так далее. Когда ты работаешь со сторонними подрядчиками, нужно буквально сидеть у них в голове, чтобы они начали хотя бы примерно понимать твой бизнес.
- Как еще оптимизируются расходы?
- Определенные функции мы сейчас переносим либо на уровень головного офиса, либо на уровень хабов - объединения нескольких кинотеатров. Соответственно, вместо того, чтобы в каждом кинотеатре добавлять кому-то функции «в нагрузку», мы можем иметь одного или двух человек на несколько кинотеатров, которые занимаются непосредственно одним делом - более качественно, более сфокусировано.
- А сколько человек работает в компании по всей Украине?
- 1100 человек, где-то так.
- В прошлом году у вас был очень громкий антипиратский кейс: вы долго отслеживали группу людей, записывавших фильмы в кинотеатрах, и помогли правоохранителям их поймать…
- Вы, наверное, хотите спросить, что произошло в итоге?
- Да.
- Это очень хороший вопрос. Если честно, у нас очень много дел, помимо того, чтобы отслеживать судьбу этих ребят.
- То есть финала вы не знаете.
- Вначале события развивались очень активно: мы сотрудничали с правоохранительными органами, Антипиратской ассоциацией, предоставляли им материалы, вместе готовили какие-то документы, но с осени я ничего об этом не слышал.
- Я надеялась, что мы наконец-то получим прецедент. Если бы даже одного участника группировки серьезно наказали и громко об этом рассказали в СМИ…
- Наше дело - помочь их поймать, и со своей стороны мы организовали настоящую спецоперацию. Конечно, хочется, чтобы закон как-то работал в этом направлении, и были какие-то последствия [для пиратов] в соответствии с законом.
- Сеть MULTIPLEX не единожды ловила в своих кинотеатрах людей с записывающим оборудованием.
- Да, конечно.
- Но вы не знаете ни одного случая, чтобы история закончилось какими-то реальными наказаниями.
- Если честно, я не слишком интересовался этим вопросом - у меня нет внутреннего желания, чтобы кого-то посадили. Хочется, чтобы люди сами не делали глупости, не нарушали закон, не воровали… Мне кажется, это повсеместная проблема, и нужно дать немного времени, чтобы оно усвоилось, впиталось и стало для людей нормой.
- Многие у нас до сих пор понятия не имеют об интеллектуальной собственности. Люди настолько привыкли к пиратскому контенту, что даже не задумываются, как это - платить за кино, музыку.
- Я думаю, что для этого нужно, во-первых, время, а во-вторых, удобство. Если пиратский сервис удобнее, то заставить людей перейти на легальный будет сложно. Я не пользуюсь пиратскими сервисами - и говорю это не потому, что вы меня записываете (смеется), но иногда реально испытываю сложности с тем, чтобы найти нужный мне контент легально. Даже когда точно знаю, что он есть. Но, думаю, и это будет развиваться, рынок будет становиться все более интересным.
- Кстати, о рынке. Вы говорили, что Союз кинотеатров Украины старается сделать рынок более прозрачным. Какие еще направления работы у этой ассоциации?
- Да, направление к открытости и прозрачности рынка в данный момент ключевое. Второе - госрегулирование. Существует ряд правил, нормативов и так далее, не всегда оптимальных или по-настоящему продуманных. А мы максимально заинтересованы, чтобы это было удобно в использовании и адекватно реальности.
- Например?
- Вопрос квот. По-моему, суперочевидно, что это не самый эффективный механизм поддержки национального продукта. Пока что он выглядит как угроза людям, вкладывающим миллионы долларов в бизнес, который по факту позволяет этому самому украинскому кино находить экраны и зрителей. Большинство кинотеатров только за развитие национального продукта, потому что это банально принесет нам больше денег: если будет хороший украинский контент - мы быстрее отобьем свои инвестиции. И я думаю, что можно разработать более действенные методы стимулирования и поощрения тех, кто активно поддерживает украинское кино. Как я уже говорил, нынешний формат [квотирования] толкает людей, которые в принципе не занимаются махинациями, придумывать фиктивные истории, чтобы вписаться в квоту. Для чего? Лучше я по-настоящему покажу украинское кино, продам на него билеты, предложу людям дополнительные услуги - попкорн, что-то еще - и буду счастлив. Не знаю, как родилась эта норма, но мне кажется, что ее нужно менять.
- Вы говорите: не наказывать, а поощрять. Каким образом?
- Для начала эти инструменты должны не заставлять бизнес делать что-то, что для него противоестественно, а наоборот, стимулировать. Те же малые кинотеатры, у которых с украинским кино намного больше проблем, чем у сетей. Уже сейчас мы, например, довольно точно можем каждый украинский фильм оценить и дать такие сеансы, чтобы он смог максимизировать свои результаты у нас в сети. У более маленьких кинотеатров для этого зачастую не хватает опыта или данных, поэтому они могут украинский фильм просто не взять. Мне кажется, лучше было бы запустить программу стимулирования кинотеатров, чтобы они этот контент расставляли более приоритетно - может, появилась бы категория кинотеатров, ориентированных на национальный продукт. Множество кинотеатров по всей стране не слишком хорошо чувствуют себя с точки зрения финансов. А теперь им говорят: сделайте то, что невозможно сделать, потеряйте деньги, иначе мы вас будем штрафовать. Это кажется не совсем правильным.
В нашей сети процент национального продукта растет естественным путем. И, думаю, так будет продолжаться, потому что в 2018 году доля украинского кино выросла в два раза по сравнению с 2017-м. Это круто, но доля не может сразу вырасти до 30%, так не бывает. Все должно происходить естественно - вместе с развитием рынка и производства.
Фото - Павел Шевчук