Аттракцион невиданной щедрости Госкино. Куда уходят украинские деньги, и почему провалов больше, чем успехов
На прошлой неделе я рассказывала вам, что происходит в Голливуде, если режиссер или продюсер (даже с мировым именем и миллиардами прибыли в портфолио) проваливает проект. По какой причине случился провал - затянулись съемки, превышен бюджет, фильм не собрал кассу, актеры перегрызли друг другу глотки на съемочной площадке, у всей группы случилась эпидемия диареи, бешенные собаки съели все катушки с пленкой - никого не интересует: потерпевшему неудачу больше не верят. И, соответственно, не дают денег.
Сегодня же я решила посмотреть, что происходит в подобных ситуациях в украинском кинематографе. Впрочем, копаться в финансах проектов с частными инвестициями бессмысленно: если люди на этом зарабатывают, как, к примеру, «95 квартал» на франшизах «8 свиданий» или «Любовь в большом городе» - на здоровье. Если не зарабатывают - деньги хозяйские, куда хотят, туда и тратят. А вот вопрос, на что идут деньги фонда Государственного агентства Украины по вопросам кино, остается открытым - тут вам и публичная информация, и общественный интерес.
Повод как раз нашелся подходящий - 20 ноября Госкино объявило об открытии 8-го конкурса кинопроектов. И, прежде чем нестись со своими заявками и протянутыми руками к государству, предлагаю подробнее рассмотреть, что же это за фрукт такой - творческий конкурс-питчинг. Чтобы не говорить о делах давно минувших дней, я решила проинспектировать последние конкурсы Госкино.
Соберитесь с духом - информации много, и ее нужно внимательно изучить.
«Поводырь»
Сколько всего было конкурсов?
Вопреки названию, восьмой конкурс на самом деле седьмой. В 2014 году шестой конкурс был проведен только наполовину - до второго тура питчинга, на котором, собственно, и определяется судьба проекта, дело так и не дошло. Причин тому несколько: постановление Кабмина, заморозившее госфинансирование кинематографа в 2014 году, и снятие с должности главы Госкино Катерины Копыловой, замену которой назначать не спешили (Филипп Ильенко стал главой Госкино только в августе 2014 года). Таким образом, шестой конкурс кинематографистам только предстоит - Госкино объявили о его возобновлении, но конкретные даты пока неизвестны.
Сколько всего фильмов заявляли на питчингах?
Чтобы не забираться в дела давно минувших лет, я предпочла сфокусироваться только на самых свежих питчингах Агентства. Успешно второй тур питчингов прошли за последние годы 153 фильма - 44 в четвертом, 36 - в пятом, и аж 73 - в седьмом.
Но не стоит удивляться - речь не идет о 153 полнометражках. В четвертом конкурсе, например, категории распределились так: 3 игровых и 12 неигровых, 1 - к 200-летию Шевченко, 10 копродукций (8 игровых и 2 неигровые), 1 детский, 12 дебютов и 5 анимационных проектов.
Год спустя, во втором туре пятого питчинга, одобрение экспертной комиссии получили: 2 игровых полнометражных дебюта, 1 игровой короткометражный фильм, 1 фильм, приуроченный к 1025 годовщине крещения Руси (игровой полный метр), 4 игровые полнометражные копродукции (2 - с украинскими режиссерами и 2 - с иностранными), 4 игровых полнометражных детских фильма, 6 неигровых проектов, 3 - неигровые копродукции, 7 дебютных игровых короткометражек и 8 анимационных проектов.
Второй тур седьмого питчинга прошел год назад, в декабре 2014-го, на суд комиссии были представлены 6 национальных игровых фильмов, рассчитанных на широкого зрителя, 3 авторских фильма, 2 игровые копродукции для широкого зрителя, 2 детских игровых фильма, 9 проектов, посвященных теме «Подвиг героев, которые отдали свою жизнь за Украину» (3 игровых и 6 неигровых), а также 12 дебютных фильмов, 14 анимационных и 25 неигровых.
Кстати, обратите внимание на то, как изменился дискурс официального описания проектов: в седьмом конкурсе появилась дифференциация между «массовым» и «авторским» кино, по крайней мере в категории игровых фильмов.
«Незламна»
Что это за тематические фильмы?
Каждый год, если вы обратили внимание, Госкино выделяет на конкурсе специальную квоту на фильм, сценарий которого посвящен определенному событию или явлению. В восьмом конкурсе этим событием будет 100-летние годовщины создания УНР (1917) и боя под Крутами (1918). В целом, задумка похвальная, если бы не одно «но». Фильм «Таразі. Прощання з пустелею» производства ООО «Инсайт Медиа», запланированный в честь 200-летия со дня рождения Тараса Григорьевича, до сих пор значится на стадии «подготовки». Фильм «На відстані молитви» производства ООО «Т.Т.М.» - к 1025-летию крещения Руси - тоже не вышел, хотя был включен в программу производства и, насколько мне известно, получил начальное финансирование. О результатах «тематического фильма» 7-го конкурса говорить бессмысленно: и слишком рано, и тема - «памяти героев, отдавших жизнь за Украину» - к дате не привязана. Но раз уж в восьмом конкурсе Госкино снова задает «датированные» вопросы, хотелось бы получить ответ - а хоть один проект «на тему» успели снять вовремя?
Кто определяет фильмы-победители?
Экспертная комиссия в количестве 40 человек, полный список членов можно найти тут. Не пугайтесь, что среди них так много продюсеров и режиссеров, которые часто выигрывают питчинги - по регламенту Экспертной комиссии эксперт, чей проект проходит питчинг, автоматически отстраняется от голосования.
Кому дают деньги на производство фильмов?
Согласно Порядку конкурсного отбора, на финансирование (то есть, на включение проекта в программу производства и распространение) могут претендовать те фильмы, которые набрали на питчинге не меньше 30 баллов, чьи авторы прошли финансовый аудит и не имеют задолженности, в том числе и перед Госкино, своевременно и качественно выполняли свои обязательства перед Госкино в предыдущие годы, имеют опыт работы в отрасли кинематографа, имеют гарантии обеспечения платежей со стороны других сторон проекта и могут подтвердить платежеспособность в случае финансирования проекта за свой счет. Впрочем, давно известно, что правовые нормы в текстах документов и на практике - это две большие разницы.
Ниже - список компаний, получивших финансирование Госкино в последние годы и результаты их трудов (седьмой конкурс по очевидной причине - прошел всего год - не рассматриваем).
«Максим Оса»
ООО «Пронто фильм»:
«Домино» (победитель 4 конкуса). Бюджет - 22,5 млн грн, статус - заморожен.
«До дідька» (победитель 5 конкурса). Бюджет - неизвестен, получено от Госкино - 3,3 млн грн, статус - в производстве.
«Життя. Останнє питанння» (победитель 5 конкурса), копродукция, бюджет - неизвестен, статус - неизвестен.
«Бабин яр» (победитель 7 конкурса). Бюджет - 56,5 млн. грн.
«Кров'янка» (победитель 7 конкурса).
«Головна роль» (победитель 7 конкурса).
Пока что на счету компании - лишь один успешно реализованный проект, получивший «добро» еще на втором питчинге. Это, как вы понимаете, «Поводырь». Бюджет - 16,6 млн грн. Статус - реализован. Вернул Госкино 2,5 млн грн прибыли.
ООО «Инсайт медиа»:
«Гніздо горлиці» (победитель 4 конкуса). Бюджет - 900 тыс. евро, статус - постпродакшен, полузаморожен (почему - смотрите вот тут).
«Таразі. Прощання з пустелею» (победитель 4 конкуса). Бюджет - неизвестен, статус - заморожен.
«Подорож» (победитель 5 конкуса). Бюджет - неизвестен, статус - неизвестен.
«Червоний» (победитель 7 конкуса).
«Візит» (победитель 7 конкуса).
«На межi» (победитель 7 конкуса).
«Українська символіка. Частина І. Гiмн» (победитель 7 конкуса).
«Українська символіка. Частина ІІ. Прапор» (победитель 7 конкуса).
«Українська символіка. Частина ІІІ. Герб» (победитель 7 конкуса).
ООО «Студiя «Кінороб»:
«Незламна» (победитель 4 конкурса). Бюджет - $5 млн. Статус - реализован. Вернул Госкино 1,5 млн грн прибыли.
«Сторожова застава» (победитель 5 конкурса). Бюджет - неизвестен. Статус - в производстве.
ООО «Гагарiн Медiа»:
«Моя бабушка Фанни Каплан» (победитель 4 конкурса). Бюджет - 22 млн грн. Статус - разморожен, заканчивают производство.
«Лариса Кадочникова. Автопортрет» (победитель 4 конкурса). Бюджет - 1,5 млн грн. Статус - реализован. Ограниченный прокат.
«Выиграть все» (победитель 5 конкурса). Бюджет - неизвестен. Статус - неизвестен.
«Ржака» (победитель 7 конкурса). Бюджет - 10 млн. грн. Статус - запущен в производство.
«Бобот» (победитель 7 конкурса).
ООО «Директорія кіно»:
«Шлях мерця» (победитель 4 конкурса). Бюджет - 18 млн. грн. Статус - препродакшен, заморожен.
«Гостi мого дому» (победитель 4 конкурса). Бюджет - 700 тыс. грн. Статус - реализован. Фестивальный прокат (короткой анимации).
«Голливуд над Днепром» (победитель 4 конкурса). Бюджет - 2,5 млн грн. Статус - реализован. Премьера на ОМКФ, данные о прокате отсутствуют.
«Нежность», «Давай не сегодня» (победители 4 конкурса, короткометражки). Бюджет - 1,2 и 1,5 млн грн соответственно. Статус - реализован.
«Клиентка», «Технический перерыв», «Свиньи» (победители 4 конкурса, короткометражки). Бюджет - неизвестен. Статус - неизвестен.
«Степне» (победитель 5 конкурса). Бюджет - 14 млн грн. Статус - предпродакшен, заморожен.
«Трое» (победитель 7 конкурса).
«Когда падают деревья (победитель 7 конкурса).
«Дом» (победитель 7 конкурса).
«Шнурки» (победитель 7 конкурса).
«Моя бабушка Фанни Каплан»
ООО «Фреш продакшн»:
«Апостол» (победитель 4 конкурса). Бюджет - 18,4 млн грн. Статус - заморожен.
«Изи» (победитель 4 конкурса). Бюджет - €1,2 млн, копродукция с Италией. Статус - разморожен 3 ноября 2015 года.
«Будинок слова» (победитель 7 конкурса).
ЧП «Кінокомпанія «Вікторія»:
«Федор» (победитель 4 конкурса). Бюджет - 9,7 млн грн. Статус - заморожен. В итоге ЧП «Виктория» сняло фильм под названием «Моя русалка, моя Лореляй», с бюджетом $900 тысяч, в копродукции с ООО «Творче об’єднання Хронограф», ООО «Перше творче об’єднання» и Министерство культуры РФ.
ГП «Національна кінематека України»:
«Вузькоколійка» (победитель 4 конкурса). Бюджет - 32 млн. грн. Статус - заморожен (возможно, связано с тем, что режиссер фильма - Иван Охлобыстин - уходит в церковь).
«Панда» (победитель 5 конкурса). Бюджет - неизвестен. Статус - неизвестен.
«Остання електричка або куди повертаються лелеки» (победитель 7 конкурса).
ГП «Кіностудія дитячих та юнацьких фільмів ім. О.Ханжонкова»:
«Максим Оса» (победитель 4 конкурса). Бюджет - 63,4 млн грн. Статус - в производстве, заморожен.
ООО «Т.Т.М.»:
«На відстані молитви» (победитель 5 конкурса, тема - 1025-летие крещения Руси). Бюджет и статус неизвестны.
«Франко-українська революція» (победитель 5 конкурса). Бюджет и статус неизвестны.
«Небесний вартовий» (победитель 5 и 7 конкурсов). Бюджет и статус неизвестны.
ООО «Укркіно»:
«Їжатець» (победитель 5 конкурса). По сценарию британца Джефа Кокса, режиссер - Срджан Драгоевич. Бюджет и статус неизвестны, проект заморожен.
ООО «435 фільмс»:
«Генерал» (победитель 5 конкурса). Бюджет и статус неизвестны.
ООО «Хайлайт Пікчерз»:
«Канарейка, пропеллер и хвост» (победитель 5 конкурса, детский фильм). Бюджет - 11 млн грн. Статус - разморожен в ноябре 2015.
ООО «Євромедіа»:
«Казка старого мельника» (победитель 5 конкурса, детский фильм). Бюджет - 18 млн грн. Статус - один из первых размороженых проектов в 2015 году.
К слову, я рассмотрела только продакшены, которые заняты на полнометражных проектах четвертого и пятого конкурсов. А сколь их было за всю историю питчингов!..
«Племя»
Кто смог вернуть Госкино деньги?
Бесспорный победитель экспертной оценки второго тура 7 питчинга - «Люксембург» Мирослава Слабошпицкого, он же первый из этого конкурса получил финансирование. Потому что предыдущий фильм Мирослава «Племя» стал одним из всего трех в истории конкурсов Госкино, которые смогли вернуть государству часть затрат на производство. Кроме «Племени», по словам Ильенко, такое удалось только «Поводырю» и «Незламной».
А теперь посмотрим на программу производства украинских фильмов на текущий год:
Принаться, меня удивляет, что в программе производства на 2015/2016 год стоят (и, если быть откровенной, что допускаются во второй тур отбора) проекты киностудий/продакшенов, которые в явное нарушение Порядка конкурсного отбора не выполняют обязательства перед тем же Госкино своевременно и качественно. И проекты которых были заморожены задолго до приостановки финансирования кинематографа - по причине отсутствия финансирования со стороны других инвесторов проекта. А также проекты, которые не могут своевременно завершить производство и превышают заявленный на конкурсе бюджет. Я уже не говорю о том, что ни один из продакшенов не попытался спасти замороженные проекты, воспользовавшись предложением инициативы #КіноКраїна - неужели испугались аудита?
Я так и не смогла разобраться, почему продакшены, которые уже доказали свою несостоятельность, не только получают деньги на «разморозку», чтобы довести до ума злополучные проекты, но и продолжают выигрывать в новых конкурсах с новыми проектами - и все так же без гарантий не то что успеха фильма в прокате, а хотя бы гарантий завершения производства.
Оставляю и вас наедине с этим недоумением. Возможно, у кого-то найдутся ответы...
Фото - oboi.ru