«Это чистой воды сталинизм!» Как и почему Госкино запретило украинский фильм
Как вы уже знаете, сегодня впервые с июля этого года собралась Экспертная комиссия Госкино по вопросам демонстрации и распространения фильмов (прокатная). Предметом обсуждения стал телесериал «Последний коп», который выходит в эфире телеканала «2+2». Но предмет предметом, а другие насущные вопросы у меня к экспертам тоже нашлись.
Как я вам рассказывала, на прошлой неделе Госкино аннулировало прокатные свидетельства нескольких российских фильмов и телесериалов, а также отказало в выдаче прокатных свидетельств еще ряду проектов. На этом фоне особо выделился один из них, «На краю безодні»: фильм украинского производства, снятый украинским режиссером Владимиром Савельевым, на украинской государственной киностудии им. Довженко и задействуя украинских же актеров - преимущественно из Национальной оперы Украины. Бюджет фильма составил $1 млн, как заявляют создатели, и это были полностью частные инвестиции. Хронометраж проекта - 200 минут. Премьера фильма должна была состояться на этой неделе на киностудии Довженко.
Как и почему фильм «На краю безодні» впал немилость у экспертов Госкино, я и попыталась выяснить.
Опросив 16 экспертов Комиссии (четверо не дошли до заседания), я выяснила, что фильм смотрели только трое - Алик Шпилюк, Сергей Семкин и Ростислав Мартынюк. Сергей Оснач, Ярослав Пидгора и Ирина Романченко сказали, что «На краю бездны» не видели, остальные - что не могут вспомнить, но скорее всего не смотрели. Из опрошенных мной членов комиссии только Алик Шпилюк сказал, что сделал вывод отказать фильму в прокатном разрешении. «Это чистой воды сталинизм!» - объяснил свое решение кинокритик. Ростислав Мартынюк отказался сообщать, каким был его экспертный вывод по поводу картины, но заметил, что «Сталин читал в кадре стихи, и вообще был поэтичным образом». Сергей Семкин сообщил, что был против запрета фильма, потому что против любых запретов вообще, и запретов украинского - в частности.
Филипп Ильенко, глава Госкино (входит в Комиссию по должности) сообщил, что фильм Савельева «нарушает нормы законодательства Украины». Судя по всему, речь идет о статье 15-1 Закона Украины «О кинематографе», а именно, запрета пропаганды органов советской власти.
Согласно синопсису, фильм Владимира Савельева «На краю безодні» рассказывает о событиях 1949 года, а именно, о первых испытаниях ядерной бомбы в СССР, соответственно, многие персонажи в фильме представляют Советскую власть. О том, как именно они отображены в фильме, судить не берусь, так как посмотреть его в связи с запретом возможности нет. Сам режиссер в интервью утверждает, что это - фильм-предостережение об ужасах ядерной войны, и ни в коем случае не прославляет, а наоборот, осуждает советский режим.
После заседания один из экспертов, не подтверждавших мне ранее, что смотрел фильм, сообщил, что «Комиссия помнит случай с «Не зарекайся», не запретишь - и тут же разгон устроят», но утверждать, что это влияет на решения членов Прокатной комиссии, отказался. Так же анонимно мне сообщили, что если бы фильм, например, «Хайтарма», проходил Экспертную комиссию сейчас, то мог бы и не получить прокатку, несмотря даже на то, что режиссер и исполнитель главной роли Ахтем Сеитаблаев - один из экспертов.
Впрочем, вопрос остается открытым - можно ли украинским кинематографистам снимать украинское кино о советском прошлом Украины? Обязательно ли изображать всех представителей власти, правоохранительных органов, армии советского времени картонно отрицательными? С какими мерками вообще эксперты подошли к украинской картине?
Ответы на них продолжим искать уже в следующих выпусках нашего шоу, не переключайтесь.
Фото - youtube.com