В общем-то, весь этот спецпроект рассказывает о том, почему «Игра престолов» - продукт феноменальный, с какой стороны ни посмотри. Но давайте все же вычленим из огромного количества его достижений главное - что сделали создатели сериала, чтобы навсегда войти в историю телепроизводства и доказать мировой индустрии, что при должном старании и желании даже в жестко регламентированном мире коммерческого телевидения возможно все.
Итак, есть задача: перенести на малый экран роман, в котором действуют десятки героев первого и второго плана (и еще сотня персонажей помельче). Что делает среднестатистический телевизионщик? Мини-сериал, решительно отсекая всех «лишних» героев, потому что зритель «не готов» напрягаться и всех запоминать. Что делают Уайсс и Бениофф? Выстраивают на основе богатого и сложного вымышленного мира Джорджа Мартина восемь великолепных сезонов. Зритель, говорите, не готов? А вы пробовали его подготовить?
Еще одно отличие «Игры престолов» от ее менее удачливых собратьев - обилие женских персонажей, причем ключевых. Пару лет назад команда Международного кинофестиваля в Торонто подсчитала, что только в 29-ти из ста лучших фильмов в принципе есть главная героиня, а среди персонажей с репликами - всего 32% женских. Ситуация с сериалами не намного лучше, особенно если говорить о «суровом» продукте с обилием батальных сцен, изначально ориентированном на мужскую аудиторию. В «Игре престолов» с гендерным балансом все более чем в порядке. Как говорится, #спасибомартинузаэто.
Ну, и раз уж я упомянула батальные сцены: ни по количеству, ни по качеству битв «Игре престолов» равных нет. Среднестатистический телевизионщик просто скажет: дайте бюджет - я сниму. Бениофф и Уайсс же выстроили многоходовочку: «опустились перед каналом на колено», опираясь на готовый сценарий, убедили, что без увеличения бюджета на баталии «дiла не буде», на примере одной идеально выверенной сцены доказали, что их схема - рабочая, и дальше получали миллионы на воплощение своих самых смелых фантазий без особых проблем.
Об использовании компьютерной графики только там, где это жизненно необходимо, и невероятной реалистичности происходящего, порой достигаемой ценой крови и пота команды, мы сегодня уже говорили. Так что просто резюмируем: хотите снять крутой продукт - найдите единомышленников (как тот же Мигель Сапочник), готовых лично пройти через все круги производственного ада, заставить команду построить полноценный Винтерфелл, сделать что угодно, но достичь результата мечты (6 серий восьмого сезона снимали 10 месяцев. Ох, я бы много отдала за то, чтобы узнать, какая у них выработка). Ну а попутно - размыть существовавшую ранее четкую грань между кино и телевидением. До «Игры престолов» вся эпичность была привилегией исключительно большого экрана, малому оставались лишь разного рода душевные терзания. Что ж, теперь все может измениться.
Говоря о реалистичности, не стоит забывать еще об одной исключительной особенности «Игры престолов»: все герои, находясь в фэнтезийном мире, с первой сцены действовали как обычные люди - обманывали, предавали, ненавидели, завидовали… Все как в жизни. Создатели сериала просто позволили им быть людьми, ну, и умирать так же, как люди - не только в эпичных битвах или тайных заговорах, но и во вполне бытовых ситуациях. Впрочем, со временем (и это еще одна ключевая особенность «Игры престолов») авторы начали сознательно нарушать собственные же правила: воскресив Джона Сноу, позволив всем всех спасать, причем самым волшебным образом. Никакого тебе «как в жизни». И если в восьмом сезоне создатели вернутся к мрачной реальности, в которой умереть может кто угодно и когда угодно, зрители, кажется, не будут против: сериал всегда был непредсказуем, поэтому и придраться тут не к чему.
«Игру престолов» любит не только Барак Обама
«Игра престолов» - первая на телевидении экранизация недописанной книги, и это помогло сериалу обрести еще одну исключительную особенность: с одной стороны, шоураннеры четко следовали плану Мартина в главных характерах и перипетиях, с другой - сделали собственное шоу с собственными правилами.
Зашкаливающее количество крови, насилия и обнаженки. Ну, очевидно же, что людям это нравится.
Так дайте им больше! Но сделайте это красиво. Так - чтобы ни один чертов моралист не придрался.
Ягодицы в кадре - идеальны. И да, здесь обнажаются не только женщины
«В каждом эпизоде есть одна обнаженная сцена, семь шуток и пять ножевых ранений, - делится секретом успешного шоу Уайсс. - И если что-то одно выпадет из эпизода, нужно добавить его позже. Вы должны поддерживать средний уровень секса и насилия на протяжении всего сезона».
Кстати, о шутках: неплохо было бы все же узнать, чем закончилась история Тириона об осле и пчелиных сотах. «Над финалом шутки работают три команды комедийных авторов», - отшучивается Уайсс, но, зная размах создателей сериала, никто бы не удивился, если бы это было правдой. Впрочем, сейчас о другом: зрителей «Игры престолов» подталкивают зрителей не только строить версии о сюжетных поворотах и поведении персонажей, но и… додумывать окончания шуток! А всего-то и нужно было дважды за сериал начать рассказывать историю и дважды оборвать ее на самом интересном моменте.
Бениофф и Уайсс пришли на телевидение из кино и попросту не умели работать в стандартном для малого экрана хронометраже: «Смотря «Во все тяжкие», я постоянно удивлялся, как им каждый раз удается сделать идеальный эпизод и при этом уложиться в 42 минуты и 40 секунд. Это особое умение, помимо остальных талантов [шоураннера] Винса Гиллигана и его команды. Нам повезло, что в этом вопросе канал на нас не давит - можно снять эпизод на 80 минут или эпизод на 50», - рассуждает Бениофф. Ну вот, а все решили, что нестандартный хронометраж - это особый творческий метод шоураннеров «Игры престолов».
Так что еще один секрет создателей сериала - никому не признаваться в неудачах: «Есть ли в шоу что-то, что нам не нравится? Мы не скажем. Потому что если скажем - вы тут же броситесь искать эти сцены и говорить: «Да это же отвратительно! Я не осознавал, насколько ужасен этот элемент шоу». Не признаешься в своих ошибках - все вокруг начинают выискивать в них что-то особенное. То самое знаменитое удивление от «Игры престолов». Эффект неоправданного ожидания.
Ждем, когда «Игра престолов» войдет в учебники по телепроизводству. Все, что для этого нужно, уже случилось.