«Любовь к трем цукербринам»: вот что я скажу тебе, птичка…
Новый Пелевин очень странный. Странный как для Пелевина, как бы странно это ни звучало. Да, все привычные злободневные обертки на месте: в данном конкретном случае – Майдан, AngryBirds, фейсбучек, Google, хомячки, тролли, etc. В чем же странность? Не в обертке, а в начинке.
Виктор Олегович написал книжку про человека и Бога – впрочем, как всегда: никаких других у него нет. Новое то, что в «Любви к трем цукербринам» (Эксмо, 2014) вдруг выясняется, что Бог… есть. Что у бесконечной пустоты есть конец и начало, что вообще что-то ЕСТЬ, еще точнее – что есть абсолютно ВСЁ и ВСЕГДА.
Возможно, старт этой неожиданной трансформации был заложен в финале пророческого S.N.U.F.F. Когда «резиновая кукла» Кая ни с того, ни с сего фактически обретает душу (прямо такого не говорится, но все очевидно из повествования), то это автоматически становится доказательством существования этой самой души как феномена, которому, в принципе, все равно, в какую конкретно форму воплощаться.
В «Любви…» все еще прозрачнее и понятнее. Вообще, понятно до неприличия, честное слово (что опять-таки странно). Рассказчик, вследствие злоупотребления медитативными практиками, внезапно обретает дар всевидения и всеведения – становится Киклопом, прозревающим прошлое, настоящее и будущее (вместе с фактом того, что их на самом деле нет). И заодно уясняет порядок мироустройства, символически представленный так. Создатель – неимоверно уставший от забот по поддержанию Мироздания зеленый усатый хряк (простите – божественный вепрь). Его антагонисты – злобные Птицы. Конкретнее – человекоподобные существа с птичьими головами, созданные «по образу и подобию» древнеегипетского Тота. Они с неиссякаемым энтузиазмом пытаются порешить Творца, запуская в него (точнее, в Киклопов как его «земные воплощения») живые снаряды – людей.
В общем, все предельно «ясно-понятно». Читая «Любовь…», совершенно ненужно напрягаться, чтобы расшифровать ту или иную аналогию образов – от «книги Бытия» по AngryBirds до описания потихоньку загибающегося либерального российского сайта Colta.ru(для самых недогадливых ненавязчиво переименованного в Contra.ru).
Также здесь есть вполне внятное изложение микса из нескольких теорий множественных Вселенных. Плюс – попытка обоснования того «зачем это вот всё» (и конкретно работа Киклопа по ее, Вселенной, поддержанию):
«Каждую секунду из этого мира отправляется множество невидимых поездов, каждую секунду умы покидают его и переходят в другие, почти неотличимые поначалу вселенные. В сущности, пока я охранял один из узлов бесконечности, на месте пребывал один я, а все остальные приходили и уходили. Этот мир был просто ступенькой в чужих жизнях.
Но чем дольше эта ступень огромной лестницы оставалась на месте, тем больше возможностей и маршрутов возникало у проходящих здесь существ. Да, мир погибнет и кончится – и что с того? Любой «Титаник» когда-нибудь тонет, такова его судьба. Главное, чтобы до этой минуты от него успело отойти как можно больше лодок» (с)
Еще в книге есть очень четкое обоснование «зеркальности» Бога и Человека по принципу «Алиса видит во сне Короля, который видит во сне Алису, которая видит во сне Короля, который…». И окончательно оформившийся концепт людей как зеркал, сновидений, витражей (как в «БэтманАполло»), через которые смотрит/познает себя/существует нечто большее. Но, в отличие от «вампирского» цикла, здесь этот концепт подразумевает уже не паразитирование, а симбиоз.
«У нас много всяких функций в мире. Одна из них – быть наблюдательной площадкой для высших существ. Мы бессознательно призываем их, когда чувствуем, что происходящее того стоит – это как бы вмонтированный в нас маячок, который включается автоматически. А когда нам кажется, что наша жизнь зашла в тупик и нам не хватает нового и яркого, каких то путешествий, приключений и так далее – это просто указание, что из нас открывается не особо интересный вид и нужно улучшать сервис.
Фейсбук и инстаграм, по сути, есть упрощение и профанация того, о чем я говорю: вывесить фотографию своего котега, расшэрить со стадом овечек свое ми мими… Это как если бы кукла стала играть в куклы, а солдат – в войну. Мы сами и есть инстаграм и фейсбук, мы заповедные рощи, темные аллеи, треки и скоростные спуски – измерения, куда путешествуют высшие и непостижимые для нас сущности» (с)
Резюмируя: Виктор Олегович написал какую-то подозрительно добрую книжку. Если бы ее написал кто-то другой, вопросов бы не возникло. А так, если честно, до самого финала ожидаешь какого-то подвоха и… не дожидаешься. Возможно, в этом главныйподох и заключается.
Или же все еще проще: Пелевин всегда идеально чувствовал дух времени. И сейчас людям категорически нужно какое-то мимими – ну, сил нет на суровую правду жизни и смерти. И вот оно, мимими – получите, распишитесь. Ок, мимими по-пелевински, но. Хотя, кто знает… Я – так точно нет.
«Все обезьяны состоят друг из друга. Гены есть не только у наших тел, но и у наших умов. Мы все похожи на тех, кто жил здесь когда то раньше… Но есть ли смысл говорить, что мы были ими, а они стали нами?
Это настолько смутная область, что все мнения здесь – исключительно вопрос вкуса. Некоторые адепты тибетского буддизма втайне верят, что у каждого ламы есть своя «чистая земля», куда за ним уйдут ученики. Но на самом деле все проще: любой ум создает свою собственную чистую (или не очень) землю – и уходит именно туда. Ум и есть эта самая «земля». Каучуковый мячик бросают в пол, и он начинает скакать вверх вниз, вверх вниз… Все частицы в нем уже сменились, а мячик еще скачет.
Мы просто сумма имен, привычек и страхов. Мы оставляем отпечаток на реальности, пока мы живы, а когда мы умираем, жизнь воспроизводит себя (именно себя, а не нас) по этому отпечатку. Море заполняет след на песке и принимает себя за ногу. Нога делает шаг, опять оставляет ямку в мокром песке, исчезает – и море заполняет ее след…
Мистики говорят правду – мы никогда не были ногой, мы всегда были морем» (с)
P. S. В сети самых распространенных обвинений новому Пелевину три – самоповторы (безусловно, есть такое дело), дешевая эзотеричность (ну, не дорогая…) и, наконец, отсутствие пророчеств и прочих «сеансов черной магии с разоблачением». Вот с последним, пожалуй, не соглашусь. И приведу два фотоаргумента:
случайный кадр из шотландского городка Абердин
и снимок свеженького киевского мураля.
В общем, всюду знаки, всюду!
Фото - dailymail.co.uk, InteresniKazki