Любимые сериалы могут внезапно закончиться? Гильдия сценаристов Голливуда готовит забастовку
Как сообщает The Hollywood Reporter, Гильдия сценаристов Америки (WGA) готовит новый страйк. Главы профсоюза подготовились к переговорам со студиями Голливуда, выставив им «ультимативные, очень дорогие и почти невыполнимые требования», а дедлайн на их рассмотрение - всего две недели. Как предполагают источники, Гильдия готовится объявить забастовку, для чего им нужен формальный отказ студий от первого предложения.
«Нет ни одного шанса, что требования WGA могут хотя бы рассмотреть за две недели, - утверждает источник издания. - Это был шаг, рассчитанный на то, чтобы после отказа иметь повод провести голосование за авторизацию страйка».
Что это значит для всех остальных? Почему сценаристы решились на новый страйк? Против чего именно они протестуют? Кто может пострадать в результате страйка? Я попыталась ответить на эти вопросы.
Когда станет понятно, будет ли страйк?
Текущая договоренность между студиями и Гильдией сценаристов о компенсации работы последних истекает 1 мая. Эта договоренность действовала три года, но по сути большинство условий в ней работают десятки лет без изменений. Раньше мая сценаристы вряд ли начнут забастовку.
Впрочем, начнется ли она вообще, станет понятно раньше - до конца следующей недели внутри Гильдии должно состояться так называемое «авторизационное голосование», которое наделит глав профсоюза полномочиями объявить всеобщий страйк. Если верить комментариям инсайдеров и источников профильных изданий Variety, The Hollywood Reporter и Deadline, страйк неизбежен.
Всего Гильдия сценаристов Америки серьезно протестовала трижды - в 1960 году, в 1988 году и в 2007-2008 годах. И если первые две забастовки за пределами США почти никто не заметил, то протест 2007-2008 годов доказал, что в условиях глобализированного рынка контента проблемы индустрии в США скажутся на всех территориях.
Чем недовольны сценаристы?
Простой ответ - количеством денег. Сложный же ответ - на то и сложный.
С 1980-х авторы сценариев считаются наименее защищенной категорией работников в Голливуде и существенно проигрывают как Режиссерской, так и Актерской гильдиям по стандартным условиям контрактов. Кроме того, сценаристы комедий получают существенно заниженные гонорары по сравнению со сценаристами драм, а сценаристы традиционно прибыльных сфер индустрии растеряли значительную долю своей прибыли за последние 10 лет.
По многим оценкам, чистая прибыль Голливуда в 2016 году составила,на минуточку, $51 млрд. В эту сумму включается вся прибыль студий от кинотеатрального, телевизионного и стримингового контента. Сценаристы считают, что приложили к этому немало усилий - и получили наименьшую, по сравнению с коллегами, компенсацию.
Во многом именно авторы сценариев ответственны за так называемый «телеренессанс» - расцвет качественного и разнопланового сериального производства. Проблема в том, что сценаристы, которые пишут для кабельных и стриминговых вещателей и платформ, получают существенно меньшие деньги за свою работу, чем их же коллеги на эфирном телевидении. Кроме того, что на кабеле и стриминге приняты короткие сезоны по 8-13 эпизодов (а сценаристы получают гонорар за серию), их минимальная ставка почти в два раза меньше, чем ставка сценариста эфирного канала. То есть сценарист, скажем, «Пожарных Чикаго» зарабатывает не в два, а почти в четыре раза больше, чем сценарист, предположим, «Настоящего детектива», и более чем в пять раз больше, чем сценарист «Человека в высоком замке».
Чего сценаристы требуют?
Повышения стандартных гонораров, пропорционального увеличения гонорара, если у сериала «короткий сезон», равенства между схемами компенсации для сценаристов - независимо от того, для какой платформы они пишут, социальных гарантий для сценаристов (минимальной медицинской страховки, декретных отпусков - неоплачиваемых, но без потери работы), ежегодного повышения минимального гонорара на 3%, как у режиссеров, права на отчисление процента от прибыли за реализацию контента помимо минимального гонорара.
Кроме того, сценаристы подчеркивают, что до сих пор существует проблема дискриминации по гендерному и расовому признакам, в том числе при компенсации труда (если перевести на человеческий, сценаристки и авторы других рас и национальностей получают меньший гонорар, чем их коллеги - белые мужчины американцы - за ту же работу).
Если будет объявлен страйк, какие шоу пострадают?
Ровно 10 лет назад WGA уже объявляла страйк, и если присмотреться повнимательнее к телевизионному и киносезону 2007-2008 годов, все становится понятно. Но первым пострадает, естественно, зритель.
Самой уязвимой категорией, которая первой прочувствует последствия забастовки, считается ежедневное и еженедельное развлекательное телевидение. Прежде всего под угрозой - комедийные шоу в формате Late Night, ведь полагаются на сильную команду комедийных сценаристов. Поэтому под нож - и вон из эфира - первыми попадут проекты Джона Оливера, Стивена Колберта, Джимми Киммела и Джимми Фэллона, а также легендарная «Субботняя ночь в прямом эфире». Между тем, это те телевизионные проекты, которые больше всего высмеивают - и которые, в итоге, больше всего держат в узде - новую президентскую администрацию Дональда Трампа. Поэтому если зрители не так болезненно прочувствовали временный отпуск политической сатиры в 2007 году, то в 2017 вопрос уже становится практически ребром.
Более того, в 2007 году Дэвид Леттерман и его продакшен Worldwide Pants смогли заключить отдельное мировое соглашение с WGA, и его сценаристы работали во время страйка. Но это исключительно потому, что Леттерман всегда платил своим сценаристам зарплаты намного выше рыночных и пошел на значительные уступки для профсоюза. Леттерман, между тем, давно на пенсии, а другие продакшены вечерней сатиры таких договоренностей со сценаристами не имеют.
С другой стороны, есть категория проектов, которым страйк сценаристов выгоден - это unscripted reality. За время забастовки 2007-2008 годов существенно нарастили как количество эпизодов, так и рейтинги несценарные проекты реалити, например, «Большие гонки», «Большой брат», игровые шоу и новостные шоу.
Также в 2007-2008 годах в эфир телеканалов США вышли сериалы производства Канады или копродукции, использующие канадских сценаристов. Самыми успешными из таких шоу были «Звездные врата: Атлантида», 4 сезон которого как раз зашел в производство, и «Линкольнские вершины».
Еще одна категория телешоу, которую сценаристы стабильно держат в «черном списке» из-за того, что во время страйка те стали активно нанимать авторов, не состоящих в гильдии, и иностранцев - мыльные оперы. Во всемя страйка 2007-2008 годов сериалы «Все мои дети», «Пока вращается мир», «Госпиталь», «Жить одной жизнью» и «Молодые и беспокойные», а также подростковое шоу «Могучие рейнджеры» наняли сценаристов, не состоящих в профсоюзе, или из других стран. Кстати, продолжил съемки в запланированном режиме и анимационный сериал «Южный парк», но его авторы-создатели Трей Паркер и Мэт Стоун никогда и не вступали в Гильдию.
Во время предыдущего страйка больше всего пострадали именно сериалы эфирных каналов. Впрочем, 10 лет назад кабель еще не пользовался такой славой («Безумцы» только-только начинали триумфальное шествие на канале AMC), а стриминговых платформ и вовсе не существовало, кроме YouTube. Сокращенными сезонами, «испорченными» сюжетными арками и комканными финальными эпизодами пришлось довольствоваться сериалам «Кости», «Мыслить как преступник», «CSI: Место преступления», «Огни ночной пятницы», «Отчаянные домохозяйки», «Анатомия страсти», «Доктор Хаус», «Остаться в живых», «Как я встретил вашу маму», «Закон и порядок», «Офис», «Побег из тюрьмы» и «Симпсоны».
Пострадали первые сезоны таких сериалов, и чудом получили продление на второй сезон такие будущие хиты, как «Во все тяжкие», «Терия большого взрыва» и «Сплетница».
Не зашли в производство вовремя, или были отложены «до лучших времен», из-за чего потеряли существенную часть своего бюджета на первый сезон, сериалы «24», «Чак», «Боевой крейсер «Галактика», «Ханна Монтана», «Частная практика» и «Настоящая кровь».
Полностью закрыты или вообще не запущены в производство из-за страйка сценаристов были следующие проекты: «Мужчины в деревьях», «Жизнь в диких условиях», «Жизнь на борту Зака и Коуди», «Записки из трущоб» и «4400». Многие из эти сериалов имеют по 5-13 отснятных, но не вышедших в эфир эпизодов.
Именно на забастовку сценаристов 2007-2008 годов списывают вину за неудачный сезон и последующее увольнение почти всей группы аниматоров и авторов анимационного сериала «Губка Боб-квадратные штаны». После страйка, по всеобщему согласию поклонников, «Боб уже не торт».
Пострадало ли в итоге телевидение?
Еще как! Если верить опубликованному 2 апреля 2008 года исследованию Nielsen, за время страйка (ровно 100 дней, с 5 ноября 2007 по 12 февраля 2008 года), эфирное телевидение растеряло от 5% до 25% аудитории. Всего же 4,7% зрителей эфирного телевидения вообще не вернулись к телесмотрению, за время страйка открыв для себя кабельное телевидение, онлайн-сервисы и другие альтернативные медиа. В среднем праймовые рейтинги в США упали на 6,8%.
Прямой ущерб от страйка сценаристов для эфирных телеканалов за время забастовки оценивают в районе $1 млрд, непрямой - еще $1,5 или даже $2 млрд. При этом за 100 дней страйка сценаристы недополучили всего $340 млн в гонорарах.
Пострадал ли кинематограф?
Более 200 актеров и режиссеров присоединились к страйку сценаристов, еще десятки - высказали публичную поддержку пикетам и поддержали страйк финансово, в том числе - Бен Аффлек, Алек Болдуин, Анджелина Джоли, Ева Лонгория, Джеймс МакЭвой, Хоакин Феникс, Кристен Белл, Риз Уизерспун, Роберт Рэдфорд, Том Хэнкс и Вигго Мортенсен. Кстати, публично поддержали страйк и напрямую пострадавшие от него ведущие вечерних шоу на телевидении - в совместном заявлении к пикету присоединились Дэвид Летерман, Джон Стюарт, Джей Лено, Конан О'Брайен, Говард Стерн и Эллен ДеДженерис.
Поддержал страйк и писатель Рэй Брэдбери, а несколько литературных агентов и одно крупное издательство объединились для создания специального фонда, за счет которого покупали пикетирующим студии сценаристам кофе, булочки и бутерброды.
Что касается кинопроектов, больше всего пострадавших от страйка, то в первую очередь это Бондиана. «Квант милосердия», часто называемый худшим фильмом из новых серий о Джеймсе Бонде, снимался без сценаристов на площадке. Дэниэл Крэйг рассказывал в интервью, что ему приходилось «импровизировать или даже писать реплики за себя и своих собеседников в половине сцен», и принял на себя ответственность за критику сценария фильма. «Я не писатель и писать не умею», - подтвердил он после премьеры фильма в 2008 году.
«Происхождение людей Х: Россомаха», первый фильм из злополучной трилогии о супергерое, был, если верить репортажу LA Times, «переписан прямо на площадке представителями студии». Фильм настолько плох, что едва не убил всю франшизу «Людей Х» для студии Fox.
Как рассказывал впоследствии Джей Джей Абрамс, «Звездный путь» пришлось снимать по второму драфту сценария, и режиссер не мог внести в него правки.
Кроме того, Майкл Бэй долгое время списывал недовольство критиков сиквелом «Трансформеров» на страйк сценаристов - мол, «Месть павших» пришлось снимать почти без сценария, чтобы успеть уложиться в график съемок. Впрочем, как показала практика следующих фильмов, со сценаристом на площадке фильмы из серии «Трансформеров» лучше не стали, как и не стали больше нравиться критикам. Ну, своих поклонников Майкл Бэй нашел, и каждый его фильм собрал свою немаленькую кассу, так что жаловаться режиссеру не на что.
Как повлияет страйк сценаристов на индустрию в этот раз?
По оценкам издания Deadline, профсоюз до сих пор недополучил около $400 тыс. задолженностей после предыдущей забастовки. Отдельные сценаристы, занимавшие ключевые переговорные позиции во время предыдущего страйка, до сих пор не получили компенсацию от студий - одному из них студии все еще должны более $30 тыс., шести - более $20 тыс., еще семи - более $10 тыс. компенсации. Около 10 авторов навсегда попрощались со сценаристикой, так как не смогли после страйка найти работу по специальности на телевидении, еще около 40 переквалифицировались в авторов для альтернативных платформ и пишут исключительно для кабеля и стриминговых сервисов.
Впрочем, в этом году студии - не главные виновники страйка: сценаристы намерены бороться именно с телеком-индустрией (которая преимущественно владеет кабельными вещателями) и интернет-гигантами. Эти платформы, в отличие от эфирного телевидения, не имеют подушки безопасности в виде новостей или реалити-шоу, и их подписчики ежемесячно выбирают, платить за сервис или отказаться, если им не нравится контент. Именно поэтому, по оценкам экспертов, в таких условиях забастовка вряд ли растянется на 100 дней, и вопрос, скорее всего, решится намного скорее.
Ну а я, со своей стороны, обещаю пристально следить за ситуацией.
Фото - film.ru, FOX, Paramount, Disney, Sony, Lionsgate