]
Facebook LiveJournal Twitter

Выгода от пиратства, новый «Х-фактор» и украинcкая «Игра престолов»? О чем говорили на первом «Медиазавтраке» от MRM

13:44 01.06.2017 0

Я прекрасно помню, что вчера обещала рассказать, как же прошел первый «Медиазавтрак», организованный компанией MRM, потому прямо сейчас начну обещание сдерживать.

Только для начала быстренько объясню, что это за «Медиазавтрак» такой. Всем вам известная компания Media Resources Management поняла, что большие медиафорумы вроде организовываемого ею же KYIV MEDIAWEEK – это очень хорошо, но масштаб мероприятия не всегда позволяет игрокам индустрии детально обсудить самые актуальные проблемы отрасли, возникающие на протяжении года. Именно поэтому MRM решила предоставить медийщикам возможность ежемесячно встречаться за чашечкой кофе, чтобы без спешки говорить о том, что волнует их здесь и сейчас.

Первую встречу, которая прошла в киевском ресторане RONIN, решили посвятить структурным изменениям в украинском телеэфире.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Пока дорогие гости и пресса собирались, модератор встречи – главный редактор изданий Content Report и Media Business Reports Артем Вакалюк и генпродюсер канала ТЕТ Виктория Шульженко радовались встрече

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Кто-то в это время пытался самостоятельно разобраться в схемах и графиках, о которых – чуть позже

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

А кто-то благоразумно решил не терять время даром и хлебнуть кофею

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Генпродюсер «Нового канала» Сергей Евдокимов тем временем тоже ознакамливался с цифрами, чтобы быть максимально подготовленным к разговору

Впрочем, долго скучать не пришлось никому: с беспрецедентной для подобных мероприятий точностью Артем Вакалюк дал дискуссии старт. Первым делом, естественно, представив спикеров:

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Викторию Шульженко, Сергея Евдокимова, генпродюсера канала «2+2» Максима Кривицкого, директора департамента аналитики телеканала «Украина» Оксану Пипич

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

И «джокера» – нового программного директора канала СТБ Екатерину Шевелюк

Анонсировав, что разговор пойдет о кардинальных и структурных изменениях в украинском телеэфире, первое слово Артем на правах модератора предоставил себе. И акцентировал внимание присутствующих на том, что если на протяжении 10 лет до 2014 года в этой сфере у нас все было более-менее одинаково и понятно (ведущую позицию занимали сериалы, в основном российского производства, а за ними шли шоу), то за последние три года ситуация сильно изменилась.

Поэтому три года назад компания MRM проявила инициативу и стала считать каждую секунду эфира – сначала у десятки крупнейших украинских каналов, но потом перешла к шестерке.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

– Мы считали каждую секунду эфира, – пояснил Артем. – По Маркдате вытягивали все проекты за год, а это в среднем около 2 тыс. тайтлов, и разбивали по разным категориям контента – сериалы, телешоу, в их числе – скетчкомы, теле- и кинофильмы, реклама, новости, анонсы, анимация и документальные проекты. Есть еще категория «Другое», в которую вошли концерты, прямые трансляции, короткометражные фильмы и межпрограммные заставки.

Мы не считали слоты, не считали, премьерный это контент или нет – только тайтлы и хронометраж.

И получилось, по словам Ваклюка, вот что: если в 2014 году абсолютным лидером эфира были сериалы с долей около 31%, то по результатам 2016 года они с телешоу поменялись местами – на их долю в эфире топ-6 украинских каналов за прошлый год пришлось около 32% от суммарного хронометража вещания. В абсолютных цифрах это свыше 17 тыс. часов вещания. В тройку наиболее популярных видов транслируемого в Украине контента также входят телевизионные сериалы (20% или чуть менее 10,5 тыс. часов вещания) и кино- и телефильмы (16% или 8,35 тыс. часов).

 Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

А вот вам и первый обещанный график

Но компания MRM решила пойти дальше и проанализировать сериальную составляющую украинского эфира – ведь ситуация с запретом в 2015 году трансляции большой части российского контента не могла на ней не сказаться.

– Общее падение доли сериалов в украинском телеэфире – около 50 %, – сообщил Вакалюк. – Зато увеличилось собственное производство. Этот запрет поставил каналы в ситуацию «пан или пропал», что и привело к росту собственного производства. Да и шоу в нашем эфире сейчас на 97% – украинского производства.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

И на эту тему у меня тоже есть для вас графики

- Конечно, общие сведенные данные – это как средняя температура по больнице: в отдельности у каждого канала совершенно другие показатели, – поспешил уточнить Вакалюк. – К примеру, по прошлому году СТБ остается абсолютным лидером в трансляции телешоу – около 58% во всем эфире. Канал «Украина» – абсолютный лидер по трансляции телесериалов. Хоть их доля и сократилась за два года, но все равно около 40% их эфира – сериалы. Наиболее сбалансированный в этом плане канал «1+1», где доля сериалов и шоу приблизительно равна.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Позволив публике на какое-то время углубиться в цифры, модератор предложил все же перейти к обсуждению и поинтерсоваться у уважаемых спикеров: как эти изменения сказались на них и их каналах.

Начали с Виктории Шульженко, упомянув, что канал ТЕТ был лидером по трансляции анимационного контента и производил много собственных шоу.

– Собственного производства на ТЕТ стало больше? – поинтересовался у Виктории модератор.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

– Не стало, – отрезала Виктория. – У нас сериалов было много и осталось столько же, но это было наше решение, и оно позволяет нам существовать как бизнесу. Увеличивать это количество уже некуда – нельзя вот так просто взять и увеличить количество сериалов и шоу. Мы для себя приняли решение это количество поддерживать – на том и стоим. Количество шоу у нас стабильно. У нас были на каком-то этапе русские сериалы, правда, к 14-му году осталась одна «Кухня». «Кухня» ушла, и сказать, что как-то поменялись доли смотрения – ну нет. Потому что удельный вес «Кухни» во всем этом был сравнительно небольшой. Мне эти изменения как раз нравятся – появляется свобода, ты можешь варьировать жанры.

– А заработки? – не успокаивался Вакалюк

– Я вам дам контакты Валеры Вареницы, спросите у него, – отшутилась Шульженко.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Пиарщица Плюсов Наталья Богучарская в это время отвлеклась на общение с коллегой, а зря

Но вопрос заработков живо заинтересовал Сергея Евдокимова, который сам попросил слова:

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

– Вопрос заработка, денег перед нами тоже стоит. Можно, конечно, запустить кучу всяких сериалов, но давайте не скрывать, что многие каналы дотируются своими хозяевами, а такой вид продукции не особо прибылен. Мы на «Новом канале» решили пройти где-то посередине и нашли жанр, который одновременно позволяет как бы и сериал снимать, и при этом оставаться в рамках подъемных бюджетов – жанр сериалити. У нашего «Киев днем и ночью» осенью будет 4 сезон, потом – пятый, а потом и 20-й будет. Бюджеты тут в разы меньше сериальных, а продукт позволяет в прайме достойно конкурировать с классической сериальной продукцией. Более того, мы этот жанр развиваем, и в осеннем сезоне у нас будет вторая линейка сериалити – «Пацанки. Новая жизнь», где героини двух сезонов проекта «Від пацанки до панянки» продолжают свои приключения, только уже в большом городе. Я видел первые серии: прекрасно, смешно, удивительно! Призываю всех смотреть.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

На вопрос из зала о бюджете сериалити Евдокимов ответил уклончиво:

– Вот так я прямо и рассказал. Скажу только, что этот продукт отбивается за счет трех показов. А остальные деньги  зарабатывает благодаря You Tube, продакт плейсменту и т.д.

В этом месте Виктория Шульженко уточнила, что «отбиваемость» продукта все-таки зависит от его жанра:

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

– Стоимость сериалити может быть ниже, чем у сериала, и, конечно, он за три показа может все отбить. А сколько раз нужно показать сериал за $50 тыс, чтобы окупить его? Соответственно, не все сериалы можно показывать миллион раз. У сериалов-комедий или ситкомов-скетчкомов мультипоказность гораздо выше. Везде свои аспекты: часовый сериал будут смотреть внимательнее, но и показать ты его сможешь два раза максимум. Успеешь ты его за это время окупить или нет? Так что дискуссия непростая. Вот вы для себя нашли выход в сериалити, – обраилась Виктория к Сергею Евдокимову. - Завидую.

Подключившийся к разговору Максим Кривицкий поспешил заметить, что сериалити как молодежный продукт подходит не всем каналам.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

– Большие каналы с состоявшейся аудиторией (то есть, «Новый» - маленький и без аудитории? - МН) не могут себе позволить снимать сериалити – это заведомый провал. Тем более если говорить о канале с преобладающей мужской аудиторией. Даже детективное скриптед-реалити будет более женским. Мы для себя поняли, что и сериалы можно снимать с невысокими бюджетами, с которыми сериал может сам себя окупать. Ну, не за три показа, но за 5-7 реально.  

Пользуясь случаем, Артем Вакалюк попросил Максима рассказать о прямых трансляциях канала «2+2».

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

– Прямые трансляции – довольно нестабильный с точки зрения рейтингов продукт, – признался Кривицкий. – Иногда он приносит чрезмерно высокие показатели, иногда может вообще провалиться. Соответственно, любой менеджер с опытом прогнозирования  предпочтет стабильные цифры, от которых можно отстраивать телеканал. Если вы в прайме запускаете даже одну часть сериала, который идет с долей, в два раза превышающей долю самого канала, можете смело заниматься всем остальным за невысокие бюджеты.

Что касается наращивания собственного производства, то Максим признался, что пока о нем речь не идет:

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

– Пока планируем оставаться в том же объеме. И больше работаем над сутью контента, чем над его количеством. Чтобы выйти на увеличение объемов, нужно сначала получить соответствующую аудиторию. Когда мы выйдем на более высокий показатель аудитории, тогда сможем планировать и повышение объемов производства.

Сергей Евдокимов тем временем затронул еще одну проблему:

 – Сериалы, которые нужны «Новому каналу» и его молодежной аудитории, в Украине практически никто не производит. Потому что все сериальное кинопроизводство в Укарине заточено на производство мыла – такой большой мыловаренный завод. И это колоссальная проблема, потому что тяжело найти людей и продакшены, которые бы чувствовали комедийный жанр. Их, по большому счету, – «Квартал»… и еще кто-то, наверное.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Все равно это больше локальные группы, нежели производство с налаженным потоком. Писать сценарий с первого раза естественно не получается. Увеличивается срок производства, предпродакшен и т.д.  Ну и цена вопроса возрастает

– Да и сроки возрастают, их невозможно назвать! – согласилась Виктория Шульженко. – Потому что один концепт нужно переписывать пять раз.  

– Так что иногда легче на все плюнуть и делать простые и понятные шоу квадартно-гнездовым методом, – резюмировал Евдокимов.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

– А еще есть проблема с кастингом, – продолжил Максим Кривицкий. –  Чем больше участников в этой борьбе за сериалы, тем больше проблем с актерами. В Украине с этим прямо беда. Да и со сценаристами тоже.

– А в свете последнего закона о 75% украиноязычного эфира думаю, что за актеров вообще будем драться. – поддержала разговор Шульженко.

– Тут мне руководители крупных студий рассказывали, что стоимость украинских актеров сейчас стала выше, чем тех российских, которых еще пускают, – сделал свой ход Сергей Евдокимов. – Поэтому сериалити – прекрасный выход из положения!   

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Нана Суханова слушает и анализирует

Далее Артем Вакалюк попросил Екатерину Шевелюк пояснить, почему это канал СТБ от шоу перешел к сериалам.

– Не секрет, что на стратегии развития собственного производства у нас был акцент, – стала пояснять Екатерина. – Это непростой путь, но результаты у нас хорошие. И нам кажется, образовалась некая потребность зрителя в сериальной продукции – судя по тому, как активно он их поглощает на «Украине», например, и на «1+1». Сейчас у нас будет около 6 сериалов – делать их будут и наш внутренний продакшен, и «Ваверка Продакшен» – сейчас они разрабатывают лирическую комедию и ситком. Они попробовали силы на скетчкоме «Коли ми вдома», который оказался очень финансово успешным, мы поняли, что они могут: например, за 2016 год «КМД» был в эфире около 830 раз и при такой плотности показал средние цифры 7,5-8,5 %. Следующий шаг для них – вырасти от скетчкома в ситком, это будет уже в осеннем сезоне. А в 18-19 годах уже ждем от них более серьезных шагов. Так что сейчас готовимся предоставить нашему зрителю разнообразный сериальный контент.

Сейчас вот заходим в производство очень красивой костюмной истории больше чем на 24 серии – делаем ее в партнерстве с одним из украинских продакшенов. Вчера смотрели пробы, грим-костюм – очень красиво!  

Тут Сергей Евдокимов рассказал о будущих трех сериалах «Нового канала», после чего Артем Вакалюк потребовал ответа от Оксаны Пипич: почему канал «Украина» делает такую ставку на долгоиграющий продукт?

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Та с некоторой обидой отметила, что не только на долгоиграющий, но отталкиваются на «Украине» в первую очередь от аудитории. А реальность такова, что нынче и в другие жанры сейчас будут привноситься элементы сериальности. Хотя налицо процесс снижения общих хронометражей сериалов, который в краткосрочной перспективе пока будет продолжаться.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Что же касается «Украины», то вещатель будет предлагать новые жанры – детективные мелодрамы, например, да и просто детективы. Потому что разнообразие жанров нынче – новый тренд.

Кстати, оказалось, что самый продаваемый продукт «Нового канала» – «Аферисты в сетях», которые при очень скромной себестоимости раскупаются, как пирожки:

– Так что, если мы говорим об экономике, то нужно создавать такие продукты, которые будут валютой, которую везде принимают – таким себе биткоином, который сможет жить и после эфирной жизни, – поделился мудростью Евдокимов.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Галина Петренко призадумалась - то ли о валюте, то ли о пирожках

Дальше решили обсудить доходы от диджитал, и тут слово снова взял Евдокимов:

– «Киев Днем и Ночью» для нас – очень хороший кейс существования в интернете, диджитале и пр. Он раскрутил нам и сайт «Нового канала», и наш канал на You Tube. Там в определенный момент пошел просто вал аудитории. С одной стороны, это немножко неправильно, потому что живем-то мы от телерекламы, с другой стороны - льстит, потому что ты понимаешь, что твой продукт смотрит уже очень широкая аудитория. У тех же «Пацанок» уже под 4 млн просмотров первой серии второго сезона. А так – в районе 3 млн просмотров у каждого эпизода. И это при том, что первые три дня эпизод висит на сайте канала – там зарабатывает, а потом и на You Tube. Надеюсь, мы его когда-нибудь еще и продадим.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

И, оказывается, даже из пиратства «Новый канал» умеет извлечь пользу:

– Мы в свое время стали сознательно выкладывать свои продукты во всяких торрентах, чтобы максимально охватить аудиторию. Это – как в торговых центрах бесплатные пробнички. В конце концов, зритель в какой-то момент включит телевизор, чтобы посмотреть премьерную серию. И потом придет на официальный видеоканал. 

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Далее выяснилось, что канал СТБ снова собирается обновить «Х-фактор»: во всяком случае, обновить панель судей, и ищет новые жанры, ТЕТ осенью запустит новый сезон «ЛавЛав Кар», а канал «Украина» из рубрик своего утреннего шоу сотворит новые мейковер и кулинарное шоу.  

Сергей Евдокимов похвастал, что на «Новый канал» наконец обратили внимание компании FILM.UA и Star Media – теперь у них общие проекты.

 – Мучаемся, но двигаемся вперед, пишем для молодого зрителя. Но процесс долгий. Надо же перестроить себя. 

- А купить для молодого зрителя? – прозвучал вопрос из зала. – Турция, Корея?

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

– Мы пробовали для молодого зрителя покупать Турцию, – призналась Виктория Шульженко. – Бледное подобие продукта по показателям. Это было прекрасно с точки зрения картинки, красивых героев  и т.п., но «Роксоланой» для молодых это не стало. Конечно, можно продолжать искать, потому что с точки зрения закупки это небольшая сумма (в сравнении с производством). Но прошлая покупка была настолько болезненной, что я, пожалуй, еще подожду. 

Сергей Евдокимов добавил, что для «Нового канала» иностранные сериалы не являются эффективным программным решением:

– Мы лучше свое шоу произведем, и оно соберет больше. А Екатерина Шевелюк призналась, что канал СТБ пристально смотрит в сторону украинской литературы с целью экранизации.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Взгляд у Аллы Преловской какой-то недоверчивый 

Затем все снова посетовали на дефицит хороших актеров и сценаристов, высказали мнение, что для подъема сценарной школы нужно подождать лет 5-7, пока люди научатся на практике:

- А то мне очень нравится, когда ко мне приходят и говорят: «А давайте снимем нашу «Игру престолов»!» Давайте. 

И перешли к анимации, которой в сетках вещания каналов становится все меньше.  

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

– На «Новом канале» есть анимация, это условия лицензии. Но все идет к нишевизации, – пояснил Сергей Евдокимов. – Вот находишь ты свою аудиторию, и нельзя одновременно работать для 4-хлетнего и 24-хлетнего. Соответственно, мультфильмы для нас – не блюда первой необходимости. А с точки зрения производства это вообще самый долгосрочный и дорогой жанр. Мало того, что написать нужно правильно, это еще анимировать нужно правильно, и тут стоимость уже рассчитывается поминутно.

В заключение генпродюсер «2+2», пользуясь случаем, пригласил всех на августовскую презентацию своего канала:

– У нас будет много своего продукта, и в тренде нашей дискуссии хотим похвастаться.

Все посмеялись и пообещали обязательно прийти.

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Ну и приступили к нетронутым круассанам с шоколадом, о которых из-за интересной дискуссии все и забыли

Медиазавтрак, MRM, Виктория Шульженко, Сергей Евдокимов, Максим Кривицкий, Оксана Пипич, Екатерина Шевелюк, Артем Вакалюк

Ну и, естественно, селфи

В общем, первый блин, то есть, круасан, то есть, Медиазавтрак, комом не вышел, я считаю. И уже с нетерпением жду второго. И вам советую. 

Фото Кирилла Авраменко

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...