]
Facebook LiveJournal Twitter

Денег нет, но вы держитесь. Что не так с финансированием Общественного, и как это исправить

13:34 03.03.2018 14

Недофинансирование Национальной общественной телерадиокомпании Украины, составившее в этом году 50% запланированного бюджета, заставило «общественников» искать новые способы получения денег из госбюджета – с минимальной зависимостью от политической воли правительства, а также анализировать опыт общественных телекомпаний в других странах. В среду этот вопрос был вынесен на круглый стол «Модели финансирования общественного вещания: международный опыт и украинский контекст», организованный проектом Совета Европы «Укрепление свободы СМИ и создание системы Общественного вещания в Украине» (публичному разговору предшествовало неформальное обсуждение на завтраке с участием практически тех же действующих лиц, также организованном при содействии Совета Европы).

Общественное, НОТУ, Зураб Аласания, Татьяна Лебедева, Григорий Шверк, Ольга Герасимьюк, Светлана Остапа, Одриус Сиарусевичус

Участники мероприятия говорили много и не всегда по сути, поэтому я попытаюсь выделить из этого массива информации самое важное.

На что НОТУ тратит деньги (и на что могло бы потратить, если бы финансирование не урезали)

За день до кругло стола на очередном заседании членов Наблюдательного совета был согласован финансовый план Общественного на 2018 год с расчетом полученных 776 млн грн при планируемом бюджете в 1,5 млрд грн. Обнародовать весь план НОТУ не планирует, что довольно странно для Публичного акционерного общества: «общественники» ограничились лишь общими графиками без детализации, хотя именно обнародование плана могло бы избавить их от вопроса, почему компании нужна именно такая сумма.  

Общая структура бюджета НОТУ была показана без детализации и разбивки по вещателям. Если бы компания получила запланированные 1,54 млрд грн, деньги разделили бы так: 744 млн грн – на зарплаты (из которых 117 млн уходит на налоги), 330 млн – на трансляции 31 вещателя, 150 млн – на производство контента (9,7% бюджета против 3%, предусматривавшихся ранее), 133 млн – на капитальные затраты (обновление техники, модернизация автопарка), 90 млн (на слайде – 72 млн) – на услуги (содержание помещений, производственные услуги, командировочные) и закупку контента, 50 млн – на коммунальные платежи, 24 млн – на «материалы и оборудование» (аккумуляторы, студийные декорации); 20 млн – на членство в Европейском вещательном союзе (оплата членства, прав на трансляцию «Евровидения», ЧМ по футболу и других спортивных соревнований).

Общественное, НОТУ, Зураб Аласания, Татьяна Лебедева, Григорий Шверк, Ольга Герасимьюк, Светлана Остапа, Одриус Сиарусевичус

«Существует реальная опасность, что после апреля денег на трансляцию каналов не останется», - предупредила глава Наблюдательного совета НОТУ Татьяна Лебедева. Председатель правления НОТУ Зураб Аласания добавил, что речь идет об отключении сначала эфирного аналогового сигнала, а потом  цифрового и спутникового. Отключение Зураб подвязал под дату отключения эфирного «аналога», запланированного на 30 марта. Почему так – не донца понятно, ведь если государство зажало половину бюджета НОТУ, то деньги должны закончиться не раньше июля, иначе и 1,5 млрд не хватило бы до конца года.

Сейчас в НОТУ 7200 сотрудников (после сокращения 2 апреля их станет 4 087), у предприятия 1 400 единиц компьютерной техники, но 1 200 из них находятся в эксплуатации больше 15 лет. Производственная техника существенно обновлялась 20 лет назад (тогда же, в 1996-м, появился скандальный японский кредит). У НОТУ есть 21 ПТС, но используются только 9, которые «более современные» (им меньше 10 лет). Треть видео и аудио-оборудования изношено и ремонту не подлежит – запчасти к нему уже не выпускаются. 4 архивные программы Oracle вышли из строя – эфир телеканалов идет «без страховки». Из 354 машин в автопарке 124 – нерабочие, последний новый автомобиль покупался 11 лет назад. А еще Концерн РРТ, как оказалось, подал к НОТУ несколько исков в суд за неоплату трансляций.  

Общественное, НОТУ, Зураб Аласания, Татьяна Лебедева, Григорий Шверк, Ольга Герасимьюк, Светлана Остапа, Одриус Сиарусевичус   

Как финансируется Общественное по сравнению с другими странами

В 2018-м НОТУ получило $26,7 млн на 31 канал. Общественное вещание в Чехии (6 каналов) получает $270 млн, немецкий ZDF (3 канала) – $2,5 млрд, японский NHK – $6 млрд. Также Зураб Аласания показал график финансирования всех объектов НОТУ с разбивкой по годам. Увы, сумма указана в долларах, и из-за колебаний курса сложно объективно оценить бюджетную кривую. Видимо, график готовился для международного сообщества: 

Общественное, НОТУ, Зураб Аласания, Татьяна Лебедева, Григорий Шверк, Ольга Герасимьюк, Светлана Остапа, Одриус Сиарусевичус  

Бюджет в размере $26,7 млн на 31 канал телевидения и радиовещания – это наименьшее финансирование общественного вещания среди всех стран, входящих в состав Европейского вещательного союза.

А вот так выглядят доходы общественных вещателей в Европе: 

Общественное, НОТУ, Зураб Аласания, Татьяна Лебедева, Григорий Шверк, Ольга Герасимьюк, Светлана Остапа, Одриус Сиарусевичус

Если разбить доход на одного человека или процент от ВВП, мы снова на последнем месте:

Общественное, НОТУ, Зураб Аласания, Татьяна Лебедева, Григорий Шверк, Ольга Герасимьюк, Светлана Остапа, Одриус Сиарусевичус

Какие модели финансирования общественного вещания существуют в мире

Презентацию моделей финансирования общественных вещателей начал Юрий Джигир  консультант Совета Европы, специалист по публичным финансам. Формирование бюджета компании как процент годового государственного бюдждета практикуют Великобритания, Франция, Бельгия, Испания, Австрия, Канада и Новая Зеландия. Но там, в отличие от Украины, эта статья не формирует весь бюджет. 

Из других вариантов были отмечены:

- абонплата. Долгое время этот метод был популярен в Западной Европе, но в последние годы теряет актуальность и часто трансформируется в универсальный сбор с домохозяйств как лицензия за подключение; 

- сбор с коммерческих ТРК. Такой метод практикуют в Испании и Франции, но как именно это работает, на презентации не рассказали;

- налог на зарплату. Этот метод с 2013 года практикует Финляндия, но размер налога и другие подробности на презентации также не не сообщили. 

Подробнее на немецком опыте остановилась член Наблюдательного совета НОТУ Светлана Остапа. В Германии абонплата составляет 17,5 евро с домохозяйства – вне зависимости от того, есть ли телевизор в семье. Размер абонплаты  устанавливает неправительственная комиссия, пересматривая сумму раз в 4 года. С каждой абонплаты общественный вещатель ZDF (включает национальные и 9 региональных каналов) получает 4,32 евро. 3 млн немецких семей освобождены от оплаты, до 5% семей от нее уклоняются ( и получают письма с просьбами оплатить), но злостных неплательщиков нет. Абонплата формирует 75% бюджета местного общественного вещателя, еще 6% добавляют реклама и спонсорство. Вместе это 8 млрд евро в год. 

Впрочем, не во всех странах Европы общественные вещатели застрахованы от проблем с финансированием: в 2013-м в Болгарии бюджет компании урезали за освещение антиправительственных акций; в Греции по той же причине деятельность общественного вещателя вообще была приостановлена (правда, потом возобновлена); в Румынии отменили налоговые отчисления, что повлияло на бюджет местного общественного; в Швейцарии скоро пройдет референдум, поскольку население, поголовно пользующееся интернетом, отказывается платить абонплату за телевидение.

Что предлагает НОТУ

Как я вам уже рассказывала, Общественное предлагает изменить статью своего финансирования, прописав в законе 50% рентной платы за использование радиочастотного ресурса вместо нынешних 0,2% госбюджета за прошлый год. Об этом на мероприятии рассказал секретарь Наблюдательного совета НОТУ Вадим Миський. В процентном отношении бюджет практически не изменится – в пределах 1,5-1,7 млрд грн. В 2018-м государство планирует собрать с рентной платы 2,54 млрд, но в 2019-м – уже 3,2 млрд, а в 2020-м – 3,4 млрд. Тогда как по нынешней формуле (0,2% госбюджета) Минфин, перейдя к трехлетнему бюджетному планированию, предлагает НОТУ довольствоваться суммой не больше 1,1 млрд грн. Юридического механизма, чтобы повлиять на правительство и заставить его выделить финансирование в полном объеме, у Общественного нет.  

Общественное, НОТУ, Зураб Аласания, Татьяна Лебедева, Григорий Шверк, Ольга Герасимьюк, Светлана Остапа, Одриус Сиарусевичус  

Почему Общественное не финансируется за счет абонплаты

Абонплата предусмотрена законом об Общественном вещании, но вводить ее параллельно с процентом от госбюджета нельзя: и первое, и второе – средства налогоплательщиков, поэтому нужно выбирать. И выбор очевиден: по данным KantarTNS, только 9% украинцев готовы платить за Общественное. В среднем, они отдали бы НОТУ 40 грн в месяц (от 25 до 65 грн). Наибольшую готовность платить за Общественное высказали в Черновицкой и Винницкой областях, наименьшую – в Николаевской. По данным альтернативного исследования «Фонда демократических инициатив», в ноябре 2017-го о готовности платить абонплату высказалось 29% населения, но только в том случае, если плата за НОТУ составит не больше 10 грн в месяц.   

Эти данные озвучил Вадим Миский, тут же отбросил абонплату как вариант будущей модели финансирования НОТУ. Появление еще одной строки в ежемесячных платежках украинские семьи просто не воспримут. Хотя по подсчетам получаются вполне приличные суммы, всего в Украине 15 млн домохозяйств, и если 9% готовы платить в среднем по 40 грн в месяц, то в итоге получается почти 700 млн грн, что почти сопоставимо с нынешним бюджетом НОТУ. Если же брать 29% при оплате 10 грн в месяц, получаем почти 600 млн грн в год.  

А что с рекламой?

Присутствовавший на мероприятии нардеп БПП Григорий Шверк советует не сбрасывать рекламу со счетов, приводя в пример польский общественный вещатель. В Польше есть абонплата, но она формирует только 28% бюджета. Остальные 72% вещатель получает именно от рекламной деятельности. Более того, польское Общественное готово отказаться от абонплаты, если ему снимут ряд ограничений по рекламе (видимо, речь идет о рекламе алкоголя и т.п.).

Также на мероприятии впервые была озвученная сумма, которую НОТУ в прошлом году получила от рекламы (+спонсорство) и сдачи своих помещений в аренду – это 27 млн грн.  В этом году цифру планируют увеличить до 108  млн грн. Общественное не имеет ограничений на рекламу, но в законе прописано, что рекламный перерыв в час будет уменьшаться на 2 минуты ежегодно. Таким образом, через 4 года рекламы на каналах НОТУ не будет совсем. Сегодня Общественное сознательно отказалось от рекламы алкоголя и рекламы политических сил вне избирательного периода. 

Что о финансировании Общественного думают в министерствах и ВР

В начале мероприятия присутствующие упомянули, как за день до круглого стола Владимир Гройсман снова пообещал дофинансировать НОТУ в полном объеме. По подсчетам «общественников», это седьмое публичное обещание Премьер-министра. Минфин на круглом столе представлял Роман Ярмолович, который, выслушав жалобы НОТУ, смог лишь пожаловаться в ответ: «У нас в законе об образовании записано финансирование на уровне 10% ВВП, в законе о медицине – 5%, в законе об науке – 1,7%. Спросите всех ученых, педагогов, медиков, выполняются ли эти нормы законов? Нет, не выполняются, потому что многие хотят денег, а их на всех не хватает».     

Госсекретарь Министерства информполитики Артем Биденко пришел с конструктивом, предложив помочь Общественному с финансированием, если там найдут команду, готовую производить контент о Донбассе и Крыме. «Министерство огласило конкурс на контент социального характера. Например, хроники захвата Донбасса, хроники захвата Крыма. Мы приглашаем общественного вещателя принять участие и сделать этот проект. Министерство оплатит этот продукт по рыночным расценкам… Это не будут сотни миллионов, но это будет несколько миллионов гривен. И это уже некий плюс», - рассказал он. «Общественники» выслушали предложение с улыбкой (напомню, по данным мониторинга Нацсовета, в НОТУ эти темы игнорируют).   

Если в НОТУ всерьез решат менять статью финансирования, принимать извенения в законах придется депутатам. И с ними Общественному стоило бы наладить контакт, поскольку нардепы, по словам Григория Шверка, «не разбираются в вопросе». По закону они имеют право на 20 минут в месяц на государственном телевидении. НОТУ – не государственное телевидение, но в понимание нардепов – это все вещатели, получающие финансирование из госбюджета (в ответ Светлана Остапа отметила, что НОТУ разрабатывает ток-шоу с депутатами, но в нем они будут отвечать на вопросы, а не пользоваться своими 20-ю минутами). 

Замглавы Нацсовета Ольга Герасимьюк, как и Шверк, советует «общественникам» общаться с властью. Как оказалось, недавно Зураб Аласания и Татьяна Лебедева провели презентацию Общественного для Нацсовета, после которой скептицизма у некоторых членов ведомства по отношению к НОТУ поубавилось. Пользуясь случаем, Ольга высказалась за введение оплаты для членов Наблюдательного совета НОТУ (в прошлом году они провели 17 заседаний), а затем озвучила важное замечание к информационной кампании – она недавно объехала все области Украины, и там никто не понимает, что такое Общественное вещание.

Если не понимают ни политики, ни зрители, «общественникам» действительно стоит задуматься.

И последнее. На мероприятии присутствовал Одриус Сиарусевичус, гендиректор общественного вещателя Литвы LRT, эмоциональное выступление которого я хотела бы процитировать вместо послесловия:

Общественное, НОТУ, Зураб Аласания, Татьяна Лебедева, Григорий Шверк, Ольга Герасимьюк, Светлана Остапа, Одриус Сиарусевичус

- Сегодня я услышал, что финансирование Общественного уменьшили, потому что война. Так нужно было наоборот увеличить – потому что война! К сожалению, этого не поняли политики. Обращаюсь к тем, кто здесь присутствует: создавайте такое Общественное, чтобы оно нравилось вам потом, а не сейчас, чтобы оно не нравилось власти, которая буде после вас. Общественному нужно максимально независимое руководство и финансирование, не зависящее от доброй воли власти. Я слышал, что говорил Гройсман, примерно то же самое слышал от Яценюка. Не надо верить политикам. Существующая модель – хорошая, но нужно увеличивать процент, можно это делать постепенно. Примерно $30 млн – это имитация. Не стоит себя обманывать, что можно создать Общественное на эти деньги. У вас же большая страна! Что вы создаете? Или вы не создаете? Если вы хотите в Европу, почитайте документы об Общественном вещании от европейских организаций, которые, когда придет время, будут задавать вам вопросы. Как нужно создавать? Вы же умные, сами знаете. 

В Эстонии бюджет Общественного сегодня составляет 40 млн евро, в Литве  тоже 40 млн. Мы приняли закон в 1996-м, модели финансирования не было. Мы зависели «от погоды» – один год дали, второй не додали. Нам говорили: если будете работать хорошо – додадим, если плохо – отнимем. Но у нас с политиками было разное понимание того, как мы работаем. Первый бюджет был 32 млн евро, в следующем году он не мог быть меньше этой суммы  так прописан закон. Это один из последних бюджетов в Европе в пересчете на одного жителя. Но это дает стабильность, у нас сейчас и зарплаты растут, и рейтинги (у нас, как и у вас, три телеканала и три канала радио). 

Фиксированный процент от налога – это то, что надо. Но мне тут объяснили киевские знакомые, которых немало, что деньги на телевидение есть. В каждом министерстве есть деньги на отдельные программы  я так понимаю, можно собрать до 100 млн. Вам не дают 0,2%? Поднимите цифру до 0,5%... Если принимаете закон и не соблюдаете его, то в какую Европу вы идете? 

Фото - НОТУ, facebook.com

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...