На Берлин!.. со своим самоваром. Как украинцы из FILM.UA Group на Европейский Кинорынок съездили
Отгремели фанфары Берлинале. Призы нашли своих победителей (пока точно не знаем, заслуженно ли). Киноманы получили свой фан. Но самое интересное и важное, как всегда, происходило не на красной дорожке, а в закулисье. Точнее - на EFM (Европейском Кинорынке), где Украина была представлена сразу несколькими стендами.
О том, как прошла неделя купли-продажи контента, и какие тренды заметили представители Госкино и МКФ «Молодость», они сами расскажут на специальной пресс-конференции совсем скоро. Так что не буду отбирать у них хлеб. А вот о том, как себя чувствовали с украинским контентом на руках представители FILM.UA Group, впервые посетившие Европейский Кинорынок, я узнала для вас из первых уст.
Спойлер: группа компаний заявила о предварительных продажах на сумму полмиллиона долларов. Почему этот результат считается скромным, и что с ним делать дальше?..
Итак, FILM.UA ехали не только других посмотреть и себя показать, но и представить страну целом. Например, рассказать об инициативе #КіноКраїна, одной из целей которой является принятие закона о государственной поддержке и внедрение 25% системы рибейтов. С этой информацией, а также с контентом компании (полнометражными художественными и анимационными фильмами собственного производства) все желающие могли ознакомиться на стенде FILM.UA Group в рамках EFM.
Вот что сообщили мне организаторы: «На стенде FILM.UA Group были представлены сервисы, предоставляемые компаниями группы, а также проекты, как уже законченные, так и находящиеся в разработке. То есть полнометражный художественный фильм «Незламна» (Battle for Sevastopol), релиз которого состоялся в 2015 году, и находящиеся в производстве кинотеатральные проекты - художественный фильм «Сторожевая застава», релиз которого запланирован на конец 2016 года, и полнометражный анимационный фильм «Руслан и Людмила», релиз которого намечен на 2017 год. На стадии девелопмента были представлены триллер «Эгрегор», разрабатываемый FILM.UA совместно с телеканалом «Солнце», и полнометражные анимационные фильмы «Мавка. Лесная песня», «Снежная республика», «Роксолана и Сулейман», которые наряду с «Русланом и Людмилой» создаются студией Animagrad и FILM.UA GROUP в рамках долгосрочной стратегии по развитию полнометражной анимации в Украине».
Обратите особенное внимание на эту стратегию - вы о ней еще услышите. «Основной упор мы делали на продвижении нашей полнометражной анимации: «Руслан и Людмила», «Мавка», «Снежная республика», «Роксолана и Сулейман». Нам удалось подписаться с прокатчиками и дистрибьюторами из Израиля («Руслан и Людмила»), Франции («Сторожевая застава»), Южной Кореи («Руслан и Людмила»), в процессе утверждения - территории Польши, республик бывшей Югославии, Франции, Германии, Италии, Испании, Болгарии, Ирана, - рассказал о результатах поездки директор FILM.UA Distribution Игорь Сторчак. - Общая сумма подтвержденных договоренностей составит порядка $500 тыс. Особо хотим подчеркнуть тот факт, что речь идет о пре-сейлах, ведь проекты находятся в стадии производства. Этот довольно скромный результат объясняется тем, что нашей стратегией для Берлинского кинорынка было больше продвижение продукта, мы не торопились заключать сделки. В наших планах - заключить основную часть контрактов на Каннском Кинорынке в мае и на Американском Кинорынке в Лос-Анжелесе в ноябре».
Полностью поддерживает директора и менеджер по международным продажам Евгений Драчев: «Как показал EFM, покупатели интересуются полнометражной анимацией, семейным кино и sci-fi. И поскольку мы сделали упор на новинки, то все они вызвали огромный интерес. Особенно можно отметить мультфильм «Руслан и Людмила», как подтверждение мирового тренда, и фэнтези «Сторожевая застава», которое также привлекло внимание байеров, так как это кино для семейного просмотра».
Ну раз все только и судачат, что об анимации, я спросила о результатах у директора студии Animagrad Егора Олесова. «Участие в кинорынке EFM было очень плодотворным, - рассказал Егор. - У нас был плотный график встреч, и уже сейчас можно говорить о большом интересе потенциальных партнеров и международных дистрибуторов к нашим проектам. Мы убедились, что анимация, безусловно, в тренде на международном рынке - анимационный продукт сам по себе является более интернациональным, поэтому заинтересованность в полнометражной анимации проявляет большое количество стран. В Берлине мы встретились с несколькими компаниями из Южной Кореи, Китая, США и с рядом европейских студий. Мы получили хорошие отзывы после скрининга рабочего материала The Stolen Princess («Руслан и Людмила»). Также во время EFM мы провели собственное исследование анимационных трендов. Например, технологии виртуальной реальности наверняка будут активно развиваться в ближайшие годы и приведут к появлению нового поколения анимационного продукта, где, помимо съемочного, будет востребован CGI анимационный контент. На протяжении года мы настроены активно участвовать в других основных кино- и анимационных рынках, чтобы демонстрировать там наши проекты на следующих этапах производства, осуществлять пре-сейлы и привлекать партнеров для копродукции».
Тренд активного использования возможностей виртуальной реальности уже подтверждается, между прочим, и словом, и делом - буквально вчера стали известны подробности внедрения VR в эфиры американских телеканалов. «Просто в голове не укладывается, как VR потенциально может поменять все конфигурации на рынке в целом. Документальные фильмы, детективы и хорроры в VR произвели чрезвычайно сильное впечатление», – призналась продюсер FILM.UA Group Ирина Костюк.
Но это не значит, что другие технические и технологические возможности Украины - от идей до постпродакшена - не вызвали на Европейском Кинорынке повышенного интереса. «Я увидела, что мы интересны рынку, наша продукция вызывает восторг, с нами хотят работать. И темы, идеи, которые мы предлагаем, интересны европейцам, а наши возможности и уровень постпродакшна вызывают искреннее восхищение», - комментирует первый заместитель ведущего продюсера сериального направления FILM.UA Group Олеся Лукьяненко.
«В рамках coproduction meetings собираются самые серьезные продюсеры и потенциальные клиенты, - продолжает Ирина Костюк. - Все эти мероприятия очень важны и интересны для FILM.UA Group, ведь у нас огромное количество проектов в разработке, нам есть что рассказать и что предложить». К слову, на рынке копродукции Ирина Костюк также представила два полнометражных анимационных проекта - «Мавка. Лесная песня» и «Роклосана и Сулейман», как говорится, на самом гребне тренда.
Одной из «Стран EFM-2016», как рассказали продюсеры FILM.UA Group, стала Польша. Продукт наших западных соседей, их результаты и объемы производства (в кинотеатральных сборах на первом месте – национальные фильмы) вызвали в Берлине всеобщий ажиотаж. «По моим ощущениям, Польша и Украина будут формировать европейский контент в ближайшие несколько лет - просто потому, что это большие рынки. Польша уже это делает. Из стран Восточной Европы именно Польшав этом году представила самый большой стенд, с огромным количеством информационных каталогов (вплоть до фотоальбомов польских городов). Украина должна стать следующей», - отмечает Олеся Лукьяненко. Напоминаю, что в рамках EFM компания FILM.UA Group и польская компания АТМ Grupa подписали договор о девелопменте полнометражного художественного фильма и мини-сериала под рабочим названием The Blizzard.
Но нахваливанием только продукта одной студии - даже самой хорошей - рынок не построишь. Поэтому представители FILM.UA Group из всех горнов трубили о новом (потенциальном) льготном законодательстве, которое должно заинтересовать международных продюсеров. Информация о том, что Верховная Рада приняла в первом чтении закон о государственной поддержке и внедрении 25% системы рибейтов, была самым интересным инфоповодом для журналистов профильных изданий ScreenDaily и The Hollywood reporter. Ну а если закон примут не только в первом чтении, а и в целом, то следующей «Страной EFM», как и других крупных кинорынков, вполне может стать Украина.
О значении налоговых возвратов для Украины как киностраны я вам рассказывала немало. Тем не менее, повторить вопрос лишним не будет. «К сожалению, по большей части участники рынка все же ищут деньги для своих проектов, и мало кто ищет проекты для своих денег, - признался Евгений Драчев. - Поэтому помимо наших идей, мы можем быть интересны миру как сервис компания, в случае возврата НДС, ну и так же, как партнер с деньгами и техническими возможностями».
Побівав на Drama Series Days, продюсеры FILM.UA подметили, что американскому рынку интересны европейские сериалы. «И чем ярче выражена национальная особенность у продукта (тема, герой, язык), тем лучше. Оказывается, сейчас некоторые крупные американские кабельные телеканалы, в частности АМС/SUNDANCE, практикуют показ сериалов на языке оригинала с субтитрами. Говорят, это мода на ближайшие несколько лет… Огромное значение имеет даже не бюджет, а оригинальность идеи», – делится наблюдениями Олеся Лукьяненко.
Все, сказанное продюсерами, подтверждается массой новостей с фестиваля и Кинорынка. Во-первых, как продемонстрировал победитель фестиваля, в тренде продолжают быть документальные фильмы и сериалы. Во-вторых, Польша действительно вызывает небывалый интерес у продюсеров - после участия в Берлинале полякам предложили особое участие и специальные скрининги в качестве «Страны фестиваля» в Локарно. И в-третьих, интерес к технологиям VR подтвердился особым вниманием не только к собственно дополненной реальности, но и к основным производителям. Один из главных и самых заметных новаторов на рынке виртуальной реальности - Samsung - в этом году успешно сотрудничает с южнокорейскими продакшенами и потенциально сделает Южную Корею не только привлекательным производителем форматов телесериалов, но и лидером на рынке VR-контента (Европейский Кинорынок посвятил этому целую панель).
Президент Берлинского EFM Беки Пробст отметила еще и такие тренды: повышенное внимание Netflix и Amazon к локальным продакшенам на фестивалях повысило темпы работы кинорынка; Берлинале с рыночной точки зрения перестал быть точечной, артхаусной витриной и теперь за кулисами фестиваля предлагает все больше коммерческих проектов; новые технологии грядут значительно быстрее, чем кажется всем продакшенам, и уже в 2017-м проекты с их привлечением могут доминировать по количеству сделок.
Ну а о том, почему анимация и виртуальная реальность так важны, я расскажу вам совсем скоро. Не переключайтесь!
Фото - cinego.gr